karakulov

Текст Антон Галущенко | 25.06.2012

ДаруДар — ставшая культовой Интернет-площадка, на которой пользователи обмениваются подарками. Что же это — прообраз экономики будущего, новая субкультура дарителей или же специфическое Интернет-сообщество? Hungryshark расспросил создателя ДаруДар Максима Каракулова о цели его проекта, взглядах на общество и том, зачем он занимается этим ресурсом.

Расскажи о себе.

Я родился в 1977 году, в поселке Уваровка, что в Подмосковье.  Закончил математическую школу с золотой медалью в Жуковском. Поступил на экономический факультет МГУ: хотел понять, как устроена экономика, чтобы помочь выбраться нашей стране из чудовищного постперестроечного кризиса. Однако в университете было очень скучно, я так и не нашел там интеллектуальной компании, в которой смог бы развиться и заняться чем-то полезным и важным.

В 1998 году, во время учёбы, я совершенно случайно познакомился с сыном одного московского художника и попал в тусовку современного искусства. И целых восемь лет я занимался уличными акциями, перформансами и инсталляциями, изучал философию и социологию. С помощью искусства я стал впервые на практике изучать поведение людей и взаимодействие между ними, особенно меня занимал вопрос о том, что позволяет людям быть вместе, какие формы обретает их совместное существование. В 2003 году я услышал про флешмобы и на несколько лет стал их активным участником и идеологом.

Во флешмобах меня больше всего поражало, как незнакомые друг с другом люди умудряются с помощью интернета договариваться о совместных уличных акциях, в которых не было никакого очевидного смысла.

Затем пришла пора обеспечивать свою жизнь, я вспомнил навыки HTML-верстки, которым меня научил мой брат. Я прокачал своё умение в одной маленькой компании, затем поработал в студии Лебедева, а потом попал в Futurico. Здесь-то я впервые и столкнулся с онлайн-сообществами и увидел, как они живут и развиваются. Я начал думать о том, как с помощью интернета можно объединить людей в том числе и в офлайне. Не только ради краткосрочных безумных акций (как во флешмобе), но и ради конкретных долгосрочных дел, приносящих реальную пользу.

ДаруДар как сообщество

Что такое Дару-дар?

Дару-дар — это онлайн-сервис, с помощью которого люди, незнакомые между собой, дарят друг другу свои вещи и услуги, не требуя ничего взамен. Каждый дар — это отдельная публикация, с фотографиями и описанием того, что дарится. Те, кто хочет получить дар, оставляют свои желания, поясняя, зачем им это нужно, что они будут с этим делать. Даритель на основе этих желаний, а также на основе прошлой истории желающего, выбирает того, кто ему наиболее симпатичен, выбирает одариваемого. Люди встречаются, дар передается, и одариваемый пишет публичную благодарность. Вся история твоего дарения сохраняется в твоем профиле и доступна для всех.

postman2

Что ты можешь сказать о цифрах?

За три года существования проекта присоединилось более 130 тыс. участников из сотен городов. Две трети зарегистрировавшихся так или иначе что-то подарили или прияняли в дар. Основные страны, участвующие в данный момент в безвозмездном дарении — это Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Ежедневно дарится более двух тысяч вещей и услуг. И уже подарено более полутора миллиона даров. Что интересно, гораздо больше дарителей среди женщин, их на ДаруДаре около 70%.

Основной возраст участников 17-35 лет, таких — более 80%.

И что, в основном, люди дарят друг другу?

Вчера я смотрел статистику за последний месяц, самый популярный по просмотрам — iPhone. Вещи дарят самые разные, порой очень неожиданные. Больше всего дарится одежды, потом идут детские вещи, далее – предметы коллекционирования. Много дарится книг, игрушек, украшений, парфюмерии, рукодельных изделий. Отдельно идут услуги: фотосессии, экскурсии, гостеприимство, макияж, стрижка, массаж.

А какие мотивы у людей, которые приходят в ваше сообщество?

