bottom_carousel_thumb_IMG_9691

Текст Сергей Лунёв | 22.10.2012

Sports.ru можно уверенно назвать культовым интернет-ресурсом. Первый спортивный портал рунета прошёл эволюцию от небольшого сайта, созданного энтузиастами-журналистами, до одного из самых популярных спортивных ресурсов . Sports.ru дал возможность реализоваться многим талантливым спортивным журналистам и одновременно привлек пользователей к созданию контента. Успех ресурса связан, в первую очередь, с именем генерального директора. HungryShark побеседовал с Дмитрием о принципах функционирования спортивного издания.

 

Вы журналист, ставший предпринимателем, – и подобная карьера достаточно типична. Обязан ли медиа-менеджер иметь журналистский опыт?

Не уверен, что можно говорить об этом, как о правиле без исключений, – но до последнего времени так чаще всего и было. Медиабизнес – это про контент, и понимание, как с ним иметь дело, определенно помогает. Но в последнее время так растет значение технологий, что скоро будет уместен другой вопрос: обязан ли медиа-менеджер начинать свою карьеру разработчиком или уметь написать хотя бы несложный код. Я вот жалею, что не умею. Писал бы по вечерам какие-то прототипы новых сервисов вместо, например, постов в блог… Эх.

IMG_9683

Sports.ru это первый интернет-ресурс про спорт в рунете. Однако в 2007 году сайт пережил фундаментальное перерождение, связанное с появлением инвесторов. Насколько сложно было на тот момент привлекать деньги под спортивный сайт?

И в тот момент, и еще несколько лет после этого было реально сложно. Это сейчас к нам регулярно приходят с предложениями инвестиций – и российские фонды, и зарубежные, и, что называется, «стратегические инвесторы». Всего пару лет назад, в разгар кризиса, когда первоначальные инвестиции в Sports.ru уже заканчивались, а адекватные рекламные поступления все еще не начались, мы сами стучались во все возможные инвесторские двери – и никто, по большому счету, не открывал. Все инвесторы искали возможности в e-commerce и технологиях, никто связываться с контентом не хотел – мало кто верил, что это может окупаться. В общем, дополнительные инвестиции мы тогда так и не получили, но каким-то чудом изловчились пройти  так называемую «долину смерти», не загнувшись – пусть с многомесячными задержками зарплаты и всеми прочими радостями кризиса. А первоначальные инвестиции в Sports.ru в 2007 – что называется, «ангельские». Это были деньги наших друзей.

До 2007 года денег у Sports.ru совсем не было?

Ну, какие-то были – или почти случайные поступления от редкой тогда рекламы, или личные сбережения. Постоянных сотрудников было полтора человека, а остальные на волонтерских, скорее, началах. Основатель сайта Стас Гридасов рассказывал, как в 2002 году купил первый и единственный сервер сайта на деньги одного из читателей. Тот устал от постоянных падений Sports.ru и при личной встрече передал деньги на сервер – мог себе такое позволить, зарабатывал хорошо.

Мне вообще-то нравилась моя работа, когда я был журналистом или редактором – но в одиночку невозможно реализовать накопившиеся у тебя идеи.

Какими были основные сложности с созданием портала?

Необходимость учиться всему на ходу – ведь затевая эту историю, мы если про что понимали – то лишь про контент. Потому в плане содержания Sports.ru всегда был вполне интересным, но есть ведь еще миллион аспектов: технологии, маркетинг, продажи, юридическо-бухгалтерское обеспечение и т.д. Возможности покупать все эти компетенции на стороне, брать готовых звезд с рынка у нас не было, потому растили их уже по ходу, а это время. Но теперь я думаю, что это даже к лучшему – то, что деньги поначалу у нас были изначально скромные. Я, например, очень многого тогда не понимал, и не успел наделать дорогостоящих ошибок. Ну то есть ошибок было полно, просто обошлись они нам не в миллионы.

А во сколько обошлись?

