main_page_thumb_mindmap-1

Текст Михаил Махарадзе | 18.09.2012

Создатель ивент-агентства  «АкадемСервис» рассказал HungryShark о том, легко ли войти на рынок, остаться на нем и не потерять креативность.

IMG_7749-1024x682

 Представь свой бизнес, чем ты занимаешься?

 Я занимаюсь организацией мероприятий, начиная с мелких мероприятий и заканчивая большими массовыми гуляниями компаний, конференциями и так далее.

 Как я понимаю, это очень конкурентный рынок.

 Безумное количество конкурентов. И достаточно специфический бизнес. Нужно понимать, как ты работаешь, как можешь заинтересовать определенного клиента, что ты можешь с этого получить и как достичь взаимной выгоды.

 Давай начнем издалека. Когда  и почему ты решил заниматься именно этой деятельностью? И насколько развился твой бизнес к данному моменту?

 Буквально в мае этого года я решил заняться этим самостоятельно. До этого 4,5 года работал в разных компаниях, занимавшихся организацией ивентов. После школы пошел учиться на режиссера массовых представлений.  Думал, что буду заниматься абсолютно другим – кино. Но все сложилось так, что ушел в ивент историю.  Начиналось с актерской деятельности. Играл в спектаклях, мюзиклах. А потом мне стало интересно, как эти мюзиклы создаются, кто их организует, как продаются билеты на спектакль.

 Продакшн, одним словом?

 Продакшн, да. На нашем языке называется именно так. Я забросил все эти актерские истории, стал предоставлять услуги по анимации, по промо-людям, а потом уже перешел непосредственно к самой организации. Работал на разных должностях. За эти годы я поработал со многими компаниями. После того, как я окончил первое высшее, решил, что пора заниматься этим самостоятельно. Я почувствовал силу, у меня появилась база клиентов с которыми я мог непосредственно сам работать. Грубо говоря: зачем мне с кем-то делиться клиентами?

Зачем мне с кем-то делиться клиентами?

 То есть ты связывал людей с аниматорами?

 У меня и по сей день есть база аниматоров, которые работают у меня, это мой, если так можно выразиться, карманный бизнес. Это чисто студенческий проект, я назвал его «Broccoli«. Почему именно так? Что такое брокколи, это капуста. Начиная играть словами, у меня родились такие лозунги как: «Сруби свою капусту», «Заработай зелень» и так далее. Студентам театральных вузов это пришлось по душе, и мы начали работу. У меня группа компаний, которые занимаются всеми аспектами продакшна от креативной части до финансовой. Много ветвей. И ветвь, с которой все началось, — это именно предоставление аниматоров, а потом и написание сценариев для них.

 Ты сам писал сценарии?

 Я сам писал и придумывал. Постепенно у нас появились клиенты для которых мы полноценно, полностью создавали мероприятия.

 Расскажи о самых важных составляющих бизнеса.

 В первую очередь, это грамотное общение с заказчиком. Все люди разные и к каждому нужно находить особый подход. Здесь уже речь идет о психологии. Что главное для этого рынка? Все бьются, кто дешевле предложит. Задача в том, чтобы и по цене не прогнуться и «демпингнуть«. Это как тендер, черный мешок, потому что ты не знаешь, сколько предложил твой конкурент. Самое главное – поначалу заинтересовать клиента, чтобы он работал именно с тобой. И качество.

Качество очень важно. Качество работы, чтобы нигде не было никаких лаж. Некачественная работа –причина ухода клиентов номер один. Но здесь, может быть, не столько вина компании, сколько вина подрядчиков. Любая ивент-компания находит подрядчиков по звуку, свету и другим вещам.  Соответственно, мне, как компании-организатору, нужно искать хороших подрядчиков, качественно исполняющих свою работу. Ты никогда не объяснишь заказчику, что вина на подрядчике. Многие из-за этого прогорают.

Некачественная работа –причина ухода клиентов номер один.