Мотивы у людей самые разные. Многие говорят, что испытывают особую радость, встречаясь с одариваемыми и видя их улыбки, оказывается, дарить гораздо приятнее, чем получать в дар. Другие благодарят сервис за то, что с помощью дарения они обрели новых знакомых и друзей, есть даже те, кто нашел себе вторую половинку. Третьи утверждают, что научились понимать подлинную ценность вещей и освободились от “накопительства”. Кто-то просто пристраивает ставшие ненужными вещи, освобождая свое личное пространство. Есть и такие, кто даже покупает что-то, чтобы выложить в дар. Каждый приходит в ДаруДар по-своему, хотя бы даже просто для того, чтобы убедиться, что все это действительно работает. Но затем, в процессе дарения, каждый находит для себя что-то своё.

В одном из репортажей о вашем проекте говорили, что в Москве участники сообщества регулярно собираются на Трубной площади. Почему именно там?

Почти в каждом более менее крупном городе со временем стали проходить так называемые “общие встречи дарения”. Люди встречаются в одном месте и в одно время, чтобы подарить то, что они пообещали друг другу в течение последнего времени. В Москве такие встречи случаются каждую пятницу, в 18:00, на Трубной площади. Обычно собирается 200-300 человек. Общие встречи возникли спонтанно. Обычно ты выкладываешь в дар сразу несколько вещей, и тебе приходится договариваться сразу с несколькими одариваемыми одновременно. Проще всего сразу назначить всем им встречу в одном месте и в одно время. Но и твои одариваемые тоже кому-то что-то дарят, и они тоже могут на встречу с тобой позвать всех своих одариваемых. Таким образом экономится очень много сил.

В какой-то момент времени в Москве стало происходить так, что спонтанно собиралось по 10-20 человек, одаривающих друг друга.

Причем нередко случалось, что в нескольких метрах в то же самое время собиралась другая группа. И вот, как-то раз, кто-то из сообщников в нашем коллективном блоге предложил провести большую общую встречу. Идею подхватили, стали обсуждать место встречи, попробовали на тесной Пушкинской, а потом кто-то предложил Трубную, тогда только возникшую и еще никем не “занятую”. И это место сразу же всем очень понравилось, дарударовцы быстро его сделали “своим”.

vstrecha_trubnaya_18_06_102

Есть ли случаи мошенничества и обманов в сообществе, насколько они распространены?

Люди на ДаруДаре ничем не отличаются от других людей, и как и везде, есть среди них  такие, которые нарушают принятые нормы поведения. Однако мы развиваем сообщество на принципах прозрачности и самоорганизации. Все поступки человека сохраняются в его профиле, их всегда можно посмотреть и решить, хочешь ли ты иметь дело с этим человеком или нет. Одним из важнейших инструментов самоорганизации является публичный отзыв о человеке.

Если вдруг кто-то пожелал дар, чтобы пользоваться им, а потом тут же выложил его в продажу на другом ресурсе, то кто угодно может обнаружить это, сделать необходимые скриншоты и выложить их в качестве отрицательного отзыва в профиле обманщика. У человека сразу портится репутация, и все меньше людей хотят взаимодействовать с ним, ему становится все менее интересно оставаться в сообществе. Если ты предложил в дар вещь, скрыв её изъяны, то одариваемый вправе в своей “благодарности” показать, какую вещь он в итоге получил, и все видят, как слова дарителя расходятся с его делами.

Т.е. обманывать и мошенничать становится очень невыгодно и затратно. На ДаруДаре такие люди появляются нечасто и долго у нас не задерживаются.

О вас делали много репортажей и материалов. Даже на центральных российских телеканалах. Каким образом получилось, что проект вызвал такой резонанс?

Для меня самого до сих пор это загадка. На примере ДаруДара я впервые увидел, что СМИ — это не только “голос власти”, но и прежде всего часть нашего гражданского общества. Того общества, которое само выбирает себе лидеров и само усиливает то, что считает полезным для себя. Какое-то время я думал, что сама по себе идея безвозмездного дарения, воплощенная нами на практике в симпатичном сервисе, имеет такой резонанс. Но с другой стороны, сколько есть хороших идей и симпатичных сервисов, о которых совсем не говорят. Может быть нам удалось удачно и понятно озвучить некоторую общую мечту и способ ее обретения?

Может быть всё дело в том, что ДаруДар возник в тот самый момент, когда люди сами этого захотели? С самого начала, с первой волны регистраций, меня не покидало ощущение, что люди уже были готовы к подобному и ждали чего-то подобного. Потому что никому не пришлось ничего долго объяснять — первые пользователи пришли сами и тут же начали одаривать друг друга без какой-либо помощи или модерации с нашей стороны.

