Текст Владислав Стефанский | 12.11.2012

HungryShark встретился с граффитчиком Александром – создателем студии стайлинга автомобилей ILLSKILL – и поговорил с ним не только о граффити, дрифте, виниле, модной одежде и владельцах Mini Cooper.

ill_skill-4

О риске

Я всегда рисковал в любом направлении моей деятельности. Я рисковал, когда пошел учиться на юриста в МГЮА, самостоятельно поступив на бюджетное отделение, хотя изначально хотел стать и экономистом, и экологом. Рисковал тем, что не поступлю, рисковал, когда ушел из органов работать фриланс, зная, что я должен обеспечивать деньгами свою будущую жену, которая к тому моменту еще училась в медицинском институте. Возможно, пример моих родителей сыграл роль, так как они как раз никогда не рисковали – я же совсем другого склада.

О фрилансе

В определенный момент я понял, что работа в офисе того не стоит, и ушел в дикий пятилетний фриланс заниматься интересными только мне вещами. Я делал сайты под заказ, а в таком бизнесе от одного клиента приходит еще десять таких же, и так по нарастающей. Было спокойно и удобно: ты работаешь только на себя, ты сам отвечаешь за результат своей работы. Это хороший заработок, так как со временем клиенты становились всё богаче, а проекты серьезнее. И, конечно же, я мог заниматься этим и в Москве, и во время месячного отдыха в Болгарии, так как ничто не ограничивало мое общение: на помощь приходил Skype и мобильный.

Об отношениях с высокими технологиями.

Компьютер у меня появился позже, чем у моих сверстников. Это был 2003 год, и с того момента я методом тыка изучал языки программирования PHP, HTML – это вызывало у меня такой же интерес, как разгадывание сканворда. Все равно, что взять готовый движок и начать его разбирать, как калькулятор в детстве. Самообучение меня и привело к тому увлечению, которое и предопределило появление моего бизнеса.

О дружбе в бизнесе

Чаще, чем вы думаете, случаются следующие ситуации: у тебя есть друг дизайнер, а ты юрист. Вы тесно общаетесь и думаете, что можете открыть свой успешный бизнес. Уже в процессе ты понимаешь, что другу ты не можешь особо что-то предъявить, а он твой компаньон и считает себя еще одним полноправным начальником. Это развязывает ему руки: он может делать все, что угодно, приезжать, когда вздумается, сидеть во «Вконтакте» с 10 до 19. Такой формат не подходит изначально. Работая над общим проектом, вы не только должны быть им увлечены, но и разделять общее мировоззрение.

О компаньоне

Мой компаньон Борис – исключение среди людей, с которыми я делал какие-либо проекты. Я могу назвать его очень хорошим другом, даже можно сказать лучшим другом, тем, кому я могу полностью доверять и в жизни, и на работе.

Мы – одно целое и, как правило, дополняем друг друга: он более рассудителен, более досконально подходит к решению проблем, я же – человек-искра и привык все делать моментально. Наличие компаньона – это счастье для меня.

О жажде денег

От любимого дела нельзя требовать чего-то – это не будет работать. Мы от граффити получаем хороший заработок и этому же граффити мы отдаем. Часть полученных денег мы тратим на развитие культуры в России: это различные фестивали и мероприятия. Также изначально мы любим автомобили, и за нашим успешным бизнесом стоит непреодолимое желание делать красивые модели, которые привлекают внимание, развивать автоспорт в стране, непосредственно принимать в этом всем участие.

О дрифте

Это профессиональный спорт, признанный государством, а не просто езда боком по двору. На данном этапе у ILLSKILL есть 3 специальных автомобиля, участвующие в чемпионате профессиональной серии RDS. Сейчас чемпионом России является пилот именно нашей команды, и уже в марте мы едем в Японию, родину дрифта, для участия в международных соревнованиях.

ill_skill-3

О заслуженном отдыхе

Открывая новый бизнес, ты должен давать себе отчет в том, что ближайший год-два, а, может быть и 5 лет, у тебя не будет прибыли, которую ты сможешь потратить на себя и на отдых, равно как и не будет свободного времени. Чтобы достичь 100% целей, тебе нужно работать даже круглые сутки. В нашей профессии нельзя выбрать выходным днем субботу или воскресенье, потому что целевая аудитория пользуется услугами именно в эти дни. Последний год вечер воскресенья и был моим официальным выходным.

О необходимости расширения

Когда ты собираешься что-то открывать, нужно понимать, что ты работаешь не один, а с тобой еще двое и более коллег, и ты должен выплачивать им заработную плату. Нужно ставить перед собой такое количество целей, чтобы всех работников обеспечить постоянным заработком и вложить остаток в новые проекты.

