Текст Катерина Артемьева | 03.09.2012

Начало учебного года – горячий сезон не только для цветочного бизнеса, но и для компаний, работающих в сфере образования. HungryShark побеседовал с Максимом Алексеевым, основателем и генеральным директором компании «Частный Репетитор».

Расскажите об истории компании.

«Частный Репетитор» появился в 2007 году как интернет-агентство по подбору преподавателей. В команде было 150 человек. К следующему году мы нарастили базу репетиторов до двух с половиной тысяч, а еще через год – переехали в наш первый офис. Постепенно мы начали отходить от модели агентства, стали заключать договоры с клиентами, разрабатывать учебные планы. Сегодня наша компания это именно сеть центров индивидуального обучения, а не агентство. Агентство продает контакты, провайдер – делает. Мы – провайдер.

Агентство продает контакты, провайдер – делает. Мы – провайдер.

Трудно было искать финансирование для образовательного проекта?

В 2010 году мы начали искать инвесторов. Поиск занял четыре месяца. Очень многим было неинтересно вкладываться в нашу сферу. Главная проблема заключалась в том, что инвесторы не понимали, как работать на образовательном рынке, а сотрудничать с инвестором, который не понимает рынок, на котором ты трудишься, у которого нет должной компетенции, очень сложно и, по сути, бессмысленно. В итоге мы остановились на том, что нам может быть полезен только стратегический инвестор, обладающий финансовыми ресурсами и разбирающийся в области образования. В конце 2010 года в наш проект вложил очень солидную сумму крупнейший образовательный комплекс «Синергия».

Пошло ли изменение концепции на пользу бизнесу?

В 2007-2008 годах основными клиентам для нас были именно репетиторы, мы работали в их интересах, обеспечивая спрос на их услуги. Мы очень агрессивно набирали команду, очень активно, не смотрели на то, кого мы регистрируем,  в общем-то так сейчас работают 90% репетиторских сайтов. Сейчас существует множество репетиторских сайтов с огромной базой данных, где любой человек, желающий заработать деньги, может зарегистрироваться.

Затем мы изменили фокус активности. Мы стали работать не в интересах преподавателей, а в интересах клиентов. Момент, когда мы решили начать работать с клиентами по договору был очень сложным. Мы не спали всю ночь, думая, заработает ли новая схема или нет. Она сработала буквально на второй день после запуска, и мы поняли, что есть смысл дальше все продолжать.

Началась работа с командой специалистов. Мы стали отсекать людей, которые думают о себе очень много, людей из области «большому кораблю —  большое плаванье», потому что мы с ними не могли работать, стали заносить в черный список некомпетентных и неадекватных людей. Мы берем на себя огромную ответственность, рекомендуя преподавателя. Два принципа, которые мы выработали для себя, это работа проводится исключительно в интересах клиента и только с профессиональным преподавательским составом.

После этого появилась «Синергия», от них мы получили огромную ресурсную базу, в том числе возможность работать с учебными заведениями. Мы глубже поняли рынок и наше место на нем: работать на масс маркете мы не можем. Наша ниша –  семьи с высоким уровнем достатка.

Наша ниша –  семьи с высоким уровнем достатка.

Совершенно случайно мы увидели возможность, связанную с поступлением детей в зарубежные частные школы. Для этого мы подобрали команду специалистов, выпускников топовых вузов, ФизТех, МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭШ. Начали набирать тех, кто может читать детям курс по академической программе на английском языке. Год от года мы понимали, что таких клиентов много, и их спрос не удовлетворен.

В конце 2011 года мы опять кардинально изменили модель взаимодействия и полностью перепозиционировали свой проект. Мы стали центром индивидуального обучения и полностью замкнули на себя все финансовые потоки. Мы подбираем специалистов, составляем учебные планы, индивидуально корректируем их после пробных уроков.

Сейчас мы сосредоточились на трех основных направлениях: работа с детьми 8-11 классов, целенаправленная подготовка к ЕГЭ, и подготовка детей для комфортного обучения за рубежом. В этом году только по последнему направлению у нас более 600 клиентов.

Что вы можете пожелать тем, кто только начинает вести свой бизнес?

Не бойтесь делать. Будьте готовы к тому, что будут происходить метаморфозы. Я лично на своем опыте убедился, что та мысль, с который ты стартуешь любой проект, в процессе претерпевает очень сильные изменения. Очевидно: то, что будет сейчас, то что будет через год, то, что будет через два года – это не одно и то же. «Частный репетитор» — яркий тому пример.