ДаруДар как стартап

Как начиналась история ДаруДара?

Идею ДаруДара мы родили втроём: я, мой брат и мой друг. Произошло это в 2008 году. В тот момент мы были вовлечены в работу над такими проектами как Habrahabr.ru и Dirty.ru, посвященных организации и поддержке он-лайн сообществ. Мы увидели, что интернет позволяет создавать платформы, с помощью которых люди могут объединяться в виртуальные сообщества и коллективно достигать полезных результатов. Кроме того, я очень хорошо помнил опыт 2003 года, когда по всему миру бушевали флешмобы.

Тогда я увидел, как с помощью интернета совершенно незнакомые люди могут очень быстро договариваться и устраивать самые сумасшедшие уличные акции. Больше всего во всех этих акциях поражало, что все участники акций были совершенно незнакомы друг с другом. Более того, один из главных принципов флешмоба гласил, что после акции никто не должен знакомиться и сразу же покидать место проведения акции.

То есть ставка делалась на то, чтобы взаимодействовали принципиально незнакомые друг с другом люди.

Тогда показалось, что интернет на его нынешнем этапе восприятия людьми, позволяет нам моделировать некоторые общие сценарии поведения, которые мы можем вместе реализовывать. И, собственно, был задан вопрос: а что можно с помощью интернета сделать такого интересного, чтобы он людей объединял не только в виртуальности, но и в самой реальности. Как это в своих акциях делал флешмоб — но только на длительное время, чтобы общий сценарий не прекрашался через пять минут, а продожался бы и продолжался.  И родилась идея: а что если сделать такой сервис, с помощью которого люди бы смогли договариваться и дарить друг другу вещи, которыми они перестали пользоваться?

 Это был такой очень творческий импульс, не было никакой большой идеи в тот момент. Это было именно ощущение интернета, переживание его потенциальных возможностей, мы просто решили поэкспериментировать. И вот, мы ушли из проектов, в которых работали, а  в конце 2008 года мы допроектировали базовую версию сервиса, который разрабатывали в течение полугода, запустили его в сеть и предложили людям с помощью него дарить друг другу.

А какие существуют похожие зарубежные проекты? Были ли вы первым подобным проектом?

Как только мы задумались о создании сервиса дарения, то первым делом, конечно же, посмотрели, есть ли уже что-то похожее. Это было удивительно, но ничего подобного мы не нашли, хотя идея нам казалась лежащей на поверхности. Уже чуть позже, спустя, наверное, несколько месяцев после начала проектирования, мы всё же обнаружили ЖЖ сообщество “Отдам даром” (существует с 2002 года) и западное сообщество Freecycle (существует с 2003 года). Но поняли, что мы хоть и опираемся на ту же идею, но делаем совсем другое.

И в “Отдам даром” и во Freecycle было  скорее не дарение, а избавление от вещей.

И отдавались вещи там скорее не тем, кому они более всего пригодились бы в данный момент, а тем, кто первым успел отметиться. Тем не менее, на примере этих двух сообществ мы увидели, что подобная практика дарения работает, и работает довольно успешно. Это придало нам дополнительных сил и уверенности в себе.

После запуска мы продолжали искать проекты, подобные нашему, и со временем еще обнаружили Couchsurfing (сообщество дарения гостеприимства, существует с 2003) и Postcrossing (сообщество дарения почтовых открыток, существует с 2005). Мы попробовали наладить с ними связь, чтобы понять, каким образом мы могли бы сотрудничать, но ничего путного у нас не получилось, завязать контакт не удалось. Три года подряд мы существовали в некотором вакууме. Мы видели, что ДаруДару удалось с помощью современных технологий предложить людям абсолютно новую социальную практику, непохожую на то, к чему все привыкли.

И мы всё ждали, когда же появятся новые проекты, верящие в силу интернета также как и мы. И вот, в 2011 году произошел неожиданный всплеск подобных проектов. На западе проявляются один за другим такие проекты как TaskRabbitZaarlySkillShare, в России —ПодорожникиДругДругуБудист. Все эти проекты — как и ДаруДар — предлагают людям новые способы и новые смыслы взаимоотношений.

На западе эту тенденцию начинают называть Sharing Economy (экономика совместного использования) или Collaborative Consumption (коллективное потребление).

darya_karakulova2

Сколько человек занимается проектом? Какова твоя роль?

