inner_regular_thumb_gryadka1

Текст Екатерина Михайлова | 15.10.2012

Сергей Щербаков, 25 лет

Предприниматель. Владелец магазина оригинальных подарков «Грядка»

Выпускник МАТИ, специальность лазерная техника.

Не каждый системный администратор открывает свой интернет-магазин. Еще меньше IT-умельцев доводит свое on-line детище до оборота в 2 миллиона рублей в год.

Сергей Щербаков проделал этот путь и поделился своим опытом с корреспондентом HungryShark.

Какова история твоего дела?

В 2009 году вместе с другом мы зарегистрировали сайт gryadka.com. Так начался наш интернет-магазин. Провернули первую закупку на 20 тысяч рублей, получили около 15 наименований ассортимента товара. Товарищи поделились группой в социальной сети, которую мы перепрофилировали под свой бизнес. Со временем стало понятно, что партнерство на начальной стадии жизни проекта неоправданно. Друг вышел из бизнеса, я остался.

Давай выстроим всю бизнес-цепочку «Грядки»: от производителей до клиентов.

Закупаемся только у российских поставщиков – в первую очередь Москва и Питер. Производители в основном китайские, из исключений – российские компании «Объект мечты» и «Сладкая помощь» (специализируется на изготовлении печенья с предсказаниями и обеспечивает веселую русскоязычную упаковку итальянских и швейцарских конфет). Для перевозок пользуемся услугами Почты России. Основной канал продаж – группа в социальной сети. Второй по значимости – оффлайн магазин. Среднестатистический покупатель – молодежь, возраст от 18 до 30 лет, в основном девушки. Всплеск интереса к магазину наступает на Новый год и 8-ое марта. Средняя покупка в районе тысячи.

gryadka3-1024x1024

Какой портрет клиента ты закладывал, когда открывал свой бизнес?

В качестве «своей» аудитории я сразу выбрал жителей Пскова – моего родного города. То есть первое время, пока заканчивал университет, я управлял своим магазином оригинального подарка для псковичей из Москвы.

А кто был клиентом в действительности?

В первый  период, когда «Грядка» существовала только он-лайн, выполнялся примерно один заказ в день. Зато заказывали со всей России – в том числе  из Новосибирска, Якутска и Петропавловска-Камчатского. Такая популярность у нас благодаря ориентации на псковские цены. Различий между стоимостью товара on- и off-line мы не делаем. Активно заказывают из столичных городов. Часто случается, что везем товар из Москвы и Петербурга, а потом направляем его обратно как выполненный заказ.

Когда ты решил уехать из Москвы?

Это произошло летом 2011-го. Понял, что Москва надоела. Ритм работа-дом-работа не для меня. Сценарий перемен был на поверхности: чем больше сил вкладываешь в свое дело, тем больше оно приносит – и удовлетворения и прибыли. В итоге — уволились с женой в один день, съездили в отпуск и осели в Пскове.

ХХI век часто называют эрой электронной коммерции. Почему ты решил выйти из виртуальной реальности в физическое пространство?

Сомнения, стоит ли открывать оффлайновую точку, были. Однако народ в регионах консервативный, доверия к Интернету пока нет. Людям проще и привычней прийти посмотреть товар и выбрать из увиденного. Оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что создание альтернативы покупке on-line было правильным решением.

Что изменилось с появлением торговой точки?

С января по март 2012-го мы существовали в одном из центральных торговых центров. И не поверишь! С момента открытия магазина off-line, число Интернет-заказов через группу  Вконтакте у нас тоже выросло. В общем, и аренда отбивалась, и прибыль росла.

Самое сильное потрясение, которое тебе пришлось преодолеть со своим бизнесом?

Настоящим потрясением стало возвращение от смешанного on-/off-line магазина исключительно в Интернет. Через три месяца  после открытия торговой точки у нас истек срок договора аренды, и арендодатель попросил нас съехать. Конечно, наработанные контакты остались, клиенты продолжали звонить спрашивать, куда мы пропали, но уровень продаж сократился значительно. Стало очевидно, что расслабляться нельзя – надо искать новую площадку для открытия своей точки. С августа мы вернулись на карту торговых организаций Пскова, чему весьма рады.

djmpC30LXR0

Каким ты хочешь видеть свой бизнес?

«Грядка» движется к сети магазинов. От существующей сегодня единственной точки в течение полугода планирую развиться до наличия отделов во всех четырех крупных торговых центрах города Пскова.

Несколько раз мне предлагали открыть франшизу. Это перспективное и интересное направление, но не приоритетное. Буду им заниматься только  после развития городской сети. Причем, акцент в создании региональных представительств хочется сделать на других городах Северо-Запада. А именно, на Великих Луках, Великом Новгороде и Петербурге.

Оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что создание альтернативы покупке on-line было правильным решением.

Какова организационная структура проекта сегодня?

«Грядка» — это семейный бизнес. Есть один наемный продавец, который работает 4 дня в неделю, остальное время в магазине присутствуем непосредственно мы с женой.

Как проходил подбор продавца?

Вывесили объявление в группе Вконтакте. С каждым из откликнувшихся попробовали проработать день, чтоб посмотреть на личные качества. Продажам можно научить, а вот достраивать психологический комфорт весьма накладно. О таких вещах лучше думать заранее.

Как выбираете ассортимент товара?

На собственный вкус, плюс спрашиваем потенциальных клиентов в группе Вконтакте. Рынок неопробованный.  Приходится много экспериментировать. К оригинальному подарку людей надо приучать.

Мы хотим, чтоб в глазах клиента «Грядка» в первую очередь ассоциировалась с креативом и прогрессивностью. Нашу репутацию мы зарабатываем через нашу товарную линейку.

Что пользуется спросом среди псковских покупателей?

Среди самых популярных товаров – бегающий будильник, перекидывающиеся часы и кружки-хамелеоны (при изменении температуры меняют цвет).

Из чего складывалась твоя бизнес-эрудиция?

Сильное впечатление произвела книга «Богатый папа, бедный папа» Кийосаки. Из полезной прикладной бизнес-литературы назову «Продвижение в социальных сетях на примере Facebook». Посещал образовательные мероприятия в рамках курсов по поддержке молодых предпринимателей: и тренинги по продажам, и бизнес-семинары.

gryadka2-1024x1024

Каков, на твой взгляд, алгоритм вхождения в сферу online продаж?

Я могу выделить пять основных пунктов:

  1. Идея
  2. Закупка + создание сайта
  3. Наполнение сайта
  4. Ведение группы в социальной сети
  5. Работа с клиентами

Главное – ассортимент. Важно удивлять и не допускать пошлости.

Фотографии Сергея Щербакова и Екатерины Михайловой