Текст Татьяна Карташова | 12.09.2012

Непосредственные участники группы, — Артем Москалев, Юра Богуславский, Вася Чирков и Филипп Ярин — рассказали о том, каково это — создавать мультфильмы, поведали о тонкостях творческого процесса и поделились мыслями о настоящем и будущем российской мультипликации.

022

В июле 2011 года Флакон проводил конкурс на год бесплатной аренды одной из своих студий. Участникам нужно было снять видео о себе и своем творчестве. “Невидимые друзья”  в этом конкурсе победили и получили обещанное рабочее пространство. Когда время бесплатной аренды подошло к концу, ребята договорились на бартер: за право оставаться в студии они иногда будут снимать для Флакона рекламные ролики.

На первых кадрах того конкурсного видео Вася говорит: «Мы бы хотели создать свою независимую анимационную студию, чтобы делать хорошее, интересное, актуальное искусство».  Со стороны кажется, что у них получилось – уже второй год они сообща снимают мультфильмы и короткометражное игровое кино. А когда они начинают рассказывать о своем творчестве, становится ясно: чтобы заниматься искусством такого рода, необходимо не просто обладать фантазией и определенными навыками – нужно этим жить. Жить, умея растворяться в работе, с головой погружаясь в творческий процесс.

Вася, рисуя на планшете какие-то черные линии, которые уже через пять минут превратятся в шагающего мульт-персонажа, говорит, что сложно дать определение искусству, но это что-то такое, что обладает очищающим воздействием.

Он сразу уточняет, что «Невидимые друзья» занимаются искусством мультипликации не ради дохода, не ради фестивалей и призов. И назначение их работ он определяет просто:

Фильмы не снимаются для фестивалей, фильм снимают для того, чтобы снять фильм. Да, можно что-то создать и потом отправить на фестиваль. Потом на другой, на третий. И там что-то выиграть. Но это не должно быть целью. По крайней мере, я говорю про нас, наверно бывает по-разному. Но мы не ставим себе задачу отправить фильм на фестиваль.

По его словам, о подобном в принципе невозможно думать: когда съемки пятиминутного фильма занимают четыре месяца – это совершенно безумная степень погружения, при которой от работы невозможно отвлечься даже в нерабочие часы:

Ты вообще знаешь, что нормальная скорость съемки – пять секунд в день? Вот теперь смотри: ты снимаешь по пять секунд в день, а что такое пять секунд – это, предположим, несколько шагов. Ну, бывает, что ты снимаешь в удачный день 10 секунд или даже 15, а бывает, что вообще ничего не идет. Только на написание сценария может уйти несколько месяцев, а потом еще четыре месяца ты ежедневно c этим сюжетом работаешь. Прошла неделя — снял две сцены, допустим. И в какой-то момент ты понимаешь, что невозможно так долго находиться в этом состоянии, если ты не «вырабатываешь» всю его напряженность.

На вопрос о том, как долго существуют «Невидимые друзья» ребята отвечают, что с момента, когда они начали говорить, а название группы появилось чуть больше года назад. Но и проектом, по мнению Васи, в привычном понимании слова их тоже назвать нельзя:

У нас нет определнного проекта, как например создание кино, понимаешь? Проект – это что — когда ребята хотят что-то сделать и для этого собираются, да? Но при каком условии – когда какая-то конкретная цель есть. А у нас конкретной цели в таком, бытовом смысле нет. Собраться для того, чтобы создать, например, рекламное агенство, чтобы потом зарабатывать на этом деньги – это проект.  Неважно, друзья эти люди, не друзья, коллеги или приятели. У нас же сначала была какая-то дружба, общность мировоззрений. Мы вот снимали, и оказалось, что мы похожим образом мыслим, и в итоге мы стали заниматься вместе тем, чем в действительности и хотели.

Коммерческие рекламные ролики, которыми они иногда занимаются – это всего лишь способ существования, и если бы у «Невидимых друзей» был более приятный источник доходов, они бы перестали снимать на заказ. По их мнению, в финансовом плане всех людей можно разделить на три типа: одни работают для того, чтобы развлекаться, другие работают для того, чтобы были средства на самые минимальные, но необходимые нужды, как, например, еда и проездной на метро. Третьи же работают для того, чтобы работать. И «Невидимые друзья» точно не относятся к первым.

