main_page_thumb_russkayaigra1

Текст Ирина Порубова | 17.10.2012

Алексей Загребельный, 26 лет.

Учился в МПГУ

Директор департамента по развитию и коммерции компании AdIndex. Предприниматель. Разработчик «Русской Игры».

Что делать, если хочешь начать свой бизнес, но нет денег? О том, как накопить стартовый капитал и не погрязнуть в офисной рутине, и что пить во время игры, нам рассказал Алексей Загребельный.

 Расскажи о проекте AdIndex.

 AdIndex.ru это навигатор рекламного рынка, который оказывает информационную поддержку рекламодателям и рекламным агентствам, работающими с бюджетами на рекламу от 1 миллиона долларов в год. Это как Forbes, только про рекламу. Если представить, что рекламный рынок – это айсберг, то AdIndex охватывает верхушку айсберга.В самом начале пути мы были просто сайтом-каталогом рекламных компаний, а со временем запустили он-лайн СМИ о рекламе, а также целый ряд offline-проектов, печатный журнал AdIndex Print Edition и проект AdIndex Maps – карты рекламного рынка.

 Существуют проекты, аналогичные вашему?

 Есть целый ряд других сайтов по рекламе и по маркетингу, но именно такого рабочего инструмента, как у нас, нет. AdIndex на сегодняшний день не имеет аналогов не только в России, но и в мире. Взять хотя бы AdIndex Maps. Каждый квартал мы делаем отдельную карту рынка по какому-то сегменту индустрии рекламы. Например, этим летом мы сделали Media Map. Это огромная карта, где-то 100 на 70 см. На ней можно увидеть, к какому медиахолдингу относится каждое из российских СМИ (а их на карте представлено более 3 000) и кому оно принадлежит. По ним, например, можно определить, что Эхо Москвы совершенно не оппозиционная независимая радиостанция, потому что она относится к ГазпромМедиа, ну а ГазпромМедиа понятно, куда относится.

Сейчас осенью, буквально на днях вышла Brand Map – на этой карте можно увидеть, какой бренд принадлежит какой компании и сколько каждый отдельно взятый бренд тратит на рекламу в год на территории РФ. Всего мы нанесли на карту 667 брендов. Я считаю, что каждый уважающий себя маркетолог или бренд-менеджер обязан обзавестись такой картой, чтобы иметь фундаментальные представления о рынке, а не фрагментарные.

 Как лучше монетизировать интернет-площадку с небольшой аудиторией?

 Самое выгодное в финансовом плане, это делать спецпроекты, создавать нестандартные интеграции в интернет-сайт. Это выходит за рамки обычного баннерного размещения стандартной пиар-активности. Когда бизнес только начал расти, и серьезным рекламодателям ты еще неинтересен, правильнее выбирать сегмент B2B. У тебя могут разместить рекламу компании, чья деятельность как-то связана со специализацией твоего сайта.

 В какой должности ты пришел в AdIndex и кем работаешь сейчас?

 Я начинал как специалист по продажам и года полтора-два занимался только этим. Потом меня повысили до директора по продажам, я стал выстраивал работу всего отдела, начал нанимать новых сотрудников: искать ребят, проводить собеседование и обучать. Мы продаем услуги, которые по сути — просто воздух. И продаем их рекламным агентствам. Сервисы для рекламных агентств, размещение в каталоге рекламных компаний России, имиджевая реклама в журнале. Получается полный каламбур: мы продаем рекламу рекламным агенстствам. При этом все продажи строятся на встречах. Ты приезжаешь на встречу, общаешься, в основном, с теми, кто занимает высокие позиции. Например, с директором, который работает в сфере рекламы 10-15 лет, и сам тебе все что хочешь продаст. А ты его должен убедить. Это и был для меня самый полезный опыт, который я приобрел благодаря этой работе. Умение общаться с людьми такого уровня и умение убеждать. К тому же, люди, которые занимают высокие должности, как ни странно, очень охотно рассказывают про свой бизнес, здесь можно многое узнать. В итоге, в этом году меня повысили до директора департамента по развитию и коммерции, и сейчас я уже работаю в сфере, связанной с маркетингом и продвижением всего проекта.

 Через какое время после запуска проект начал окупаться?

