inner_regular_thumb_ebasov1

Текст Михаил Махарадзе | 04.10.2012

Бизнес-инсайдер.

Басов Евгений, 22 года.

Предприниматель. Владелец типографии «Дом упаковки».

Выпускник факультета мировой экономики МЭСИ.

basov

Я обычно никому не рассказываю о своем бизнесе, так что вы будете первыми.

Отлично. Как ты начал заниматься бизнесом?

Это было полтора года назад. В конце четвертого курса. Мы с моим другом и однокурсником Сережей бешено бегали после Нового года в поисках денег. Мы решили поставить себе цель: через год, к концу обучения, иметь свое дело. Прошло несколько месяцев, мы искали идеи, и перед отлетом на отдых, в августе, я встретился с человеком, который рассказал мне о перспективах рекламного бизнеса и типографии. Этот разговор не выходил у меня из головы. И по пути в аэропорт я стал обращать внимание, что вся трасса усеяна рекламой. Тут, там, – везде баннеры. Раньше я просто не задумывался над этим: эффект «замыленного глаза». Мы с Сережей однозначно решили заниматься типографией и стали партнерами. Он нашел выход на оборудование в Европе, мы смогли купить его подешевле. Два месяца мы потратили на то, чтобы «поставить» бизнес. Заказали оборудование. Сначала это была очень маленькая, жалкая типография. Располагалась она на заброшенных складах в Филях. Мы начали печатать баннеры, рекламу. Первые два-три месяца было очень тяжело, но потом это начало работать, и даже очень хорошо. Вскоре я поехал в Гонконг заказывать новое оборудование. Наши посредники делают гигантские накрутки.

Значит сколько всего прошло времени с момента открытия до закупки нового оборудования?

Четыре с половиной месяца. С момента, когда мы получили новое оборудование, мы начали активно расти. Потом пришел Новый год и с ним два мертвых месяца: январь и февраль. А дальше происходит самое интересное. Чистый шанс судьбы, везение: я оказался в нужном месте в нужное время. Так получилось, что нашей компании отдают в доверительное управление огромный бренд: «Дом Упаковки». В один прекрасный момент мы понимаем, что управляем уже не маленькой быстрорастущей типографией, а заводом, с восьмьюдесятью людьми в подчинении.

Хорошо. Что происходило дальше?

Мы начали очень успешно работать. В наше распоряжение попало огромное помещение, профессионалы, оборудование, которое позволяло печатать уже не только рекламу, но и газеты, книги, буклеты. В своей новой типографии я могу выполнить абсолютно любой заказ.

Проведи небольшой анализ рынка типографий в Москве. Какое ты занимаешь в нем место?

В настоящий момент на рынке происходит масштабная перестройка. Рынок очень сильно перенасыщен. Слишком много мелких типографий. Они ставят супер-низкие цены, невозможно с ними конкурировать на тендерах, потому что складывается ощущение, что они работают себе в убыток. И таких компаний множество. Сегодня на рынке выжить очень тяжело, если ты не займешь лидирующих позиций. Средняя продолжительность жизни типографии — полгода.

Так как же открыть успешную типографию? Поделись секретом.

Нужно основываться на особенностях менталитета русского бизнеса. Нельзя просто прийти в компанию и сказать: «У меня очень хорошая типография. Работайте со мной!» Если у тебя есть минимальный выход на менеджеров крупной компании, то есть шанс наладить с ними работу. Но есть и такие менеджеры, которые берут откаты у другой компании, и, какую бы цену ты не предлагал, они не станут с тобой работать.

Весь бизнес работает через сарафанное радио.

Так как все-таки войти в этот бизнес?

Практически никак. Конкуренция супер-сильная. Есть двадцатка крупных компаний. Остальные — ничто. Они в лучшем случае оплачивают работу сотрудников и оставляют себе сто-двести тысяч рублей в месяц. Это очень мелкий бизнес. Я начал говорить о перестройке рынка, крупнейших типографий. К примеру типография Мавроди.

