sharkov

Текст Сергей Лунёв | 31.07.2012

Андрею Шаркову к 27 годам удалось создать четыре успешно функционирующих бизнеса, а также самый популярный подкаст рунета «Берись и делай». В 2011 году Андрей Шарков взорвал информационное пространство концепцией сувенирного шоколада «Сладкий кусочек бюджета», увеличил свой бизнес в три раза в результате поездки на Селигер, а теперь планирует открывать офисы в Юго-Восточной Азии и Германии. О своём бизнесе, книгах и пропаганде предпринимательства Андрей рассказал в интервью HungryShark.

Сколько всего у вас бизнес-проектов? Насколько я понимаю, вы успели коснуться достаточно большого количества сфер.

Раньше я занимался и ивентами, и туризмом, и недвижимостью. Ряд проектов я закрывал либо в силу их сезонного характера, или же мне просто не хватало компетенции. На данный момент у меня четыре собственных бизнеса. Это кондитерское производство, производство дизайнерской мебели, также я партнёр в комплексе загородной недвижимости и вывожу один стартап, в котором выступаю в качестве ментора и инвестора.

Как получилось, что вы от производства шоколада перешли к производству мебели?

Меня всегда вдохновляли арт-объекты, иконы интерьерного дизайна. Когда у меня появилась возможность заниматься любимым делом, я решил обратиться к азиатским технологиям. Таким образом, без потери качества мы продаём мебель в десять раз дешевле.

Могли бы вы озвучить, чем бы вы ещё хотели заниматься?

Мне интересна пищевая промышленность. Недавно я купил кондитерское производство. Сейчас я с головой в этом направлении.

Также мне интересны некоторые онлайн-сервисы. И я хочу расширяться за границу. Планирую открыть офисы в Юго-Восточной Азии и в Германии. У меня такой принцип: приступать к реализации бизнес-идеи через семь дней.

IMG_95782

У вас есть подкаст «Берись и делай». Почему вы решили им заниматься? Как вы планируете его развивать?

Основная задача моего подкаста – пропаганда предпринимательских ценностей. Предпринимательство – это прямое созидание. Я вообще считаю предпринимателей героями. Они решают задачи на уровне государства.

С 23 лет я пытаюсь привлечь внимание властей, в течение двух лет ходил по разным инстанциям, комитетам и кабинетам, предлагая себя в качестве волонтёра, но безрезультатно. Затем я уже стал сам участвовать в конференциях, проводил лекции, пропагандировал предпринимательство. Конечной целью был молодежный форум Селигер. Я хотел посмотреть, какая тут движуха по пропаганде предпринимательства. Селигер важен и для действующих предпринимателей.

Подкасты – удобный канал коммуникации. Функция их воспроизведения есть на всех эппловских устройствах. Следовательно, слушатели по уровню мышления выше средней аудитории другого средства коммуникации. Через месяц первый выпуск стал номером один в русскоязычном подкастинге, обогнав «Бизнес-секреты» Олега Тинькова. Я вкладываю свои силы, свои деньги, своё время в этот подкаст. Но самое ценное, есть отдача от этого проекта. Уже больше тысячи человек написали мне о том, что программа помогла им открыть свой бизнес. Из ста тысяч целая тысяча человек занялась бизнесом. Дайте миллион. Тогда таких будет десять тысяч.

И тут, на Селигере, ко мне подходят люди и благодарят меня за программу. Значит, всё не зря. Но я продолжаю вести переговоры с чиновниками. Я буду продолжать бить в ту же точку. Я буду просить новые каналы, где я смогу качественно доносить информацию.

Я такой же, как вы, абсолютно. С 14 лет я зарабатываю сам и не просил у родителей ни копейки. Что-то хочешь – заработай сам.

Ричард Бренсон – один из ваших кумиров. Кто еще из известных предпринимателей на вас повлиял?

Кумиров у меня нет. Для меня идеал – некий собирательный образ.

Ричард Бренсон – очень уважаемый мной человек, с пресс-службой которого я веду переговоры. Если нам удастся записать с Бренсоном выпуск «Берись и делай», это будет суперхит.

Вот Дмитрий Потапенко – прекрасный пример предпринимательского пути. Или Сергей Выходцев. Или Евгений Чичваркин.