Кроме рекламы, есть и другие, более приятные и полезные возможности зарабатывать деньги, если ты занимаешься анимацией: можно преподавать — обучать людей искусству мультипликации, можно получить работу в команде на крупных съемках анимационного кино. Очевидно одно: успех любого подобного занятия напрямую зависит от твоих способностей в этой сфере – и если ты плохо и неохотно делаешь свое дело в маленькой студии, в большую тебя вряд ли когда-нибудь примут.

Проблем у российской мультипликации, по словам группы, немало. Наиболее существенная, например, связана c прокатом отечественных мультфильмов: замечательных, уникальных работ за последние годы сделано немало, множество прекрасных режиссеров занимаются настоящим искусством, но фильмы до зрителя практически не доходят. Другая же сложность заключается в том, что людям «с улицы», начинающим мультипликаторам очень трудно заручиться государственной поддержкой. Мало кто согласится финансировать пусть и гениальные, но рискованные проекты неизвестных художников.

Но для «Невидимых друзей» это не повод унывать. На деле высяняется, что искусство мультипликации вполне себе может существовать и развиваться без поддержки меценатов: всю технику и прочее оборудование для съемок анимационного фильма можно найти при отсутствии больших денег, было бы желание. И энтузиазм, такой, как у «Невидимых друзей», которому многие могли бы позавидовать.

Пытаясь объяснить, откуда берется этот вечный запал, энергия, подталкивающая созидать несмотря на все сложности, Вася сравнивает свою работу с работой актера сцены. Те редкие моменты во время выступлений, когда воздух в зале словно пропитывается необъяснимой энергетикой и играющий чувствует связь со зрителями, ощущая необходимую для него отдачу. Ради таких моментов и продолжают играть. Что-то похожее есть и в анимации, но здесь дело обстоит намного сложнее.  Мультфильм сначала попадает на камеру, затем на компьютер, монтируется и только потом появляется на экране в своем завершеннем виде. И это лишь простейшая цепочка, без технических подробностей и не менее важной для творческого процесса психологической составляющей.

Вася говорит, что в создании мультфильмов важнейшей отдачей является сам результат, тот момент, когда ты видишь на экране что-то созданное тобой из ничего:

Вот стоит перед тобой этот станок, стекла там какие-то на нем, сверху камера, внизу свет, и ты берешь бумагу, рвешь ее, кидаешь эти листочки на стекло, подливаешь масляной краски, что-то корректируешь, что-то добавляешь, смотришь – и на твоих глазах все это обретает форму, начинает жить своей жизнью. Или кофе, например. Вот мы его сварили, выпили, а гущу вылили на станок. Добавили песок, фильтр положили, еще что-то, и перед нами уже персонаж в каких-нибудь декорациях. Как это вообще? Вот казалось бы, просто сор, который можно выбросить, а ты делаешь из этого фильм.

Но все это лишь кажется простым, на самом деле очень сложно объяснить, через что проходит мультипликатор, создавая свой фильм. Ребята говорят, что их творчество неотделимо от жизни, потому что невозможно создавать мультфильмы, не окунаясь в процесс полностью, когда работа настолько проникает в твое сознание, что любые окружающие вещи, посторонние события ты начинаешь воспринимать через призму сюжета.

Но результат стоит того. И даже если фильмы снимаются ради фильмов, тот факт, что любое искусство подразумевает диалог, никуда не исчезает. И очень  приятно, когда этот диалог удается. Один из мультфильмов Юры, уже год живет самостоятельной жизнью, путешествуя по миру вместе с фестивалями анимации:

Это была моя дипломная работа в студии «Шар», нужно было снять мультфильм на тему «Человек и Растение», и у меня сразу родился образ: пустыня, и в этой пустыне большой сосуд, а в нем дерево, то есть в этой пустыне живет человек, который растит это дерево. Дальше я разогнал эту историю, через какое-то время идея разрослась, появился сюжет. Я думал, работы на пару месяцев, а в итоге снимал два года. Я очень погрузился в этот процесс, история, которую я постоянно носил в голове, заполнила все мое жизненное пространство. И самое тяжелое, что за все время съемок ты проходишь через различные этапы душевных подъемов и спадов, тебя постоянно посещают мысли,  а не бросить ли это все, не мучиться и просто радоваться жизни. Даже на то, чтобы морально подготовиться к подобной работе, требуется несколько дней.