У него была своя типография?

У Мавроди была своя типография, которая печатала все векселя. Когда его посадили, начальник службы безопасности, никого не спрашивая, забрал типографию под себя. Это единственная типография в Москве, и, наверное, в России, которая печатает конверты. Вся почта России печатается у них. Берем любой конверт — напечатан на типографии Мавроди. Сейчас ее закрыли. Помимо этого, недавно закрыли типографию при МГУ. Генеральному директору предъявили обвинения. Четвертая по величине типография в Москве тоже закрыта. Это можно объяснить только тем, что идет перестройка рынка и власть давит административным ресурсом. Для меня это та самая лазейка, через которую можно влезть наверх. Сейчас мы точно в сотне крупнейших типографий России.

 

Перечисли самые важные составляющие твоего бизнеса.

Самый важный момент – это профессиональные кадры. Профессионалов сейчас найти очень трудно. Искать через хэдхантер — ерунда: попадешь пальцем в небо. Переманить тяжело, агентства по найму… тоже зависит от случая. Для начинающего бизнеса получить профессионала практически нереально, придется выплачивать гигантские суммы. Лучше всего искать через знакомства. Весь бизнес работает через сарафанное радио. Создать команду занимает минимум полгода-год.

Очень важно уметь находить выходы на топ-менеджмент компаний и превращать их в своих клиентов. Это уже твое собственное умение. Ни один наемный менеджер не сможет привлечь таких клиентов, как Газпром или Роснефть. Самые крупные заказы это те, которые приносят директора, управляющие.

Третий пункт это хорошие отношения с банком. Ты должен иметь возможность легко открывать кредитную линию.

И самое важное – это поддержка родных и близких людей. Она очень сильно мотивирует, толкает, заставляет идти вперед, не обращая внимания на трудности. Будь ты в нуле, в минусе или в огромном плюсе – они всегда будут рядом. Это самое важное.

Расскажи, какие основные шаги нужно предпринять, чтобы открыть типографию?

В первую очередь нужно ответить на три главных вопроса экономики: «Что, как и для кого?». Ты должен проанализировать свое финансовое положение и, если понимаешь, что не справишься без поддержки, искать дополнительное финансирование.

Определяешь, «для кого». Нужно создать клиентскую базу. Рассказываешь потенциальным клиентам, что окрываешь типографию. Своим друзьям – знакомым менеджерам. Вербуешь их. Первое время успех компании будет складываться именно из их обслуживания. Наша первая типография вообще работала под Горбушку.

Определившись с бюджетом и клиентами, нужно закупить оборудование, станки, краску. Мой совет: не жалейте на это денег. Если в типографии плохое оборудование – бизнес изначально провальный. Реши, для кого ты будешь работать. Можно заниматься наружной рекламой, печатать визитки, договориться с каким-то бизнес-центром и открыть копировальный фотоцентр. Это ведь тоже типография. Не обязательно печатать баннеры. Это все печать, поэтому ты должен понять, в каком сегменте рынка ты будешь предоставлять услуги.

Но на данный момент мой совет: не надо открывать типографии. В этом бизнесе ты либо планктон, либо кит. У крупнейших типографий такие мощности и объемы, о которых говорить страшно. Это Казань, Курск.

Следующий важный момент – кадры. У тебя может быть отличное финансирование, миллионы, но ты можешь не найти даже одного нормального сотрудника, профессионала.

Очень важна локация. Могу привести пример одной знакомой типографии. Они находятся на Белорусской и только за счет локации являются лидерами. Будь у них высокие цены, плохое качество – все равно у них будут заказывать. Помещение должно соответствовать деятельности. Одна офсетная машина весит 15 тонн и для нее нужен цех 500 квадратных метров.

ebasov2-409x1024

А где достать деньги?

