Текст Александр Перепёлкин | 01.11.2012

Сколько лет ты рисуешь? Когда состоялась твоя первая настоящая публикация? Когда тебе впервые заплатили деньги за рисунок?

Рисовала я в принципе, как и все, еще в раннем детстве. Потом, лет с 6, уже периодами, с перерывами, порой в несколько лет. Это было время, когда я много времени уделяла школьной публицистике и спорту.
Осознанно рисую с 14 лет.
Первая моя публикация состоялась, когда мне было 15, и за нее мне заплатили первые деньги как иллюстратору. Это была картинка с Виктором Цоем, как сейчас помню.
Правда незадолго до этого я делала разные картинки политического характера, что для меня, естественно, было важным и увлекательным опытом. Рисовала за небольшие деньги, за еду или просто потому что интересно было.

Раньше ты выкладывала в основном картинки и небольшие комиксы. Появилось стремление двигаться в сторону большего формата и большего объема? Почему?

Тем не менее, этих картинок и комиксов было немалое количество, порой выходило по 6 штук в день, не говоря уже про другие работы, которые никогда не были выставлены в сети.
Но стремление к чему-то большему, безусловно, появилось. В какой-то момент захотелось перевести большое количество одиночных работ в какой-то единый большой проект.
Например писать картины маслом или делать большие комиксы с полноценной историей.
Так что с Божьей помощью потихоньку к этому продвигаюсь, совмещая с работой и учебой на режиссера кино во ВГИКе.

В какой-то момент захотелось перевести большое количество одиночных работ в какой-то единый большой проект.
Например писать картины маслом или делать большие комиксы с полноценной историей.

Над чем ты работаешь в настоящее время? Каковы твои ближайшие творческие планы?

Ближайшие творческие по картинкам — сделать несколько ключевых картинок к определенным датам и для определенных людей. А вообще, я хочу снять две достаточно любопытные короткометражки.

Планируется ли к публикации какая-то большая твоя работа? С каким издательством ты сотрудничаешь?

Мои работы публикуются время от времени. Некоторые частные заказы не публикуются вообще. Некоторые публикуются без подписи. Я стала гораздо реже рисовать, больше стараюсь посвятить себя кино.
Ни с какими издательствами я теперь не сотрудничаю. Раньше работала с теми, кто предложит сам. Долгое в свое время рисовала для издательского дома Родионова.

Считаешь ли ты, что сейчас в России комиксы набирают обороты или эта форма искусства никогда не будет здесь так же популярна, как в США?

Если честно, я не думала на эту тему. Могу судить лишь по результатам. И пока, конечно, комиксы в России не имеют такой востребованности как в США , Европе или Азии.
Но мне интересно сделать пару своих полнометражных комикс-историй, и поэтому я сейчас в поисках рискованных задорных спонсоров 😉

Существуют ли русские комиксы, которые ты бы ставила художникам и читателям в пример? Если да, то какие?

Да, мне нравятся работы таких художников, как Otto SchmidtKomardinCattish.
Есть превосходные художники, которые могли бы делать удивительные комикс-истории, которые были бы наши, отечественные, а не калькой на другие известные иностранные истории. Но, к сожалению, они занимаются рекламой и раскадровками к ней, в лучшем случае обрисовывают глянец. Некоторые вообще уехали из России.
И конечно же, безусловно и абсолютно волшебные, неповторимые по содержанию и качеству вещи делают питерские Dopingpong, чьей фанаткой я являюсь уже не первый год.

Можно ли достойно зарабатывать исключительно на комиксах, будучи художником и не занимая никаких издательских должностей? Что в первую очередь поможет выбиться в люди — талант или связи?

Не знаю. Если болеть рисованием, то, думаю, можно добиться всего, при наличии желания и веры в себя, разумеется. Но пока в нашей стране только на этом миллионов не сколотишь. Хотя, бывает всякое.
По поводу связей или таланта отвечу так: талант находит связи. Рано или поздно. Но находит.

И как ты зарабатываешь свои миллионы?

Подделываю купюры и граблю вражеские карманы ;)))

Ты зарабатываешь на политической агитации? Как оцениваешь проекты типа http://www.superputin.ru/?

Я отношусь к политической иллюстрации почти как к любой другой. Занималась ей и не раз.
Стараюсь сделать ее качественной и более-менее приличной для просмотра. Для меня это как рисовать одновременно для разных журналов. Хотя, конечно, в условиях нашей действительности «что-то не то » в этом есть , поэтому я редко соглашаюсь на такую работу. В этих заказах  я просто исполнитель чьих-то идей, а не идейный автор. Просто художник, рисующий на политическую тему. То же самое, что рисовать на тему океана или диет.
К проекту Superputin я имею прямое и в то же время никакое отношение. Otto и я в случае данного комикса рисовали картинки по сценарию другого автора. Получилось это вроде как вполне читабельно и ярко.

Выгодно ли для комиксиста использовать политические/пиарные заказы в качестве основного источника заработка?

Кому как повезет. Щедрые заказчики есть в любой сфере. Правда не у всех у них хороший вкус, увы. То, что я так долго связана с политической иллюстрацией – это наверное уже моя карма и мой конёк. В целом скажу, что политические заказы у меня были вполне милыми и веселыми.

Когда тебя встречает провал или неудача в сотый раз, уже как-то спокойно к этому относишься. Это качели жизни. А вообще, когда совсем плохо, мне помогает Иисусова молитва. А также баня и хороший сон.

Ты хотела бы работать в России или лучший путь для комиксиста и иллюстратора — эмиграция и сотрудничество с иностранными издательствами?

Я хочу работать в России, чем и занимаюсь. Мне было бы интересно поработать за границей, но, например, в кино. Ведь все равно для всего мира я буду представлять нашу страну.

Что ты говоришь себе, когда что-то не получается? Есть ли магическая формула, которая разруливает любые профессиональные проблемы?

Когда тебя встречает провал или неудача в сотый раз, уже как-то спокойно к этому относишься. Это качели жизни. А вообще, когда совсем плохо, мне помогает Иисусова молитва. А также баня и хороший сон.
Одна моя подруга говорит, что нужно в любой ситуации, несмотря ни на что, стараться думать о желаемом, а не о нежелаемом. Для меня это нелегко — психика и воспоминания о прошлом дают о себе знать.
Но я учусь.

Комментарий эксперта.

Мария Кротова, студия NARR8:

На российском рынке комиксы в их классическом понимании не будут слишком востребованы. В США комик-бум начался давно и не ослабевает до сих пор. Эти времена мы безвозвратно упустили. А обожать комиксы в японских масштабах нам не позволяет менталитет. На мой взгляд, в России шансы на выживание и развитие имеет гибрид классического комикса с мультимедийными примочками. В частности, я работаю в компании NARR8, которая готовится к запуску интерактивных анимированных историй под iOS. Что касается судьбы комиксиста, то тут частный случай. Многие хорошие российские художники работают на зарубежные издательства, кому-то удается найти свою нишу в России, но это случайная история. Обычно все же это случайные фрилансы, которые никак нельзя назвать “зашибанием” денег.