tsarev

Текст Захар Тыквин | 08.11.2012

Еще Петр I всей душой мечтал о том, чтобы русский медведь получил когда-нибудь европейские манеры и утонченный вкус! Весомо подкрепляя теорию практикой, царь-реформатор одной рукой рубил бороды, другой окна, отвлекаясь разве, что выпить кружечку пива, вкус к которому он приобрел в своих странствиях по Европе. Русским крестьянам технологии изготовления медовых и хмельных напитков известны с IX века, но Петр задумал привить Родине культуру изготовления и употребления пива на модный в Старом свете «английский манер», выписав из-за границы нескольких специалистов в этой области.

И пошло-поехало пениться по кружкам в городских питейных домах и даже на торжественных фуршетах при царском дворе! С легкой руки Петра крупные пивоварни новой волны начали открываться в столичном Петербурге одна за другой. На рубеже XVIII-XIX веков общее число пивных заводов по всей России достигло тысячи! Есть чем гордится и московскому пивоварению. Общий ассортимент пива, производимого в Москве, был весьма обширен и разнообразен, а его качество не раз отмечалось на различных промышленных выставках.

С наступление эры просвещенной монархии народ стал больше закладывать за воротник, пропивая в расплодившихся трактирах и распивочных последнее белье. Впрочем, пить водку оказалось намного дешевле, чем и не преминуло воспользоваться крестьянство (после 1880 года ведро горькой стоило 5 руб., а ведро пива — 1 руб.). Верными английскому манеру остались в основном горожане и рабочие фабрик сельской местности. Эх, курицыны дети! Не такой судьбы для любимого пенного напитка хотел первый Император Всероссийский!

01

Источник изображения

Хмельного с тех пор было выпито тьма, но вот, как показывает время, культура пития и, что немаловажно, культура торговли алкогольными напитками до сих пор остается для России высотой из разряда не берущихся.

Москвитяне за последние годы успели привыкнуть к шаговой доступности и обширному выбору сортов разливного пива и закусок к нему со всего мира предлагаемых фешенебельными ресторанами, дешевыми закусочными, студенческими пивными и фанатскими пабами. Теперь к этой шумной «пивной революции» присоединилась армия складных шатров в каждом парке, совсем крошечных ларьков, базирующихся в каждом из супермаркетов, и пивных бутиков на каждой улице, открывающих свои двери для всех мучимых жаждой.

Только городские улицы начинает согревать солнце, пивные души слетаются к вожделенным кранам. «Вам темного, как обычно? Нефильтрованное привезли сегодня, кстати. Прямо с бельгийских заводов! Возьмете литрушку на пробу? Свежее! Не пожалеете! Вот, пожалуйте, ваши бутылочки и сдачу». «Разливайки» в одно время заполонили город. Море сортов в пенном океане на любой вкус и кошелек обывателей. Еще и закуски отвесят: орешков кулек или рыбок, каких сушеных. К слову, еще во времена Александра I начали появляться палатки торгующие пивом класса «люкс» — портером на вынос. Вот претворение мечты Петра в жизнь! Культура пивного распития в действии.

YouTube Трейлер

С 1-ого января 2011 года в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя, приравнивающий пиво к другим алкогольным напиткам, вносится еще ряд существенных изменений призванных хоть как-то ограничить рост потребления алкоголя в России.

В частности, торговля пивом может осуществляться только в пивных магазинах с общей площадью складских и торговых помещений не менее 50 кв. м. Также в новый закон вошли положения, запрещающие: продажу пива с 23 до 8 часов (исключение будет сделано только кафе, ресторанов баров и пр.); продажу пива крепостью более 5 % в ларьках (торговать крепкими сортами пива разрешено только стационарным магазинам); продажу пива вблизи детских, образовательных и спортивных учреждений; рекламу пива на радио, телевидении и в общественном транспорте. распитие пива в общественных местах, на улицах, во дворах, подъездах, городских парках, на рынках и т. д; Также запрещено размещать рекламу в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних читателей, а также на первых и последних страницах газет и журналов.

Очевидно, что окончательная версия закона о пиве ударит в первую очередь по мелким предпринимателям – разливайкам. С одним из таких хищников малого пивного бизнеса, Ильёй, умирающий от жажды репортер «HS» встретился нос к носу где-то в юго-западной части Москвы.

Этот сегмент рынка обладает низким порогом вхождения в бизнес, думаю, это и стало основным стимулом для простых энтузиастов нести пивную культуру в массы, за относительно небольшое вознаграждение, разумеется. Я вижу, что пивных точек с каждым летним сезоном появляется все больше и больше! Все действительно так просто?

Братан, ты почти сам ответил на свой вопрос (*ехидно улыбаясь*). Разливной бизнес может быть вполне рентабельным, но нужно сразу готовиться к сезонному фактору. А это значит, что в нашей стране, где холодно большую часть года, ваше разливное будет хорошо реализовываться только три-четыре относительно теплых месяца. Например, за март-апрель того же кваса продается столько же, сколько за все лето, а уж про пиво и говорить нечего. Продукт просто скисает.

Все включается как по щелчку – россияне начинают жарить в каждом лесу дорогие сердцу шашлыки. В остальное время предпринимателю главное сохранить хорошее помещение за собой. Люди зимой платят ту же аренду за неработающую точку. Гарантий, что по весне ты не найдешь на своем теплом месте другого, как ты говоришь, пивного энтузиаста, здесь никто не даст. Слишком много желающих быстро срубить монету стало в этом городе.

Работа не для любителей бизнеса за письменным столом

Стало быть, залог успеха – точка в хорошем месте! Теперь, как у вас говорят, все по порядку ЖИВОЙ очереди. Интернет забит бизнес-планами для начинающих пивных бутиков. Они работают?