Это самый тяжелый вопрос. У инвесторов, у знакомых, друзей. Предлагать людям свою идею ходить и говорить: «У меня есть идея. Я знаю, как это сделать. Поверьте мне». Можно искать деньги в банке, но тогда тебе нужен поручитель. Банки- это полная нервотрепка. Но тебе может повезти, и банк выдаст кредит. Например, если ты приходишь с интересной идеей и вложения небольшие. Любой человек может взять кредит под залог своей квартиры. Есть венчурные фонды, но, чтобы заинтересовать их, идея должна быть «свежая».

У тебя уже есть какие-то «свежие» идеи для этого бизнеса?

Есть пара идей, но рассказывать о них я не буду. Лучше я выйду с этими идеями на рынок. В сегоднешнем виде этот рынок будет существовать еще примерно десять лет, пока не перейдет на цифровую рекламу. Но печатная продукция все равно останется. То, чем занимаюсь я, не умрет и через тридцать лет. Я так и не рассказал историю нашего предприятия — Упаковочного завода. Он существует с 1920 года, постороен немецким финансистом и директором звукозаписывающей компании. Сейчас мы занимаемся любым видом упаковки: бутылки, стаканчики, коробки для попкорна. Если наружная реклама и станет цифровой, то от упаковки никуда не убежишь.

Что происходило с заводом в период с 1920 по наше время?

Сначала это был известный завод «Мелодия». Выпускал грампластинки на весь Советский Союз, а в нашем цехе они упаковывались. В 1991 году, после развала Союза, завод разворовали. На территории завода производились окна, джемы. С 1995 по 2000, после приватизации, на заводе опять окрылась типография. Но работала она в убыток. Потом пришли новые директора, очень странно проработали до 2008 и через три года обанкротились. И с 2012 года управление упаковочным цехом перешло к нашей компании. Сейчас у меня появилась идея: я хочу возродить на современный манер то, чем типография прославилась, – печатать упаковки дисков для всей эстрады. Было бы здорово дать этому лейблу вторую жизнь.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются в этом бизнесе?

Их много. И недобросовестные поставщики, и заказчики могут «кинуть». Может возникнуть соблазн экономить на чернилах. Покупать китайские аналоги не рекомендую, они портят машины, и качество будет соответствующее. Из-за всего этого ты можешь опоздать по срокам, а если один раз скажешь заказчику: «Извините, в этот раз мы не успели», то ты, скорее всего, потеряешь клиента.

Тебе легко вести бизнес в России? Государственные органы не мешают?

Только если ты крупный игрок. Типография является объектом повышенной опасности, так что ожидайте пожарную инспекцию. Но проблем с УБЭП и подобными структурами не должно быть, если максимальные суммы по сделкам один-два миллиона. Им это неинтересно.

Хочу сказать пару слов о вступлении в ВТО. Очень важный момент… Могу с полной уверенностью сказать всем, кто занимается бизнесом в области типографии, нам конкуренты из Европы не страшны. Потому что российские крупные типографии работают на том же оборудовании, на котором работают европейцы. Это оборудование Гейдельберг, известное на весь мир. Производится оно в маленьком городке в Германии. Любая уважающая себя типография работает на нем. Поэтому европейцы не смогут вклиниться в наш рынок и составить нам конкуренцию. Логистика, их ценовая политика и незнание менталитета сожрет их прибыль. Никогда европейская компания не получит те заказы, которые получаем мы, даже предложив цену ниже, потому что у нас все-таки выходы на людей. Москва — маленькая деревня. Люди общаются, мир тесен, все встречаются, о чем-то договариваются.

Что можешь пожелать нашим читателям? Заключительное слово.

Терпения, силы воли, удачи, оказаться в нужное время в нужном месте с нужными людьми. Это основное. Если почитать биографию любого выдающегося бизнесмена, его успех — исключительно воля случая. Согласен?

иллюстрации Юлии Печенкиной