 Коммерческие сервисы запустили спустя 2 года после основания проекта, как раз в тот год, когда я пришел работать в эту компанию. Как сэкономить? Задача очень простая – максимально увеличивать оборот, при этом стараясь максимально сдерживать расходы. Для этого мы делаем стандартные вещи – не держим в штате курьеров, журналистов. Года 2 назад мы вышли в баланс, в этом году уже работали в плюс. В целом, сейчас оборот компании увеличивается за год в 4 раза.

 Расскажи про свою статью о раскрутке группы ВКонтакте.

 Статья была написана спонтанно. Мне было интересно, почему так медленно растет наше сообщество, и я стал изучать этот вопрос в свое свободное время. В результате, в период с мая по октябрь удалось «вырастить» нашу группу с 2000 человек до 18000. После этого я просто собрал воедино все, чему научился за это время, и объединил в статью. Я ничего не изобретал сам, просто собрал интересные советы и рекомендации по этой теме. Нашел дизайнера, который оформил ее в соответствующем стиле и опубликовал в интернете. Естественно, каждый день смотрел, сколько человек ее прочитало, все-таки первая публикация. Сейчас ее прочитало более 10000 человек. Почти 2000 поставили лайк. Я, честно говоря, был в шоке.

Мы продаем услуги, которые по сути — просто воздух.

 Давай поговорим о твоем стартапе. Была ли идея начать свой бизнес до того, как ты стал работать в AdIndex?

 Да, эта идея была всегда, но не было конкретного видения, что делать. Очень хотелось сделать что-то, новое, необычное. Хотелось пойти в какую-то сферу, которая как голубой океан — пока еще в России не затронута. В итоге, с двумя своими друзьями, я решил создать «Русскую Игру».

 Почему именно настольная игра? Необычный выбор.

 Когда мне было 18 лет, мы с другом должны были идти на день рождения, но денег на подарок у нас не оказалось. День рождения проходил в хорошем ресторане, стыдно приходить с пустыми руками. А на подарок осталось рублей 300, наверное. И мы решили, что хэнд-мэйд жив и надо сделать что-то самим. Мы придумали имениннику настольную игру с алкоголем, где нужно было кидать кубик, ходить, выполнять всякие задания. Веселая игра, мы ее сами нарисовали, украсили нашими фотографиями, протестировали, а потом просто распечатали на большом ватмане и подарили. И когда через столько лет мне захотелось запустить свой бизнес, я об этой игре и вспомнил.

 Расскажи о сюжете «Русской Игры».

 В поезде Москва – Владивосток встречаются политик, шпион, репортер и иностранец, и, недолго думая, идут в вагон-ресторан. Цель игры — доехать до Владивостока. В игре есть карточки с персонажами, у всех персонажей есть определенные ограничения по коммуникации. Политику нельзя говорить «да» и «нет». Он знает много тайн и секретов, никогда не говорит конкретики. Иностранец должен говорить на иностранном языке либо с акцентом. Нельзя отвечать на вопросы шпиона. А он будет спрашивать: «чей ход?», «тебе налить еще чего-нибудь?», «что будем после игры делать?» Если ты случайно ответишь на любой вопрос шпиона, то ты пьешь штрафную, точно так же, как и за любое нарушение. Репортер должен вести фото-видео съемку, чтобы было что вспомнить утром. И еще в игре есть бармен. Он просто следит за тем, чтобы у игроков не пустели стаканы. В игре есть 38 карточек с заданиями. Каждый по очереди переворачивает эти карточки. Задания все приличные, на коммуникацию.

igra2

 Расскажи о каком-нибудь задании из игры.

 В «Русской Игре» есть карточка «Алё -Неалё». Она изначально создавалась так, чтобы больше людей могли узнать про эту игру. Если выпадает карточка «Алё — Неалё», тебе нужно взять свой телефон, выбрать любого человека из списка контактов, обязательно противоположного пола, позвонить ему и сказать: «Алё, ангел мой, что ты делаешь?». Вне зависимости от ответа, дальше ты говоришь: «Бросай это никому не нужное дело и приезжай играть в «Русскую Игру!». Мы уже год тестируем эту игру, люди действительно приезжают. Один раз девушка приехала в 5 утра. Это было круто.

russkayaigra3-1024x754

 Кто становится победителем?