Изначально проектом на постоянной основе занимались 4 человека: 2 программиста, верстальщик и продажник. Дизайн сервиса разработал мой друг, и внутри этого дизайна мы на протяжении долгого времени уже самостоятельно создавали новые функции и возможности. Помимо непосредственной работы над кодом и общения с рекламными агентствами, постепенно мы обросли разной дополнительной деятельностью, о которой изначально не особо задумывались.

Прежде всего, речь идет о работе по развитию сообщества (то что сейчас называется Community Management и Social Media Marketing).

Мы погрузились в непрерывное общение с пользователями сервиса, а также с людьми, рассказывающими о Дару-даре в интернете и в средствах массовой информации. Эта деятельность стала занимать у нас все больше и больше времени, порой гораздо больше, чем работа с кодом. Но новых людей в команде, которые бы взяли на себя эту нагрузку, у нас не появилось, мы всю деятельность разделили между изначальным составом.

Однако, с начала 2010 года у нас начались проблемы с финансированием, и постепенно каждый из нас оказался вынужден найти себе работу. Сейчас мы занимаемся ДаруДаром “в свободное от работы время”, что нам всем очень не нравится. Потому что разивать проект такого масштаба можно только если заниматься им регулярно, не отвлекаясь ни на что другое. Последний год мы активно ищем инвестора, который бы смог стать нашим стратегическим партнером, который помог бы нам выработать устойчивую бизнес-модель и как минимум вывести проект на самоокупаемость.

Основная моя роль в ДаруДаре — идеология, или Product Management, как сейчас говорят.

Я соединяю всех участников проекта друг с другом, курирую расстановку приоритетов по развитию функцинала сервиса, проектирую итерфейсы. Но кроме того, как и каждый другой участник, я совмещаю и многие другие роли: еще я верстальщик, копирайтер (пишу тексты, новости проекта, представляю проект в СМИ), занимаюсь работой с сообществом (Community Management).

Давай теперь поговорим о бизнес-моделях

Мы всегда наивно полагали, что когда у нас будет десять тысяч пользователей, то мы сможем продавать рекламу. Мы обошли десятки рекламных агентств, но никто не проявил желания включить нас в список своих площадок-партнеров. Мы повесили контекстную рекламу: при нынешней посещаемости порядка 25 тыс. человек в день  она приносит нам около 70 тыс. рублей. Мы ввели добровольные пожертвования: каждый месяц меценатскую поддержку оказывают около 1% активных участников, и их общий ежемесячный вклад составляет порядка 10 тыс. рублей. Всех этих денег нам сейчас едва хватает на оплату сервера и на скромную зарплату одному программисту. Очевидно, что развивать проект — как мы его задумали — с такими ресурсами нельзя. И последний год мы активно ищем нашу бизнес-модель, которая позволила бы нам поддерживать минимальную боевую команду.

Основная проблема в том, что в отношениях между людьми на ДаруДаре принципиально отсутсвует такой ресурс, как деньги. Мы ничего не продаём пользователям, и сами пользователи ничего не продают друг другу. Рекламная же модель не работает, потому что сервис еще не настолько большой, чтобы привлекать рекламодателей. И тем не менее, как мне кажется, мы уже нащупали несколько способов, с помощью которых мы можем таки зарабатывать деньги. Один из таких способов следующий. Мы предлагаем компаниям стать участниками дарения — наравне с обычными людьми.

Мы это называем “подарками компаний”. Компания может иметь свой постоянный профиль (страничку) на ДаруДаре и дарить свою продукцию, собирая отзывы о своей продукции от одариваемых, для которых написание отзывов о полученном в дар уже является привычной освоенной практикой. Эти отзывы компания может распространять среди своих потенциальных клиентов. А это очень важно, когда о продукте рассказывает не сам производитель, а точно такие же люди, как и ты сам.

За участие в “подарках компаний” компания платит ДаруДару.

Какие перспективы проекта ты видишь?