Если ты работаешь на одно направление, то ты можешь потерять все. Если есть проекты в совершенно разных видах, то ты можешь выиграть в том, на что ты ставку и не делал, и вернуть те 10 позиций, которые ты мог упустить по другому направлению.

О граффити

Граффити – это вещь изначально красивая, будь то граффити на электричке или же на легальной площадке в центре Москвы. Это две разные культуры, которые уживаются в одной. Одно дело, если тот, кто классно рисует, может заниматься коммерцией, становится дизайнером, а другое дело, когда парни самовыражаются, и это похоже на спорт: тут выброс адреналина.

О первом рисунке

В 7 классе я и мой близкий друг нарисовали двухцветное граффити на большой стене рядом со школой. Понятие красоты у 14-ти летнего школьника довольно специфическое, но мы пытались убрать с улиц призывы непонятного содержания, серость. Тогда мы замутили аббревиатуру, которая что-то для нас означала. Смешно вспоминать, на самом деле, так как мы многого не знали и сливали краски довольно-таки много – у нас ушло 20 баллонов. Было масштабно.

О граффити в 90-х

Тогда граффити развивалось активно, были первые магазины, появлялись серьезные команды в Москве, Королеве. Проходили фестивали по граффити, но художников, красиво рисующих, было не так много. Об интернете я тогда не слышал, был журнал «Молоток», который первым начал хоть как-то освещать тему.

О первых вкладах в культуру

Ко мне пришли друзья и попросили создать сайт для их граффити-команды, а я предложил сделать общероссийский сайт о культуре, и это засосало меня на 5 лет полностью. Ежедневная посещаемость была 2000 человек граффитчиков, и это было по-настоящему круто.

Дальше уже пошли какие-то интересные мероприятии, дизайны квартир, офисов, магазинов, ресторанов.

О названии студии ILLSKILL

«Ill» – это больной, «Skill» – навык. Если литературно, то ILLSKILL – «повернутый на качестве.

О разочарованиях

Бизнес отнял у меня многих хороших людей. Я знал одного человека 10 лет, но меня всегда тянуло на что-то большое и на ускорение процесса развития, у него же была иная точка зрения. Когда ты признаешься человеку, что не хочешь с ним работать, и слышишь то же в ответ, то остается осадок, который уже не убрать. Многие из тех, кого мы позвали при запуске ILLSKILLa, уже не работают с нами по разным причинам, и это печально.

О креативных людях

Все граффитчики, дизайнеры — крайне непростые люди. Есть люди, которые уверены, что именно они знают все, а ты, например, не знаешь ничего. Был один парень, который очень долго делал визитки, и когда я его просил ускориться, он сделал за 20 минут откровенную халтуру, сказав: «Если ты не считаешь что это круто, то тебе нужно искать другого дизайнера». Что, собственно, я и сделал. Кем бы ты ни был, нужно понимать специфику работы и нести ответственность перед клиентом.

О призвании

Мой друг фотограф никогда не боялся трудностей, начинал с нуля, вел очень много дел, кардинально отличающихся между собой, вплоть до того, что открыл канцелярский магазин размером с «Перекресток», но прошло 5 лет, и он продолжает заниматься фотографией, являясь одним из лучших в индустрии. Такая вот судьба.

О том, кто работает в ILLSKILL

Гениальные люди это не только те, кто нарисовал эмблему Nike, а тот кто объяснил фишку этой клюшки, и зачем она нужна, ведь там обычные шрифты и графика без заморочек. Человек должен работать в приятном стиле, который отвечает духу ILLSKILL. Он не должен обладать завышенной самооценкой, должен быть реальным, а не вымышленным, понимать, что он может, а что нет, делать продукт в срок, и чтобы это было действительно вкусно.

ill_skill-5

О «звёздах» в ILLSKILL

Незаменимых людей нет. Если бы такие люди в принципе были, то, наверное, человечество в своем развитии когда-то уперлось в тупик. Когда кто-то чувствует свою исключительность, он начинает чудить и зазнаваться. Тот, кто зазнался, уже не способен работать в коллективе, делать что-то интересное. Терпеть людей в угоду их таланту мы не собираемся. В ILLSKILL каждый работает изо всех сил, но, так как я и Боря занимаемся продвижением и информационной поддержкой, мы и являемся лицом компании. Но безликих у нас нет.

Об агентстве

У нас есть несколько направлений. Во-первых, тюнинг и винил, изготовление деталей из натурального сверхпрочного сверхлегкого карбона. Во-вторых, покраска и кузовной ремонт. В-третьих, оклейка пленкой, разработка дизайна. Также мы делаем свою полиграфию, так как однажды поняли, что переплачиваем крупным компаниям, а ведь без печати невозможна оклейка. Также есть масса иных задумок, которые уже реализуются.