 Основная фишка игры заключается в том, что нет ни победителей, ни проигравших, побеждают все, кто доехал до Владивостока. Побеждает тот, кто веселее всех провел время. А научиться играть в «Русскую Игру» ничего не стоит – все задания расписаны, роли распределены.

 Что пьете? Водку?

 Нет, вообще напиток может быть любой, например, long drink. Мы играем с long drink’ом. Если пить шотами, то ты до Владивостока не доедешь, «сойдешь» уже в Нижнем Новгороде.

 Когда вы запустили игру?

 Запустили весной этого года, была тестовая печать. Игра уже есть в небольших интернет-магазинах. Сейчас мы активно ведем переговоры с крупными магазинами. А также с некоторыми брендами на предмет глубокой интеграции в эту игру. Нам интересно сделать большой совместный проект, а не просто логотип какого-то бренда в нашей игре. Уже есть много готовых маркетинговых концепций под разные бренды. В данный момент я провожу встречи и ищу подходящую компанию. Это будет самый удачный вариант монетизации. Просто продавать игру не настолько интересно и выгодно.

 А что с конкуренцией? Чем «Русская Игра» отличается от других популярных настольных игр?

 Рынок настольных игр в России развит слабо. В советское время было лото, домино, сейчас есть Мафия, есть Uno, которые тоже достаточно популярны, Монополия. Сегмент очень маленький. Да, он растет, удваивается, утраивается каждый год. Но наша игра из другой серии. Она должна попасть на полки алкогольных отделов супермаркетов. Например, ты заходишь в Перекресток. Там есть стеллаж, где лежат сигары, штопор, шейкеры для коктейлей. Там же есть «Русская Игра». Дизайн игры изначально так и задумывался. Если посмотреть на логотип, он в большей степени напоминает этикетку от виски, нежели настольную игру.

igra1

 Что подтолкнуло тебя именно сейчас начать свой бизнес?

 Хороший вопрос. Так получилось, что в какой-то момент вся моя семья переехала жить в Германию, и я здесь остался один. Несмотря на то, что свободного времени у меня стало меньше – домашние дела, хозяйство (смущаясь) – я решил заняться чем-нибудь еще. И пришел к выводу, что либо ты успеваешь все, либо ты не успеваешь ничего.

 Деньги на данный момент игра приносит?

 Да нет, ну, там копейки. Ничего это не приносит. Сейчас у нас задача продать максимальное количество игр по минимальной цене и заполонить рынок.

 Удовлетворение от того, что ты создал свой проект, ощущаешь?

 Удовлетворение, я думаю, будет, когда я зайду случайно в какой-то магазин и вдруг увижу, что у прилавка один человек другому рекомендует купить эту игру и рассказывает, какая она крутая. Тогда, наверное, будет удовлетворение. А пока…ну, не знаю. Сам факт, что у тебя свой бизнес — это только самолюбие потешить.

 До того как создать свой проект, ты пять лет проработал в AdIndex. Как за такое долгое время работы в крупной компании не потерять тягу к творчеству?

 Творческая составляющая в человеке либо есть, либо ее нет. И даже если у тебя монотонная скучная работа, ты можешь эту творческую составляющую реализовать – писать стихи, играть в КВН… А если говорить конкретно о том, как на работе не скиснуть, то мне кажется, что нужно стараться искать свои идеи, варианты – и активно их предлагать. На работе я никогда не сижу на одном месте. У меня все время есть свои соображения по поводу того, что можно сделать еще. Меня несколько раз генеральный директор вообще выгонял из своего кабинета, говорил: «Хватит тут свои идеи предлагать, уже просто невозможно!». Хотя одна из 100 идей оказывается действительно хорошей, и мы ее принимали.

 Что можешь посоветовать тем, кто хочет начать свой бизнес, но не располагает стартовым капиталом?

 Лучше идти работать в небольшую компанию, потому что там круг твоих обязанностей очерчен не так четко, поле деятельности намного шире. Получается, что так или иначе ты сталкиваешься с разными аспектами, о существовании которых, работая в крупной компании на той же должности, никогда в жизни не узнал бы. В небольшой компании аналитика по бизнесу развита не так сильно, ты сможешь сам «прощупать почву», узнать, что, как и где происходит. Только столкнувшись с этим, понимаешь, что для тебя действительно интересно, и тогда уже можешь спокойно входить в эту сферу.

фотографии предоставлены Алексеем Загребельным