Мы хотим, чтобы Дару-дар стал по-настоящему массовым и международным проектом. Чтобы образовалось такое место, придя в которое можно было бы получить в дар абсолютно любую вещь или услугу. Чтобы дарение для большинства людей стало бы таким же естественным способом взаимодействия как и денежный обмен. Это что касается идеологии. Чтобы такое произошло, нам сейчас прежде всего нужно найти стратегического партнера, вместе с которым мы бы реализовали задуманное. Нам нужен партнер, обладающий следующими установками, компетенциями и ресурсами:

  • Имеющего активную социальную позицию, разделяющего этику и миссию нашего проекта, верящего в возможность с помощью современных технологий коммуникации изменять общество.
  • Обладающего компетенциями в области маркетинга и права, работы с коммерческими и благотворительными организациями.
  • Готового финансировать развитие проекта, а также помогать искать новых партнеров, в том числе международных.

Можно ли назвать ваш проект социальным предпринимательством?

Честно говоря, я до конца еще не разобрался с тем, кто такой этот «социальный предприниматель», чем он отличается от обычного. Основное различие, как говорят, в том, что для социального предпринимателя основным мерилом успеха является достижение определенной социальной цели, создание некоторого общественного блага, социальная трансформация, а не финансовый результат. Но с другой стороны, думаю можно назвать довольно много успешных коммерческих компаний, которые произвели реальный благотворный социальный сдвиг, создали новое общественное благо.

Взять тот же Facebook. Мне кажется, благодаря ему миллионы людей стали более открытыми друг другу, стали больше друг другу доверять. И все потому, что Facebook поощряет своих пользователей выступать под настоящими именами, иметь настоящие фотографии и активно общаться друг с другом.

Мы занимаемся ДаруДаром, потому что хотим с помощью нашего сервиса дарения ненасильственным образом трансформировать общество, воспитав в нем новые социальные привычки дарения, взаимопомощи и доверия. С другой стороны, ДаруДар для нас — это попытка создать инструмент, с помощью которого ресурсы между людьми перемещались бы с той же интенсивностью, что и в рыночной экономике, но совсем по другим законам, по законам экономики дара. Да, в этом смысле ДаруДар можно, наверное, назвать социальным предпринимательством.

Мы закладываем в проект конкретную социальную миссию, которую хотим воплотить.

И одновременно мы понимаем, что проект при этом должен уметь сам себя обеспечивать всеми необходимыми ему ресурсами. Мы воспринимаем нашу деятельность как своеобразный контролируемый социальный эксперимент: с одной стороны открывающий фундаментальные принципы взаимодействия людей, а с другой — непосредственно влияющий на эти самые принципы. Мы воспринимаем себя как исследователей и предпринимателей, которые применяют достижения современных технологий коммуникации для решения социальных и духовных проблем.

smotritely_slet2

С чего бы ты посоветовал начать человеку, у которого есть идея для стартапа?

Прежде всего я бы посоветовал найти единомышленника, который смог бы наравне с тобой думать над проектом и делать его. И этот единомышленник должен стать твоим другом. Очень важно научиться доверять другим людям и помогать им реализовывать их собственный потенциал. Никогда не бояться похожих реализованных идей и всегда помнить: важно только то, каким именно образом эти идеи реализуются, какую конкретную форму обретают.

Теперь традиционный вопрос. Какие книги ты бы посоветовал прочитать?

Меня в последнее время интересуют книги, которые помогают понять, как устроено человеческое общество и что можно сделать с помощью современных технологий коммуникации, чтобы это общество изменять ненасильственным образом в лучшую сторону. Из последних книг, которые на меня произвели впечатление в этой области, могу назвать следующие:

  • Фрэнсис Фукуяма“Доверие”. В этой книге на реальных исторических примерах и на реальной статистике наглядно и убедительно показано, как общества с высоким уровнем доверия между людьми достигают более выдающихся результатов.
  • Малкольм Гладуэлл“Переломный момент”. Из этой книги я почерпнул идею о том, как незначительные изменения в привычках или окружении людей могут привести к потрясающим глобальным трансформациям.
  • Говард Рейнгольд“Умная толпа”. Тут я получил вдохновение и веру в то, что современные технологии коммуникации позволяют людям взаимодействовать так, как раньше было невозможно себе даже представить.
  • Пётр Кропоткин“Взаимопомощь как фактор эволюции”. На примере животного мира атор показывает, что в основе процветания видов лежит не конкурентная борьба, а сотрудничество и кооперация.
  • Махатма Ганди“Моя жизнь”. Своей автобиографией Ганди демонстрирует силу и красоту идеи ненасилия, а также рассказывает о конкретных случаях применения этого принципа в реальной политической жизни.