О любви к машинам

Я хочу, чтобы в ILLSKILL работал человек, который реально любит автомобили, у которого есть автомобиль, или мечтает его купить. Есть масса целей, и к этой цели мы идем с реальными фанатиками своего дела. Это и передает название – мы реально замороченные. Важно и то, что когда ты разбираешься в своей работе, ты понимаешь, что нужно клиенту, что нужно тебе от собственного дела.

О работе на дядю

Изначально мы все работали в одной компании, откуда позже решили уйти, так как начальник нас «душил». Все хотели делать custom, к примеру взять «Волгу» распилить ее, или делать дико низкую подвеску на машине и так далее. Он же от нас хотел, чтобы мы делали монотонную работу – тупо обтягивали машины без какого-то дизайна. Получилось так, что ушел сначала я, а потом и мои друзья.

О первом офисе

У нас было два помещения в гаражном комплексе на окраине. Зимой они не отапливались, не было воды. Там мы сделали уникальное пространство, где реально можно было жить. В таких условиях мы проработали около 3 месяцев, после чего удачно поменяли помещение и имели уже не 25, а 50 кв. м. Позже стало уже и 250 кв.м., там мы открыли магазин, сервисы по изготовлению карбона, кузовному ремонту и покраске.

О финансах

Когда мы открывались, бюджет был около 700 тысяч. Их мы потратили на закупку оборудования для винила и автостайлинга. Потом же понадобилось, к примеру, оборудование для изготовления наклеек, так как ценник у других контор излишне завышен. Огромные были траты на ремонт помещения, ну и, конечно же, не избежать проблем с арендой. Очень сложно, когда нет своего помещения.

Об окупаемости

Минимальный объем, который должен через нас пройти, чтобы мы сработали в ноль сравним с суммой первоначальных вложений для открытия компании. Этого хватит для выплаты заработной платы и платы за аренду, а ведь еще нужно расширяться и отдавать долги.

О бездушных конкурентах

К позиции некоторых конкурентов я отношусь негативно, так как большинство тех, кто этим занимается, относится к культуре и тому, чем мы занимаемся только с позиции денег, а мы этим живем. Поэтому мне неприятно смотреть на человека, для которого это лишь бизнес. Слова, что «тюнинг – это бизнес» для меня не актуальны, это моя жизнь.

О спутнице жизни

Моя жена по профессии фармацевт, но при этом она полностью увлечена теми вещами, которые интересны мне. Мы готовим машину для нее, и скоро она сама будет участвовать в соревнованиях по дрифту. Знакомые говорят: «Это же грубый автоспорт! Она же нежная девушка!». Я же скажу, что какой бы няшной она ни была, ее это прет – валить боком в машине, где нет климат-контроля, где жесткая подвеска, каркас безопасности, руль и сидение. Я благодарен своей жене за постоянную поддержку, все мои успехи связаны только с ней.

О плюсе

Мы не работаем в минус. Худший месяц – ты сработал в ноль и ничего не получил. Все получают заработную плату, аренду. Все, что мы получаем, мы вкладываем в развитие бизнеса. У нас нет такой поддержки, чтобы расслабляться – сколько мы отдадим сил и денег, столько мы и поучим обратно.

О собственной линии одежды

Сделаны лекала для создания бренда IllSkill. Это качественный casual: красивые поло, «кенгурушки», которые я бы носил сам, и их приятно будет носить каждому. Это не относится к основному направлению, но это всегда было нашим интересом.

ill_skill-2

О кумирах

Американская компании ILLEST– образ, который нехотя повторяем. Это целая субкультура, которая собрала в себе скейтеров, граффитчиков, сноуборд, машины. Они просто гуру!

О собственных фестивалях

При поддержке Правительства Москвы проводили фесты по граффити. Через год появилась стойка по тюнингу автомобилей. В этом году к нам пришло 50 тыс. человек. Мы демонстрируем то, что интересно нам и может быть интересно зрителям. Я вот, например, 3 дня не спал, но радость была огромная. Деньги тратим большие, но ты идешь к самореализации, к продвижению культуры.

О работе с государством

За время проведения различных мероприятий я научился работать с чиновниками. На фестивалях обязательно должны быть машины МЧС, скорая, полиция. К примеру, машина стоит на месте, крутятся колеса, валит дым, а они думают, что это пожар. Людям трудно объяснить, что это безопасно, что это профессионалы, есть ограждение и т.д.

К сожалению, из-за этого не всегда получается так, как задумано, но на ошибках ты учишься.