Пивные бутики? Как сам видел, на каждом углу работают (*смеется*). Залог успеха нормальной работы складывается из разных факторов.

Мы с партнером начали работать по модели «Прикассовые зоны супермаркетов». Работать решились по-белому, при том, что хваленное упрощенное налогообложение особой погоды не делает. Так действительно меньше геморроя, но и рассчитывать на заоблачную прибыль не приходилось. Сразу договорились с двумя достаточно известными сетями супермаркетов и открыли восемь точек в различных районах Москвы. Самый хороший магазин у нас был у центрального входа ВДНХ, самый плохой ларек на улице Инженерной в Бескудниково.

В хорошие летние дни у нас выходило до 60 000 рублей с одного пивного бутика. При такой конкуренции, как сейчас, это вполне хорошо!

С самого начала сделали ставку на наличие постоянного качества и обновляемой линейки ассортимента. Грубо говоря, кислятину мы толкать не планировали, иначе долго бы не просуществовали. Далее у нас на руках был так называемый договор об эксклюзивных поставках. У нас был именитый дистрибьютор, который предоставил нам все необходимое оборудование для реализации в аренду, предоставил нам гарантийное обслуживание всего железа, но за это мы обязывались покупать пиво только у них. Так с места в карьер и влетели на рынок.

Ты на пивном рынке уже три года. Я знаю, что точек с каждым годом у вас становится все меньше.  Не получилось или надоело?

Работа на самом деле не для любителей бизнеса за письменным столом. Назвался груздем, полезай в кузов, причем с 50 литровой кегой! Бегаешь все лето без выходных от одного ларька к другому, считаешь, договариваешься, пытаешься все сделать так, чтобы это работало на тебя, а не на дядю Ваню. Это нужно понять и сразу принять как данность.

Самое главное здесь наличие постоянной, обожающей именно ваше пиво, клиентуры. Своя клиентская база может с лихвой компенсировать фактор сезонности. Кроме свежего пенного напитка для обывателей крайне важна его подача, а сюда, наряду с рекламой и прочими красочными вывесками, входит, в первую очередь, персонализированная продажа. Это значит, что львиная доля вашей прибыли будет зависеть от продавца, его теплого взаимоотношения с покупателем. А о какой теплой продаже может быть речь, если у тебя продавцы меняются каждую неделю? Текучка кадров в этом сегменте огромная и хорошо, если продавец у тебя задерживается хотя бы сезон.

Ох, и намучились мы с работниками! Хотя бывали и забавные истории. Помню, поехал как-то за квасом в Сергиев Посад, вдруг звонок от клиента, мол у вас тут ларек открыт и никого на рабочем месте нет. У продавца трубка молчит. Срываюсь обратно в Москву, приезжаю, двери в магазине настежь, ни выручки, ни работника. Размещаю объявление о вакансии. Проходит какое-то время и этот кадр, который бросил мое пиво, появляется у меня офисе! Я сначала даже не узнал его в деловом костюме и с другой стрижкой, а потом дверку так тихо прикрыл и поговорил с ним по душам (*ухмыляется*).

Разумеется, ничего внятного он не смог объяснить, за что был со спокойной душой передан в руки правоохранительных органов. Мне тогда даже отец его звонил и сказал, мол к лучшем, что договориться со мной не вышло, а то надоело с непутевым чадом нянькаться. Условку ему дали… Нужно помнить, что такое отмочить может каждый из ваших продавцов, а потому нужно внимательно следить за каждым, что, естественно, выходит далеко не всегда! На кону престиж всей конторы.

 Какие прогнозы на будущее пивного бизнеса? Наше заботливое правительство в очередной раз объявило пьянству бой!

Да, правительство, видимо, очень устало от расплодившихся мелких борцов за пивную культуру и решило немного сократить их число. Федеральный закон о производстве и обороте алкоголя тому подтверждение. Старый как мир естественный отбор, после которого выживут немногие.

С одной стороны, наших законодателей можно понять. Большинство разливаек не то, что за пивной культурой, за банальной санитарией на рабочем месте не удосуживаются следить! Краны продавцы не промывают, тара лежит прямо в мешках и т.п. А происходит все это по понятным причинам… Многие из помещений, реализующих пиво, вообще не приспособлены для торговли. Это просто палатки без канализации, водоснабжения и отопления. А в тех павильонах, где предприниматель может все это получить, ему заламывают такую аренду, что торговать пивом ему уже несподручно, а самое время переходить на оружие и наркоту. Кстати, о таких особо предприимчивых тоже слышал.

Большинству владельцев таких вот «бутиков» плевать на само пиво и культуру. Для них это один из видов бизнеса с низким порогом вхождения. К сожалению, так работает большинство в отечественном бизнесе. Тысячи маленьких магазинчиков просто выступают конечным звеном между производителем и потребителем. Продавая однообразный ассортимент пива по цене в два-три раза дороже, чем то же бутилированное пиво в соседнем магазине, но в бутылке, они просто наживаются на невежестве людей, которым вбили в голову, что разливное пиво – живое, а потому гораздо лучше бутылочного или баночного.

Мы, как я уже говорил, были ограничены договором с дистрибьютором, потому торговали отечественными сортами пива, да, и отдача от западных брендов намного меньше вложений. В регионах часто встречается довольно интересное пиво, которое имело спрос у наших покупателей. Могу смело сказать, что без таких вот, подобных нашим, разливаек многим ценителям не пришлось бы вкусить достойного отечественного продукта!

01

Источник изображения

Эволюция культурного потребления пива продолжается, конечно, до Англии или Скандинавии нам далеко пока далеко, но от советских ларьков с одним пивным краном и галдящей очередью вооруженной банками, бидонами и ведрами, Россия надеюсь, отошла.

Иллюстрация Юлии Печенкиной