Я думаю, имей мы на старте тот же опыт и ту же звездную команду, которая выросла к нынешнему моменту, условный миллион долларов можно было бы сэкономить. А главное – сделать все вдвое быстрее. Но это, во-первых, сослагательное наклонение. А во-вторых, начиная с какого-то момента мы сознательно начали активно экспериментировать, понимая, что половина экспериментов, а может и больше, окажутся неудачными. Просто без активного поиска сложно найти способы быть полезным людям, удовлетворять их потребности в свете таких значительных перемен в медиа и технологиях. Учитывая, что эти перемены продолжаются, экспериментировать и ошибаться придется еще много. Но я уже как-то не сомневаюсь в том, что и новые отличные решения мы тоже продолжим находить.

«Трибуна» была одной из таких находок?

Теперь уже понятно, что да. Но при всей успешности этой затеи на данный момент, ее реальный потенциал нам еще только предстоит раскрыть. Сколько бы рабочих рук и талантливых мозгов ни находилось в нашей команде, потенциал всех проектов Sports.ru будет куда выше, если мы сумеем вовлечь в них людей извне. И это вовлечение, по большому счету, только началось.

Раньше существовал такой стереотип, что блогеры заменят журналистов. Этого не произошло. А может ли произойти в дальнейшем?

Мы такому стереотипу никогда подвержены не были. И ни с открытием «Трибуны», ни с ее развитием, не сократили на Sports.ru ни одной штатной позиции. Скорее, наоборот. Мы ведь не очень верим в стихийный, нерегулируемый «веб 2.0» – может быть, с его помощью и можно создать что-то полезное, но мусора создается куда больше. Чтобы соотношение «сигнал/шум» было адекватным, необходимо активно работать с пользователями, направлять их, помогать им, а также создавать среду, в которой интересное и полезное становится более заметным, а треш оседает где-то там, где его по возможности не видно. Та же «Википедия», конечно, не получилась бы такой крутой и всеобъемлющей, если бы не титанические усилия людей, этот процесс так или иначе направляющих. В общем, с каждым новым проектом людей нам требуется все больше – вот недавно мы, к примеру, запустили play.sports.ru, и теперь будем работать не только для тех, кто смотрит спорт, но и для тех, кто им занимается.

Кроме того, с пользовательским контентом есть вот какая штука: в этот конкретный час или день на «Трибуне» может возникнуть масса всего интересного, а может и не возникнуть ничего. Но человек, заглянувший на Sports.ru, должен непременно найти что почитать по актуальным событиям, с гарантированным качеством. Кроме того, наличие сильной редакционной команды позволяет все время изобретать что-нибудь новое – новые рубрики, приемы, форматы. Это и росту качества user-generated content, в конце концов, способствует – привлекает самую качественную аудиторию, формирует образцы. В общем, я прекрасно понимаю, почему рабочих мест в журналистике становится меньше, чем прежде. Но я не вижу почему они должны совсем исчезнуть.

Вас никогда не упрекали в том, что это ваше «вовлечение пользователей» является их использованием в своих интересах?

Ой, ну в чем только нас не упрекали. И в этом тоже, конечно.

Что отвечаете?

Мы в последнее время как-то очень расслабились на тему упреков, и не то, чтобы активно отвечаем. Не из высокомерия – просто некогда бывает, да и нет у нас цели соответствовать привычным для многих правилам и установлениям. Скорее как раз наоборот – есть цель их понарушать. Или, по крайней мере, поставить под сомнение. Ну я уже говорил – про поиск. Все медийные успехи последнего времени, все прорывы – результат такого поиска, а не воспроизведения каких-то шаблонных ходов и решений, с которыми медийная индустрия как раз и зашла в тупик.

Мы еще при приеме людей на работу об этом договариваемся: одна из трех наших целей тут – как следует повеселиться.

И все-таки, что можно сказать насчет «вовлечения в собственных интересах»?

