morgan

Текст Иван Дивильковский | 12.10.2012

То, как мы воспринимаем окружающий мир, влияет на наше поведение и через него формирует реальность. В социологии существует теорема Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям».  В лингвистике – гипотеза Сепира-Уорфа, согласно которой люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.

Гэрет Морган в книге «Образы организации» развивает эту идею, рассказывая как метафоры, которые мы используем для описания организаций, влияют на управленческие решения, судьбы компаний, экономику и общество.

Морган отмечает парадоксальную сущность метафоры: она создает яркие образы, способные облегчить восприятие явления – в данном случае фирмы –  но при этом всегда провоцирует возникновение искажений.

Так, самая распространенная сегодня метафора – организация как машина.

Ее используют и на производствах, и на предприятиях сферы услуг (например, в фаст-фудах), и в «офисных фабриках» типа страховых агентств и консалтинговых компаний. Метафора машины, или автомата, использовалась не только в бизнесе, но и, например, в военном деле. Так, Фридрих Великий создал армию нового образца, стандартизировав деятельность солдат и офицеров и отделив планирование от управления: «Солдат есть автомат, к ружью приставленный». Организация воспринимается как механизм, придуманный и разработанный для осуществления целенаправленной деятельности, люди – как шестеренки этого механизма, машины по обслуживанию машин.

Очевидно, что эта метафора, поселившись в мозгу менеджера, ведет к серьезным проблемам. Организация, лидер которой смотрит на нее только как на механизм, рано или поздно заболевает бюрократизацией, информационные потоки искажаются, сотрудники перестают развиваться. Другой взгляд на организацию – как на организм, выживающий в опасной окружающей среде, в которой действует неумолимый принцип естественного отбора, прямо-таки толкает менеджера на постоянные инновации и борьбу. Если взглянуть на компанию как на определенный тип культуры, можно найти огромное количество способов мотивировать сотрудников, конструируя нужную систему ценностей.

morgan2

Морган также предлагает взглянуть на организацию как на мозг, арену политических схваток и даже «психическую тюрьму». Каждый из этих подходов раскрывает новые черты организации, излишнее увлечение каждым из них может стать причиной проблем.

Если вы чувствуете, что ваше восприятие окружающего мира однобоко, что необходим новый взгляд на организацию – Морган предлагает целых восемь таких взглядов. «Образы организации» заставляют задать себе вопрос: «а что, если корень проблемы – в моем восприятии окружающего мира?». Эта книга будет полезна всем, кто имеет отношение к принятию управленческих решений. HungryShark рекомендует.