babki

Текст Иван Дивильковский | 07.11.2012

Одна из важнейших проблем для начинающего бизнесмена – поиск финансирования. Деньги это топливо для бизнеса: они нужны на каждом этапе работы компании. HungryShark запускает серию текстов, которые помогут вам разобраться, где и как можно получить деньги для развития своего дела.

Основной инструмент финансирования бизнеса на начальном этапе – бутстрэппинг. Это использование внутренних источников финансирования: собственных сбережений и личных займов: банковских нецелевых кредитовссуд от ломбардов и так далее.

Первыми людьми, вкладывающими деньги непосредственно в ваш бизнес, станут, скорее всего, люди из группы «3F»: «friends, family, fools». Через этот инструмент проходят едва ли не все предприниматели: кого проще убедить поверить в вас и вашу идею, чем самых близких или самых недалеких людей?

Развитие бизнеса важно не только для вас, но и для государства, и крупных компаний. Первое заинтересовано в появлении новых налогоплательщиков и укреплении экономики, а вторые надеются на возникновение интересных партнеров. Для того, чтобы поддержать предпринимателей на самом раннем этапе, эти игроки применяют посевное финансирование. Суммы, о которых идет речь, обычно довольно малы, но их можно получить «за просто так», в формате гранта или приза на конкурсе. Другие же источники финансирования или требуют вернуть долг, или хотят получить долю в компании.

Когда вы чуть-чуть подрастете, вами могут заинтересоваться бизнес-ангелы. Это инвесторы, вкладывающие деньги (обычно свои собственные) в развивающиеся предприятия в обмен на долю в них. Таким образом, бизнес-ангелы заинтересованы в вашем успехе, поэтому помогут с удовольствием вам советом и связями.

В тот момент, когда для развития бизнесу нужны уже миллионы долларов, в дело вступают венчурные и хедж-фонды. Они объединяют деньги многих индивидуальных инвесторов и управляют ими, вкладывая в высокорисковые проекты (вроде вашего стартапа), надеясь получить прибыль.

Приблизительно по такой же схеме работают и банки: на любом этапе существования бизнеса (кроме, пожалуй, самого раннего, когда из всех активов – одна идея) можно получить финансирование от них.

Если же ваш проект может зацепить максимально широкую аудиторию, имеет смысл попробовать использовать для финансирования краудфандинг: сбор денег тысяч заинтересованных пользователей через интернет.

Иллюстрация Юлии Печенкиной