bottom_carousel_thumb_kinopro

Текст Владислав Стефанский | 14.11.2012

HungryShark встретился с Иваном Кудрявцевым – ведущим программы «Индустрия Кино» на каналах «Россия-24» и «Россия-2» и создателем портала Filmpro.ru – и поговорил с ним о неминуемом изменении парадигмы потребления аудио-визуального контента, об отношениях с конкурентами в Kinopoisk.ru и о том, к какой революции самое время готовиться всем игрокам рынка.

0G2A8767-1-1024x691

 Как бы вы охарактеризовали свой проект? Что это: социальная сеть, информационный портал или что-то еще?

 Когда мы задумывали сайт Filmpro.ru, изначально было желание дать людям как можно более полный набор максимально объективных индикаторов, позволяющих отличить хорошее кино от плохого. Какие есть индикаторы? Есть собственный вкус зрителя и его персональные ощущения, есть советы ближнего круга — друзей и знакомых, — есть советы авторитетных критиков, и, наконец, есть общественное мнение, статистика ­- кассовые сборы, которые также можно анализировать и делать свой выбор. Мы хотели выработать систему, которая буквально по щелчку пальца даст тебе это всё сразу. Единой картиной.

Сегодня существует бесчисленное множество способов добыть контент. Мы неизменно, каждый вечер или несколько раз в месяц задаемся вопросом: «А что бы нам посмотреть?».

Мы показываем людям, какие тренды существуют в текущем прокате, показываем то, что нравится людям вокруг них, что нравится их друзьям, и мы советуем им фильмы сами, — как редакция, — рассказывая о них максимально интересно. Фактически, Filmpro – это большая навигационно-селекционная система, которая помогает людям выбирать кино. Одновременно это и СМИ, и социальная сеть, – то есть Filmpro.ru сочетает в себе все вышеназванные индикаторы. Вот такая конструкция: это социальная сеть, оснащённая редакцией и набором аналитических сервисов, и всё это помогает быстро выбирать хорошее кино.

 Какую проблему решает ваш сайт?

 На сегодняшний момент ключевая проблема – проблема выбора. Сегодня существует бесчисленное множество способов добыть контент. Мы неизменно, каждый вечер или несколько раз в месяц задаемся вопросом: «А что бы нам посмотреть?». Нужно что-то, что поможет тебе сделать правильный выбор. Портал в первую очередь для этого.

Также у нас есть деловое предложение для профессионалов кинорынка, у которых на сегодняшний день информационный голод существенно сильнее, чем возможности профильных источников этот голод утолить. Мы решили дать им еще одно профессиональное медиа, снабжать их свежими новостями кинорынка в ежедневном режиме, а в скором времени мы запустим и профессиональную базу данных всех кинокомпаний, где можно будет размещать и искать заказы, а также общаться. По сути, это первое профессиональное отраслевое СМИ, развивающееся на базе массового ресурса. Такая комбинация – наше ноу-хау. Раздел «Фильм Про – Бизнес» строится так, чтобы и его аналитика, его новости были интересны широкому кругу зрителей, вооружали их интересными знаниями о скрытой механике кинопроцесса. Такое широкое «вещание» обеспечит ресурсу серьёзный авторитет в среде настоящих «фильмпро» — профессионалов от кино.

Filmpro станет частью новой философии.

  То есть компании также заинтересованы в продвижении этого проекта?

 На мой взгляд, да, и это основано на общении с представителями российского кинобизнеса, который развивается динамично и который открыт новому. Потенциальный спрос на наш сайт и на услуги, которые мы предлагаем и предложим в будущем, — высок. Нельзя забывать, что мы находимся в преддверии мощного технологического скачка в сфере распространения аудио-визуального контента. Весь рынок изготовился к мощному рывку вперёд, и в новой реальности будущего Filmpro рассчитывает занять ключевую нишу.

  И Filmpro станет вестником революции в обществе потребления?

 Он станет частью новой философии.