О нравах бюрократии

Бюрократы не имеют права на ошибку, так как обладают особым статусом, и они всего подряд боятся. Происходит торможение – молодежная культура поддерживается только в тот момент, когда она уже давно существует и сама развилась. Например, недавно мэрия захотела украсить улицы красивыми рисунками, но опять же распиливаются деньги за счет труда ребят.

О рекламе

Facebook как соц. сеть я не воспринимаю. Пользоваться им – все равно, что купить Blackberry и специально обрекать себя на трудности с его управлением. «Вконтакте» идеально адаптирован под нашу жизнь, так как Дуров все лучшее уже забрал из Facebook. Поэтому я не верю в будущее этой сети в России. При этом я верю в рекламу в интернете и, конечно же, человеческий фактор, так как один клиент приведет еще 10 таких же. Правило работает.

О недовольных клиентах

За все эти годы был только один недовольный клиент. Проблема была в качестве пленки самого известного производителя в мире. К сожалению, в 1 случае из 1000 происходит брак. Мы вернули всю сумму, которую человек потратил на работу и услуги, и устранили брак. Клиент получил подарок. Для нас очень важно, чтобы все клиенты были довольны, чтобы была атмосфера удовольствия.

О том, к чему хочет прийти

Мы не можем останавливаться. Ты достигаешь цели, видишь следующую, и этих целей уже не одна, а две. Появляются новые пленки, новое оборудование, то чего нельзя было делать раньше. Если некуда развиваться, то это не интересно, это, как жизнь без цели – бессмысленно.

Об известности

Нас знают 90 % игроков рынка. Крупные компании пользуются нашими услугами. Как-то мы общались с нашими конкурентами на одном из мастер-классов. Мне было очень приятно, когда они рассказывали, какие крутые машины сделал ILLSKILL. Я не знал некоторых из этих фирм, а нас уже знали. Соответственно, мы на правильном пути.

О гордости

Примеров для гордости очень много. Я же люблю свой автомобиль. Это Huyndai Tiburon, редкий на московских улицах экспонат. При этом он выглядит эффектнее моделей, которые в 5 раз его дороже. Я горд тем, что я делаю не так, как хочется публике, а как хочу я. Были опробованы и черная краска, и кожа питона, и белый цвет, менял кузов и многое другое – первоначальную модель просто не узнать ни за что.

О клиентах

Им от 18 до 35 лет. Это люди, которые хотят выделить свое авто и выделиться самим в общем сером трафике. Молодежь может купить наклейку, а может и переделать кузов и салон машины. Старшие пользуются кузовным ремонтом, тонировкой, покраской. Клиенты на дорогих авто, дороже 3 миллионов рублей, просят сделать обклейку кузова антигравийными пленками, чтобы поддержать машину в первоначальном состоянии. К слову, водители Mini Cooper самый креативные из всех, всегда хотят что-то яркое. Банальный дизайн им предложить не удастся.

Об угонах

Многие делают тюнинг, чтобы авто не угнали. Ворованный экспонат должен быть стоковый, ничем не выделяться, а если твоя машина в пленке, в аэрографии, то на продажу он никому не нужен. Куда проще угнать авто, которое находится в обычном своем состоянии. Никто не станет из ста одинаковых CR-V угонять одну с измененной внешностью. Тюнинг обладает антиугонными качествами.

Об индивидуальности

Мы заинтересованы в уникальном дизайне, так как нам это интересно, в первую очередь. К нам приходят люди, которые готовы к разработке совершенно нового автомобиля, который будет только у него. Как правило, сделав одну фишку, они сразу же хотят чего-то еще. Копии не будет, и мы это гарантируем.

Об изменениях на улице

В Москве по сравнению с 2007 годом стало больше ярких качественных вещей. Один раз в день я точно вижу продукт ILLSKILL. Я знаю каждого владельца, который приезжает к нам. Видеть их на улице очень приятно: значит водитель гордится собой и нашей работой.

О ценах

Кто-то может купить наклейку в нашем магазине за 150 р., а кто-то делает тюнинг с переделкой кузова от 150 000 и выше. Таких проектов масса, я могу вспомнить Mercedez AMG C63, который приехал за эксклюзивным дизайном на бочину, но позже владелец также решился делать уникальные детали салона и кузова из карбона, а потом и бампера. Получилось шикарно!

Совет будущим предпринимателям

Не бояться начинать, серьезно относиться к тому, чем ты хочешь заниматься, ведь это будет частью твоей жизни, востребована данная услуга или нет. Делать что-то совсем новое всегда сложно, не стоит брать пример с других, а нужно творить свое.

illskill1-768x1024

По традиции наш герой поделился с читателями Hungryshark своей формулой успеха.

illskill-1024x663

Фотографии Татьяны Крапивиной