Герои моих программ тоже становятся для меня примерами.  Отличие наших бизнесменов от европейских проявляется в том, что за границей устоялись определённые правила. Для нас актуальный пример – поколение 2000-х. Они цивилизованно работают на открытом рынке, без связей, без чиновников.

Новейшая модель уже ближе к европейской или американской. Мы можем стать теми, кто не будет воровать, теми, у кого не будет рабского сознания.

Моисей водил сорок лет евреев по пустыне, чтобы избавить их от рабского сознания. Мы пока в процессе.

IMG_95572

С чем связана ситуация, при которой молодёжь не стремится заниматься бизнесом, а предпочитает идти наемными служащими в госкорпорации вроде «Газпрома»?

Пассивное большинство мыслит штампами, оно абсолютно невежественно и не владеет ситуацией. Все хотят халявы. Все хотят сидеть на откатах и получать много денег. Вообще, лень свойственна многим людям и многие начинают искать пути наименьшего сопротивления. Возникает иллюзия, что они в «Газпроме» смогут как-то кроить, что-то сливать, не выполняя своих прямых обязанностей. Я знаю людей из «Газпрома», занимающие разные позиции в компании. Они описывают свою работу как очень непростую. «Газпром» – это компания, которая умеет считать деньги. Для того, чтобы зарабатывать там, нужно быть квалифицированным сотрудником.

Вы занимались различной деятельностью, которая приносила доход ещё со школьных лет. Так что же такое предпринимательство?

Предприниматели – это активное меньшинство. Людей, способных к предпринимательству, по определённым данным, от 5 до 10% от всего населения. Но в нашей стране даже эти 5% не раскрывают свои способности, потому что считают себя недостаточно образованными, недостаточно мотивированы.

Пропаганда предпринимательства должна охватывать не всё население, а ту часть, которая способна созидать. Предпринимательство не должно превратиться в элемент поп-культуры.

Насколько для бизнеса важна идея?

Абсолютно в любом бизнесе есть креативная составляющая. Мои проекты достаточно яркие, но это специфика предлагаемых нами товаров и услуг. Но креативная часть – это только процентов 10%. Всё остальное – это тяжёлая рутинная работа, присущая любому бизнесу. Подшипники продаются точно так же, как и любые шоколадки. Инструменты продаж, логистика одинаковые.

Если ты что-то делаешь без огонька, ты будешь это делать хуже, чем другие. Но я знаю людей, для которых наиболее важен результат. Им пофиг чем заниматься. Мне не пофиг. Мне важно получать удовольствие от самого процесса.

Какие необходимы качества для построения успешного бизнеса?

Очень важна самодисциплина. Необходимо расставить приоритеты и четко им следовать. Нужно разработать своего рода дорожную карту и соблюдать маршрут на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Хаотичное движение, как правило, ни к чему не приводит.

Как вы строите свой день? Пользуетесь ли вы инструментами тайм-менеджмента?

С тайм-менеджментом у меня катастрофа. Редко получается провести день по тем пунктам, которые я наметил заранее. Я живу и веду свой бизнес в Санкт-Петербурге. Жизнь мегаполиса накладывает определённый отпечаток. Встречи могут переноситься отменяться и так далее. Важно иметь определённый список дел и задач, которые могут заменить те, что были по плану. У меня такой список составлен на полжизни вперёд, поэтому мне всегда есть, чем заняться. Для меня приоритеты – это результативные встречи, которые повлияют на работу моей компании. Встречи, за исключением очень важных, я перестал привязывать по времени.

По администрированию офиса у меня уже есть люди, которым я делегирую полномочия. Моё управление сводится к тому, чтобы проверять их работу, давать стратегические цели или поправлять их. Это вещи достаточно инертные и я их могу поставить на задний план.

Какие бы вы порекомендовали книги, посвящённые предпринимательству?

Существует настоящая библия для предпринимателей, прочтение которой является пунктом в жизненном тайм-лайне человека — это «Атлант расправил плечи». «Шантарам» — очень интересная книга. Мне эту книгу посоветовал Ричард Бренсон. Из бизнес-литературы – это «4d брендинг» Томаса Гэда. Ну, естественно, «Funky-бизнес», ставшая уже классической книгой. И Том Питерс «Представьте себе».

Фотографии Антона Галущенко