В ближайшие 5-7 лет человечество изменит парадигму распространения и потребления аудио-видео контента. Есть несколько традиционных моделей, которые переживают одновременно и кризис, и эволюцию. Кризис в том, что сегодня телевизионные каналы все делают за тебя, но порой хочется выбирать контент самому. Эволюция заключается в том, что традиционные студии, каналы, сервисы превращаются в хранилища либо самого контента, либо прав на его распространение. Нас ждёт эра вещания, управляемого пользователем, и эра потребления платного контента в один клик. В такой ситуации умная и удобная навигация превращается в ключевой вызов для медиарынка. Людям просто необходимы грамотно выстроенные сервисы, которые  будут помогать выбирать, что посмотреть и послушать сейчас, сегодня, завтра.

Поэтому наш сайт — одно из воплощений этой новой философии навигации и селекции, которую мы будем проповедовать в разных сферах, на разных площадках.

  Вы думаете, что первичный выбор зрителя ошибочен и ему нужно помочь?

 Если зритель хочет помощи, (а он, как правило, рад ненавязчивой помощи), – то да, помочь нужно Как я уже сказал, мы даём зрителю синтез всех возможных объективных маркеров хорошего кино. Социальные сети показывают, что нравится твоим друзьям, но не показывают  тебе кассовых сборов и не говорят напрямую, что тебе делать. Редакции разнообразных СМИ, кинокритики говорят тебе, что смотреть, а что – нет, особенно не интересуясь твоим собственным мнением. Кассовые сборы отражают сухую математическую картину, не разъясняя тебе суть. И наконец, твой вкус может тебя загнать в ловушку, и ты со своим вкусом можешь промахнуться и ошибиться. Ни один из названных мною индикаторов не является объективным на 100 процентов, но в той комбинации, которую замыслили мы, они дают максимально объективную картину из возможных, её-то мы и стараемся в круглосуточном онлайн-режиме рисовать. Машина анализирует, что нравится людям, люди видят эту занимательную статистику, формируют её сами по нужным им срезам, одновременно получают рекомендации от друзей и от редакции, и так далее. Filmpro – это симфония советов, в которой каждый быстро расслышит нужный мотив.

  Вашими вдохновителями были зарубежные сайты, не так ли? Наверняка вы обращали внимание на IndieWire.

 Нет. Когда мы начинали работать, мы стремились никого не копировать, ничего не срисовывать. Период запуска был периодом, когда я вообще абстрагировался от любых примеров, это был период, когда реже всего в течение недели я пользовался другими порталами. В данном случае мы ориентировались на собственное видение идеального для зрителей и профессионалов сервиса, сервиса-мечты. Мы понимали, какая палитра сервисов вообще существует на рынке, и внимательно прислушивались к себе, пытаясь понять, чего нам в них во всех, вместе взятых, не хватает. Нами движет ощущение, что вообще ни один сайтов в этой среде не ставил перед собой так много задач, как мы. Построить сервис, которого не хватает в первую очередь нам самим – как продвинутым зрителям и профессионалам – это и была сверхзадача.

  Проекту всего год?

 Его разработку мы начали вести около двух лет назад, а в онлайн вышли 18 августа 2011 года.

  Когда вы поняли, что такая вещь необходима здесь и сейчас?

 Идея постепенно выстраиваясь. Я вел твиттер и увидел, с какой жадностью люди набрасываются на информацию, которую им даёшь с места событий, как живо они реагируют на то, что я пишу, например, с церемонии закрытия Каннского фестиваля или с какой-нибудь съёмочной площадки. Я понял, что для них нужно построить что-то большое живое, крутую интересную машину, при этом управляемую людьми, полевыми репортёрами, редакторами-новостниками, обозревателями, бизнес-аналитиками. Сервис, но сервис живой. Мы видим сегодня вокруг себя различные комьюнити-сервисы, и не покидает ощущение сиротливой оставленности людей, пребывающих там: они возятся между собой, и ими никто особо не занимается. Filmpro – это комьюнити с живым подходом к пользователю.

 Этого вам не хватает в современных соцсетях?

 Именно! Если брать Твиттер, то не мне не хватает общения с самим Твиттером. Я не говорю о том, чтобы сообщать его создателям о багах, а о том, чтобы Твиттер что-то советовал мне. Да, он написал алгоритмы, которые автоматом советуют мне что-то. Мне тут не хватает самой редакции, которая общается со мной и что-то мне несет по-человечески интересное, вместе с этими алгоритмами. Я хочу получать поток интересных данных, сформированный одновременно и людьми, и умной аналитической машиной, которой они вооружены. Вот такой поток налаживаем.