Очень важен талант, тяга к креативу. Это настоящее умение. Можно скачать какую-то лабуду из интернета, гонять материал по кругу, а нужно самому быть креативным, устраивать брейнстормы, создавать что-то новое и не халтурить. Нужно любить свое дело. И уже в процессе работы нужно всегда придерживаться политики «беловортничковости». То есть ты никогда не будешь создавать похабные проекты. Нигде не пачкаться в грязи. И еще надо заметить, что любые проекты связанные с политикой, мы не берем Возможно в каких-то моментах придется отказать каким-то клиентам.

Сейчас очень многие компании ищут что-то новенькое, вырабатывают латеральность мышления. Креативят. Это полезно для любого бизнеса.

 Давай теперь разберем твой любимый проект?

 Я как раз сейчас им занимаюсь.  Буквально в августе мы работали с креативными ребятами «Свои люди» мы делали с ними приключенческую историю. Это было приключение не на сплочение команды, а на выживание. Все участники были действительно увлечены. Разбили приключение на 4 части. Каждая часть проходила в новом городе. Первое место – замок в Европе. Было создано приключение, подвязали его к историческим фактам. Все понимают, что приключение – выдумка, но оно настолько живо и всем по душе, что люди начинают верить и увлекаться. Всего в игре принимало участие 500 сотрудников компании. Мы разделили их на 8 команд по 60-70 человек. Это очень большое количество участников. И почти никому не удается достичь полного вовлеченности каждого участника в игру. Нам удалось!

 Каким именно образом?

 Комбинацией приемов. Для этого были созданы мини-игры внутри большой игры. Допустим, было 30 человек, занятых в спортивных мероприятиях. Еще 5 человек уходили в башни, где разгадывали загадки и получали премиальные для достижения победы. Другие люди бегали по территории и искали разбросанные нами монеты, которые помогали им купить артефакты. Получилось, что все были заняты чем-то. Игра продлилась 7 часов. После четвертого часа начался дождь, мы подумали, что люди могут этого испугаться. Но оставшееся время люди бегали под дождем, сражались друг с другом и были безумно рады своей победе.

 Какой самый популярный заказ у ивент-агенства?

 Выездная конференция. У них по утрам конференция, они сами работают на ней, выступают, остается только организовать все, но это самое главное и не самое простое.

 Это довольно скучно?

 Это довольно скучно. Хотя все зависит от компании и рода деятельности, иногда бывает очень весело, интересно, и я порой сам слушаю, о чем они говорят, смотрю что делают. Просто из-за перегруза информацией порой бывает скучно, именно для этого у них вечерами начинается дискотека с развлекательной программой, выступают местные артисты, все здорово выпивают, всем очень весело. При этом проходят разные игры, спортивные мероприятия, футбол-волейбол, разыгрываются призы.

Я делал выездной тимбилдинг для компании N. Мы решили проводить его в одном из государств Карибского бассейна. История была якобы про необитаемый остров. Мы делали спортивные мероприятия, создавали маршруты для каждой команды, испытания, проходя которые участники приближаются к победе. Но на самом деле – это заманка такая. В итоге выигрывают все. Вот это я не люблю! «Веревочные» истории, когда в итоге все вместе молодцы – это весело, забавно, но не интересно. Нет победителя и нет кульминации, соответственно. Но раз это то, чего хочет клиент, мы для него это делаем. Просто нет серьезного финала и приходится в конце выкручиваться, мол все победили, все молодцы.

mindmap-1-1024x716

 Что нужно для создания ивент-агентства?