Ну, во-первых, я не уверен, что успешное развитие Sports.ru в целом или «Трибуны» в частности отвечает интересам лишь нескольких человек. Судя по тому, что сайтом пользуются уже 5-7 миллионов, и с каждым месяцем все больше. А во-вторых, это миф, что люди хотят лишь односторонней связи, безмолвного потребления контента. Многим есть что сказать. И высказывания эти далеко не всегда малосодержательны, как думали многие, причитавшие в духе «как можно допускать к сайту не пойми кого», когда мы запускали «Трибуну». Кто-то высказывается комментарием, кто-то – плюсиком, минусом или там лайком, кто-то – записью в блоге. Люди не просто к этому готовы – у людей есть в этом потребность, это в человеческой природе. Как в природе солнца, прости господи, светить. Вот что будет, если не собирать энергию солнца или там ветра с помощью ветряков? Да ничего, она просто пропадет. Является ли сбор такой энергии солнца или ветра для освещения, например, городов, такой уж ее «эксплуатацией»? При всей готовности людей к обмену мыслями и идеями на тему спорта, до «Трибуны» они были несколько ограничены в таких возможностях. Например, ни одного спортивного блога-тысячника в ЖЖ к тому моменту не было.

Правда, что «Трибуна» стала, по сути, кузницей кадров для Sports.ru?

Ну как-то так выходит, да. Впрочем, не только для Sports.ru. Евгений Шевелев начинал свой блог о тактике на «Трибуне» в качестве майора милиции, и как-то между делом стал ведущим сотрудником главной российской компании в области футбольной аналитики. Никита Коротеев сейчас работает на телевидении, делает спортивные программы на «России-2». Политический колумнист Станислав Минин после заведения блога о спорте вошел во вкус и решил переквалифицироваться в именно спортивного телекомментатора. Несколько блогеров теперь работают в «Зените» и других клубах, а также самых разных изданиях – от «Советского спорта» до региональных. После старта «Трибуны» почти сразу стало понятно, что интересных людей там появляется даже больше, чем мы способны нанимать. Но такой вот журналистский конвейер – это, скорее, побочный эффект «Трибуны», он если и задумывался, то лишь отчасти. У большинства людей есть какая-то другая работа, которая их устраивает, а спорт – это просто сфера интересов.

Еще говорят, что Sports.ru бывает несерьезным. Девушки, шуточки, рубрики провокационные и т.д.

О, ну отлично! Значит, и правда что-то получается. Нет, мы, конечно, такие парни, у которых есть миссия, вселенские амбиции и всякие другие полагающиеся настоящим парням атрибуты. Но звериной серьезности мы правда боимся и соскакиваем с нее при первой возможности. Потому что спорт – это все-таки развлечение, рассказ о нем нельзя свести к рубрике «тактика» или безэмоциональному пересказу. Хотя тактики и в журналистских, и в пользовательских текстах Sports.ru больше, чем в каких-то других спортивных СМИ. И еще потому, что у нас есть такой уговор. Мы еще при приеме людей на работу об этом договариваемся: одна из трех наших целей тут – как следует повеселиться.

А две другие какие?

Две другие банальнее. Одна – это, собственно, выполнение наших, так сказать, производственных задач, всего того, за что платят зарплату, чтобы этой зарплате было и дальше откуда появляться. А другая – это учиться и развиваться. Никто из нас прежде не работал на той позиции, которую занимает сейчас – не управлял компанией, продажами, разработкой, редакцией и т.д. И каждому приходится развиваться, чтобы как-то своей нынешней роли соответствовать. Еще поэтому, например, мы всегда сразу проговариваем, что на Sports.ru не существует понятия 8-часового рабочего дня. Если одновременно и работать, и учиться, в 8 часов уложиться сложно.

Ведётся ли целенаправленная работа по формированию имиджа проекта?

Мы не то чтобы большие мастера в маркетинге, потому всегда больше заботились о продукте. Хотелось, чтобы продукт говорил сам за себя.  Теперь, конечно, приходится и этому учиться – без хорошего маркетинга сложно продавать рекламу. У многих в голове застрял стереотип о спортивном болельщике, как о таком не слишком умытом жителе пригорода в растянутых трениках, который мало что себе может позволить роскошнее девятой «Балтики». Помаленьку выбиваем – реальности этот стереотип давно уже не соответствует.