 Каким способом это решено на Filmpro?

 Filmpro – это сообщество, которое находится в постоянном живом контакте с создателями сайта. Всё происходящее внутри комьюнити беспрерывно мониторится нашим движком, и подвергается тщательному анализу редакции. Это постоянная обратная связь, на ней построено у нас очень многое, вплоть до рубрик. У нас есть ряд задумок, как сделать Общение 3.0, когда ты видишь не только фидбек от редактора, но и результат своего поведения, реальный результат своего общения, своей активности, и в какой-то момент получаешь возможность прямо влиять на какие-то процессы в кино, на мнение других участников комьюнити. Например, при помощи личного живого топа фильмов и звёзд. При этом мы будем занимательно информировать пользователей обо всех движениях и трендах внутри комьюнити, о своеобразных «звёздах» среди самих зрителей, показывать им некое «зеркало» их самих. Мы добиваемся того, чтобы людям было интересно с нами, а не только интересно самим по себе или в кругу своих друзей.

 Логичный вопрос: что вы можете сказать о своем основном конкуренте – Kinopoisk?

 Отличный сайт, знаю, кто его делает, очень их уважаю и люблю, мы дружим. Они молодцы, они первые и по времени, и доле рынка. Меня долго спрашивали: «а что ты собираешься делать с Кинопоиском?». А мы не рассуждаем в конкурентном режиме изначально. Их посещаемость в пиковые периоды доходит до отметки в 1 миллион уникальных пользователей. Я же хочу 2 миллиона, и это не миллион Кинопоиска плюс наш, а именно чтобы в стране было 3, 4 миллиона пользователей, имеющих доступ к разным сервисам. Я считаю, что Кинопоиск не исчерпывает всего спроса, который существует в этом сегменте. Мы появились не для того, чтобы что-то отнять, а чтобы усовершенствовать и расширить сам рынок – на нем места хватит всем, и он значительно больше гораздо, чем кажется сейчас.

Я вел твиттер и видел, с какой жадностью люди набрасываются на информацию, которую им даёшь с места событий.

 Filmpro в телевизоре и на экране телефона – таков ваш план?

 Filmpro – это синоним слова «способ». Способ может вооружаться совершенно разными инструментами. Я хочу, чтобы Filmpro был у людей в телевизоре, телефоне, интернете. Если мы нарисуем потребление  будущего, то у тебя будет некая универсальная коробка с большим монитором на месте телевизора и мобильная периферия, и всё это будет на связи с гигантским облаком контента, которым ты будешь пользоваться бесплатно и за деньги, быстро и легко, всякий раз в один два клика получая то, что хочешь. Нужны будут только навигационные алгоритмы, интересные и лёгкие способы оценки окружающего тебя контента, удобные способы выбора. Мы – это один из них.

 Как вы собираетесь переориентировать людей, которые интересуются кино  постольку-поскольку, пользуются раз в месяц Кинопоиском, и этого им хватает?

 В советское время была лишь одна программа центрального телевидения. Потом их стало две, три и так далее. Сегодня вряд ли есть люди, которые смотрят канал, не переключая. Так вот, мы просто даем людям новую кнопку, на которую они могут переключиться с того же Кинопоиска и обратно. Две кнопки интереснее, чем одна, а три – интереснее, чем две, и так далее.

Наш портал – это дружественная, открытая система. Facebook, например, построил некую замкнутую модель – сайт, который, по мысли создателей, не стоит покидать в течение дня: вся информация извне рано или поздно сама тебя здесь найдёт. Мы же строим иную модель. Мы будем в наглядной и интересной форме знакомить наших пользователей с содержанием других тематических сайтов и сетей, делясь с ними трафиком. Нам, откровенно говоря, нравится существовать в богатой, насыщенной, живой конкурентной среде, в которой пользователь активно мигрирует с площадки на площадку. Это кипучий, живой рынок, о котором мы мечтаем, где зритель привыкает всё активнее интересоваться контентом, с умом выбирать его и потреблять. Поэтому для нас конкуренты – это на самом деле союзники.

 Как правило, зритель заходит на Кинопоиск, смотрит на топ, где первое место занимает «Побег из Шоушенка», скачивает где-то себе этот фильм и уходит с сайта. На этом их активность исчерпывается. Зрителю, по-вашему, нужно большее?