 Ты должен понимать, как работает этот бизнес. Нужно иметь опыт. Становись ивент-менеджером. Ты должен начинать нарабатывать клиентскую базу. Это те компании, с которыми ты сможешь потихоньку, по чуть-чуть начинать работать. Зачастую клиенты привыкли работать с определенным менеджером     и, когда менеджер уходит из компании, они остаются с ним. Получив троих «своих» клиентов приступай к созданию креативной команды. Если ты берешь на себя обязанности менеджера, больше занимаешься реализацией, то кто будет писать сценарии? Тебе нужен креативный отдел. В него на первом этапе должны войти режиссер и художник. Получаешь первый заказ и вместе с режиссером и художником создаешь какую-то историю. Прописываешь бюджет, обосновываешь заказчику стоимость и выигрышность предложения. После проведения первого мероприятия у тебя уже есть опыт, отзывы и примеры работ. Начинай презентовать себя. Из рекламы в этом бизнесе работает в первую очередь сарафанное радио. Выходи на рынок тендеров. Есть государственные тендеры, которые выкладываются в интернет. Есть сайты, размещающие тендеры. И есть знакомства. Когда ты приходишь в компанию и говоришь: «Возьмите меня в тендер поучаствовать, есть хорошая идея». Им несложно прислать тебе бриф. Ты пишешь под него сценарий, бюджет и отправляешь им. Если вы сходитесь на условиях- тендер выигран. Дальше остается только расти. Супер-массовые мероприятия, крупные бюджеты. Становишься топовой компанией.

 Какие подводные камни есть в этом бизнесе?

 Следите за бюджетом. Я знаю случаи в других компаниях, когда по ошибке клиенту высылалась внутренняя смета и приходилось работать «в ноль», а то и терять деньги. Репутация дороже. Подрядчики кидают. Например, в 10 утра мероприятие, а в 8 подрядчик говорит, что не успел напечатать баннер.  И так постоянно. Неадекватная оценка своих сил. Если вы не смогли собрать нужное количество человек, вы провалили мероприятие. Вы почти наверняка навсегда потеряли клиента.

 Какие твои дальнейшие планы?

 Расти. Расти и творить. У меня много планов, не думаю, что буду заниматься ивентами все время. Хочу создать солидный лейбл «АкадемСервис», который будет работать на меня, а параллельно заниматься другими вещами. У меня есть мечта – я хочу снять фильм и сериал. Думать за рамками своего бизнеса очень важно.

 Ты создаешь реальности?

 Я хочу создавать реальности, и я надеюсь, что у меня это получается, хочу в это верить. Это, наверное, первый подобный опыт.

 Что посоветуешь начинающим предпринимателям, как развиваться?

 Читать много литературы. Пытаться писать. Пьески, прозу, стишки, свои мысли. Записав мысль, ты получаешь возможность развить ее. Стремиться к правильному общению, которое будет развивать тебя. Большую роль играет хобби. Я люблю выступать в качестве диджея. Это тоже маленькая режиссерская история, представление.  Важно начать работать как можно раньше. Главное, понимать, что ты получаешь от работы, а не «втупую» пахать ради оклада, который ты тратишь потом непонятно на что. Нужно заниматься самоанализом. Познание себя очень важно.

 Какой спрос на твои услуги в России?

 Этот продукт востребован только в России. Европейские компании сами стараются организовать что-то для себя. Все пытаются сэкономить. Устраивают пикники, снимают клубы, вместе отдыхают. У нас же любят размах. Иногда это доходит до крайностей- гламура, пафоса и «дубайщины».

 Если условно разделить бизнес на «старый русский», где «Лукойл», и «новый русский бизнес», скажем, «Вконтакте», то к какой группе ты отнесешь себя?

 Новый русский бизнес. Потому что в России все воспринимают корпоратив как «выступила группа N, играл диджей, мы все напились. А новый русский бизнес это «мы тоже можем все напиться, но в конце мы, тем не менее, вынесем для себя уроки».

 Что такое этот «новый русский бизнес»? Охарактеризуй его

 (Смеется) Он берет истоки из старого, но в нем преобладают тенденции к инновации, креативному подходу, европейской модели. Ведь откуда берется весь этот пафос и гламур? Италия 70-х годов. Те же тенденции, что и в России сейчас. Мы отстаем.

Наше будущее – это нынешнее европейское.

 Будущее капитализма в России?

 Я думаю, что оно будет как нынешнее европейское. Наше будущее – это нынешнее европейское.

иллюстрация Юлии Печенкиной