IMG_9691

Рекламодатели разбираются в спорте?

Примерно 20-30%, я думаю, разбираются в спорте или даже сильно его любят. С такими рекламодателями нам, понятно, проще всего иметь дело: если люди, например, смотрят по субботам «Манчестер Юнайтед» в компании друзей, они как раз адекватно представляют себе спортивную аудиторию. Да и про Sports.ru таким людям рассказывать не приходится – они отлично его знают. Впрочем, для того, чтобы видеть широкий рекламный потенциал спорта, любить его не обязательно. Резонанс больших спортивных событий, заметная аудитория главных спортивных медиа – это видят все.

Когда Sports.ru начал продавать рекламу? Первого рекламодателя помните?

Первые попытки мы начали предпринимать сразу, ещё в 2007-м. Первой продажей был спецпроект для китайской компании BBK. Мы тогда делали видео-конференцию с Василием Уткиным. Но тогда это все были совсем слезы, конечно. В первые годы и особенно в кризис тратить на создание сайта приходилось в разы больше, чем было реально заработать.

Вот эти ваши рекламные спецпроекты – они как делаются? Нанимаете креативное агентство?

Ну, по сути, нам самим пришлось стать таким агентством. Рекламный спецпроект должен одновременно работать и на рекламодателя, и на пользователя, чтобы таких пользователей было достаточно много, и деньги не улетели в трубу. Нужно постараться найти точку пересечения их интересов – соответственно, это должны делать мы, потому что никто внешний наших пользователей так хорошо не знает.

Насколько выше рекламные бюджеты в чётные года, когда проходят олимпиады и крупные футбольные турниры? Не получается, что Sports.ru зарабатывает в эти годы значительно больше?

Безусловно, проще продавать рекламу в такие пиковые для спорта моменты, да и аудитория сайта во время таких турниров сразу удваивается. Но пока  потенциальные падения в нечётные годы нивелировались общим ростом аудитории и рынка – так что в каждом новом году мы зарабатываем больше, чем в предыдущем, и уже два года развиваемся только за свой счет, без привлечения инвестиций.

Можно сказать, что Sports.ru это глобальное дело вашей жизни?

Ну, так и есть. Мне вообще-то нравилась моя работа, когда я был журналистом или редактором – но в одиночку невозможно реализовать накопившиеся у тебя идеи. Собственно, именно это и направляло нас все эти годы – хотелось сделать медиа, которого нам самим не хватало. Буду ли я руководить Sports.ru через 10-20 лет? Тут будет опрометчивым что-то загадывать. Точнее, нет – понятно, что не буду. Думаю, проект к тому моменту будет круче и крупнее, чем такой, каким я способен управлять. Ну и вообще найдутся люди с более светлой головой и более живыми мозгами. Я вообще больше всего всегда радуюсь, когда удается находить для Sports.ru таких.

Какие книги сформировали вас как предпринимателя?

«Книги сформировали» – это сильно сказано. Решение реальных проблем учит куда больше. Нельзя по какой-то книжке, по какому-то четкому гайдлайну построить успешную компанию или успешное медиа. Но читать надо, конечно. Даже если на книжку попадается лишь несколько стоящих мыслей, помогающих тебе расширить свой взгляд на вещи, уже 5-6 часов на ее прочтение становится не жалко. Из последнего понравились «Стартап» Гая Кавасаки, «Включи мозги» Клэя Ширки, «За стеной фильтров», ReWork. Только стоит не забывать искать практическое применение обнаруженным вами идеям – в какой-то компании, которая не стоит на месте и не пытается делать вид, что можно переждать перемены, ничего особенно не меняя. Ну или свою затевать, как мы когда-то.

Фотографии Антона Галущенко

Читайте также:

Интервью с Евгением Селеменевым, владельцем SmallPub;

Байки из России.