 Если вы посмотрите на зрительские топы фильмов у «Filmpro.ru» и у «Кинопоиска»,  то увидите, что топы эти отличаются. Человек гораздо хитрее, чем кажется. Он знает, что ни одна площадка абсолютной истины не даст, и что всё познаётся в сравнении. Мы стараемся сформировать максимально объективную, но свою, картину. Мы не делаем вид, что существует только она. Нам отрадно, что есть другие. Конкуренция в данном случае для меня крайне важна – работа в одиночку была бы запредельной мерой ответственности.

 Как к такой бизнес-идее отнеслись инвесторы, может быть вы прибегали к помощи бизнес-ангелов?

 Наш главный бизнес-ангел это мы сами, холдинг ВГТРК. У нас, на мой взгляд, просто идеальная среда для развития подобного стартапа, для воплощения наших новых идей. Холдинг прирос за последние два года мощным пакетом цифровых каналов и интернет-сервисов. Обойма ресурсов эта будет только расширяться.

 Применительно к Filmpro, как в руководстве холдинга отнеслись к этой идее? Встретили вас с распростертыми руками или все же приходилось лоббировать необходимость существования сайта?

 Идеальное лобби – это четко проработанный концепт, и если ты даешь инвестору ощущение, что это все сработает, если ты сам знаешь, как это должно работать, то деньги находятся очень быстро. Мы запустились очень быстро и, к счастью, мы не испытывали никогда дефицита финансирования или перебоев в технической поддержке.

 Вы находитесь под крылом сильной компании. Скажите, без поддержки ВГТРК команда людей могла бы сделать что-то похожее? Что бы у нее вышло?

 Считаю, что инициатива вполне осуществима, но такой проект труднореализуем вне  широкой мультимедийной среды, которую даёт ВГТРК. Важен инструментарий. К примеру, я могу делать свою программу «Индустрия Кино» с помощью сервиса Filmpro.ru Программа же, в свою очередь, обогащает контентом сайт. При этом сайт освещает фильмы, которые выпускает холдинг, и продукцию других компаний, а это развивает отрасль в целом. Эта перекрестная интеграция сервисов и площадок даёт всем командам внутри и вне холдинга ощущение гармонии и динамики, повышает эффективность совместной работы, и, что уж греха таить, — помогает всем сокращать неизбежные издержки.

 Расскажите о том, как сайт зарабатывает. Вопрос денег вообще уместен на данном этапе?

 Наши заработки – закрытая информация, и даже если бы я мог эти данные озвучить, они мало что сказали бы рынку, так как – повторюсь – трудно представить себе такой проект вне крупного мультимедийного холдинга, и в ситуации, подобной нашей, сегодня в нашем сегменте рынка никто не развивается.

Реклама есть, и её всё больше, что отрадно. Кроме рекламы предусмотрен ряд платных сервисов, в первую очередь, в деловом сегменте «Filmpro», но некоторые модели я бы не хотел пока раскрывать.

  Чего лично вы ожидаете от проекта?

 Проект масштабный, и хочется поскорее достроить всё, что задумано. Строить будем что-то постоянно. Но мы ждём быстрой окупаемости.

 Вы часто говорите о пользователях. На данный момент их достаточно, чтобы приносить проекту деньги?

 Эту информацию мы также пока не раскрываем. Могу пока сказать только, что нам нравится динамика роста нашей пользовательской базы и особенно трафика из поисковых систем. Мы растём быстрее, чем рассчитывали.

 Аудитория зарегистрированных пользователей и незарегистрированных – есть ли разница?

 Мы видим очень высокую частоту возвращения на сайт, высокую продолжительность сессий, нам отрадно видеть, что люди начали переключать этот виртуальный «пульт», который я вам изобразил: люди активно переходят с Кинопоиска к нам и обратно. Растет ядро активных людей, которых мы крайне ценим и бережем.

 Кто те люди, которые делают ваш сайт? Не было соблазна пригласить пару-тройку видных критиков?

 Я сознательно собирал людей, которые ничем подобным ранее не занимались (ну, разве что, от случая к случаю). Я не формировал пул авторов из числа известных, маститых персон, я не хочу обескровливать другие площадки, я хочу создавать новую. Безусловно, есть возможность пригласить к себе этих 15 людей, но главная радость, если их у рынка вместо 15-ти однажды станет 45, если мы этому поможем.

