krivaya

Текст Сергей Лебедев | 19.11.2012

Пару дней назад я обещал рассказать про кривую опыта (experience curve). Это вторая идея, которой теория менеджмента обязана основателю знаменитой консалтинговой фирмы BCG Брюсу Хендерсону.

Скажите нет life-work balance!

Многие бизнесмены и предприниматели неоднократно вспоминали, что на ранних этапах им приходилось фактически спать на своей работе и забыть про все остальное. Зато в какой-то момент, как это говорится, открывалось второе дыхание и то, на что раньше требовалось несколько часов, удавалось в считанные минуты.

Наверняка вам тоже такое знакомо — вне зависимости от того, чем вы занимаетесь. Связано это как раз с эффектом, который описал Брюс Хендерсон. По его наблюдениям, по мере роста производства в компании, значительно снижаются затраты на единицу продукции. И дело не только в эффекте экономии от масштаба. Помимо роста производства, сотрудники начинают обучаться новым навыкам выполнения различных задач, менеджеры придумывают новые подходы к управлению процессами,а бизнес-процессы автоматизируются. Таким образом со временем себестоимость выпущенной продукции начинает снижаться.

curve

Таким образом, как следует из графика, форсированное расширение производства на этапе роста может достаточно быстро дать свои плоды. При этом, конечно же, следует искать определенный баланс и не перегибать палку совсем.

Следует добавить, что по мере роста производства в компании начинается и специализация. Все помнят хрестоматийный пример Адама Смита про булавку? Про то, что изготовление этого незначительного предмета разбивалось на 18 самостоятельных операций, каждую из которых выполнял отдельный рабочий? Кто-то вытягивал проволоку, кто-то разрезал ее на куски и т. п. Таким образом, за день 10 человек могли изготовить несколько десятков тысяч булавок. При этом один человек не смог бы изготовить и нескольких десятков.

-d0-b1-d1-83-d0-bb-d0-b0-d0-b2-d0-ba-d0-b0-20-d0-ba-d1-80-d0-b8-d0-b2-d0-b0-d1-8f-20-d0-be-d0-bf-d1-8b-d1-82-d0-b0

Таким образом, при активном росте производства в молодой компании происходит специализация работников. Каждый из них выбирает наиболее подходящие для себя функции в рамках бизнес-процесса и совершенствуется в них.

В целом получается, что при найме новых сотрудников или развитии собственной команды справедливо ожидать от них рекордного прироста опыта в начале. Со временем, конечно же, этот процесс замедляется и обучение затормаживается. Однако на ранних этапах развития бизнеса вам это точно не грозит.

Важно понимать, что опыт и практика являются лучшими способами развития персонала. На ранних этапах развития компании достаточно проблематично позволить себе устраивать семинары по групповой терапии или приглашать дорогостоящих бизнес-тренеров.  Ненормированный рабочий день и набор должностных обязанностей — лучшие учителя. Практика расставит все по своим местам.

Иллюстрации Юлии Печенкиной