Студия «Шар» отправляла все дипломные работы на различные фестивали, так мультфильм Юры попал на главный российский фестиваль анимационного кино «Суздаль» и даже долетел до Азии, где на корейском фестивале в Сеуле получил спецприз жюри.

К слову, призами на такого рода мероприятиях чаще всего являются какие-то почетные грамоты, статуэтки (за исключением тех, у которых нет денег на эти статуэтки) и лишь на более крупных фестивалях –  денежные премии.  Но как и Василий, Юра уверен в назначении и ценности своих работ:

В фестивалях главное не призы, нужно делать это не ради призов. Конечно,  приятно, когда оценивают по достоинству, но в моем случае было и такое, когда награды мультфильм никакой не получал, но после просмотра подходили люди, мнение которых мне важно, и говорили приятные слова. Но самое непередаваемое ощущение – после месяцев работы увидеть результат, что-то созданное тобой из ничего, ведь картины у художников, скульптуры – зритель может представить, как все это создавалось, потрогать, ощутить, а здесь это практически пустота. Ведь правда, я иногда смотрю на этот файлик на компьютере и думаю: неужели вот здесь все месяцы тяжелого труда, переживания, творческие муки, в этом маленьком файлике, который даже потрогать нельзя? Поэтому самое обидное, когда после просмотра спрашиваешь зрителей:  «ну как вам?», а они говорят: «красиво». Ты столько вложил в эту работу, а тебе говорят «красиво».

Артем, в начале сообщивший, что последнее время мультфильмами он практически не занимается, уже сидит за станком, что-то создавая из песка на стекле.  В его профессиональном архиве две короткометражки, реклама для Lipton и большое количество других работ. Сейчас он  занят написанием сценария для своего третьего короткометражного фильма. Вася утверждает, что анимация – это поэзия, и уверен, что даже Артем, работая с игровым кино, снимает поэтические картины:

На самом деле в нашем творчестве, да и в любом другом главное — не идея,  а то, как ты вдохнешь жизнь в эту идею, как ты отобразишь это все на экране. Это сложнее всего. Даже в литературе, к примеру. Вот взять Довлатова, Чехова, Толстого, Гюго, дать им один и тот же сюжет и попросить написать по нему произведение. И получатся в итоге четыре совершенно разных работы. А в анимации с этим еще сложнее. У меня дома висит рисунок, я его очень люблю — художник Жорж Сера, называется «Стволы деревьев, отраженные в воде». Черно-белый рисунок: большое черное пятно посередине и просто палки, отходящие от него в обе стороны, и вся картина построена лишь на разнице оттенков черного, но смотришь на нее, и тебе сразу понятно, что на ней действительно стволы деревьев, отраженные в воде. Нужно обладать безграничной свободой фантазии, чтобы, создавая искусство, уметь видеть вещи в непривычной всем нам форме, видеть по-новому, по-другому. Поэтому и невозможно чужие коммерческие проекты наполнить искусством – все они имеют заданные другими людьми рамки, в которые тебе приходится вписываться и выполнять в таких случаях всего лишь роль рук, знающих свое дело. И мультфильмы за деньги создавать нельзя. Потому что ты с самого начала невольно подстраиваешься под какие-то форматы, и это сбивает тебя с пути.

Ведь cоздавать мультфильм — это как зайти туда, откуда нет дороги, это как ночью в деревне, когда ты видишь домики, огоньки горящих окон, а потом выходишь из деревни в поле, в лес и идешь, пока огоньки не пропадут, и остаешься наедине с неизведанным миром, в котором тебе нужно каким-то образом существовать. А когда ты ночью в лесу один — это же жутко страшно, но если вас двое или трое, то вы можете действовать сообща. Также и в анимации: это настолько тонкий и глубокий процесс, что для создания одного мультфильма необходима команда людей, каждый из которых будет отвечать за свою часть работы.

Далеко не каждый в таких красочных эпитетах может рассказывать о своих увлечениях. Именно поэтому благодаря «Невидимым друзьям» легко усвоить простые истины любой успешной деятельности: нельзя стать профессионалом и каждый день находить стимул для работы, не любя страстно свое дело.