Человек гораздо хитрее, чем кажется. Он знает, что ни одна площадка абсолютной истины не даст, и что всё познаётся в сравнении.

  Удачно выбранное имя проекта привлекает в разы больше пользователей. Это история про вас?

 Надеюсь, что да. Что такое Filmpro? Это не только «фильм ПРО что-то», это также «ПРОдвинутый фильм-мейкер», «ПРОдвинытуй зритель», это человек, которому нужен дополнительный опыт, нечто большее. Это человек, который смотрит кино не от случая к случаю, хаотично, а осмысленно; это человек, который любит развивать свой вкус и кругозор. И таких «фильмпро» становится все больше и больше. У самых активных зашкаливает количество ежесуточных комментов, просмотренных страниц, они рецензируют фильмы, которые давным-давно вышли, находя их в нашей базе. Мы знаем, что такие люди приведут за собой друзей на сайт, потому что это именно те люди, которые обычно тащат с собой в кино всю компанию. В любой компании есть свой «фильмпро» — человек, у которого всегда все интересуются, что бы посмотреть. На таких мы делаем ставку.

  Говоря о поощрении, имеете ли вы ввиду только репост и лайки или же что-то большее?

 Мы думаем, что в скором времени из этих самых «фильмпро» и будут вербоваться  будущие сотрудники – это абсолютно нормальная практика, и мы будем ее поддерживать.

 В социальных сетях есть такая проблема: многие пользователи не пишут рецензий, так как есть вероятность, что их труд затеряется в общей массе. Как вы справляетесь с подобной проблемой?

 У нас  есть алгоритмы, которые позволяют популярным пользователям вставать в списке как можно выше. Классные рецензии поднимаются редакцией максимально высоко, всячески подсвечиваются: мы не оставляем людей наедине с машиной. Мы постоянно обновляем наши сервисы, у нас в проекте такая фишка: зайдя на страницу какого-либо фильма, ты сможешь увидеть всю палитру мнений. В разделе «рецензии» ты будешь видеть сразу 5 разных рецензий с оценкой от 1 до 5 – то есть самую популярную рецензию, оценивающую фильм по-максимуму, самую популярную, автор которой, поставил фильму 4 балла, и так далее.

 Вы ощущаете, что зритель меняется? Российский зритель начинает больше смотреть авторское кино или по-прежнему предпочитает блокбастеры?

 Говоря об изменениях, отмечу следующее: зритель становится разборчивее. Не упуская ни одного крупного блокбастера, активный зритель вдумчиво ищет для себя и интересный арт-хаус. В каждом массовом зрителе сегодня пробуждается гурман. А киногурманы – люди усидчивые, которые любят вчитаться, всмотреться – этим они и ценны для отрасли. Это и есть поколение зрителей, которых мы называем настоящими «фильмпро». Как признак тренда мы видим всплеск читательской реакции во время крупных международных фестивалей. К слову, один из самых востребованных форматов на Filmpro.ru – живые трансляции и репортажи с фестивалей, церемоний и со съёмочных площадок.

  За столь короткий срок Filmpro занял свою нишу?

 Кажется, да. Запустив Filmpro, мы в чём-то стали тренд-сеттерами, мы увидели что рынок неистово жаждал новых идей, новых подходов: по тому, как наши же идеи воплощаются, переосмысливаются на других площадках, мы понимаем, что на разных фронтах мы задали правильный вектор, а где-то, пускай и в мелочах, уже оказались пионерами. Так или иначе, на рынке появился новый активный игрок, который задает моду в меру своих возможностей. При этом мы никого не копируем, мы создаем свой уникальный артефакт – для нас это очень важно.

 Какой бы совет вы могли дать будущим предпринимателям?

 Совет такой: больше высыпайтесь, активно познавайте новое, цените близких, дорожите их советом. Если у вас возникает желание чего-то не делать по работе, все-таки делайте это!

 Ваша формула успеха?

 Я называю её «Три Вити»: productivity+positivity+relativity – продуктивность, позитивизм и понимание, что всё в этом мире относительно. Это очень помогает и в жизни и в работе.

viti-1024x1024

Иллюстрация Юлии Печенкиной.

Фотография предоставлена Иваном Кудрявцевым.