traut

Текст Ксения Степина | 28.11.2012

Книга эта весьма спорная, а все спорное и двусмысленное (и немножечко скандальное) в нашем мире всегда вызывает интерес. Следует сказать: первое, что приходит в голову при знакомстве с ней — это слово «система». Она построена как совмещение принципов маркетинговой войны с основными понятиями, изложенными в книге генерала Карла фон Клаузевица «О войне». Авторы даже пишут торжественное посвящение ему в начале, а эпиграфом к каждой графе делают цитаты из книги. И здесь возникает вопрос: а не ведут ли они сами маркетинговую политику, используя успешные военные концепции покойного генерала для раскрутки собственного труда? Но это, конечно, вопрос риторический. Который отнюдь не портит концепции и духа содержания.

Слово «мотивация» — второе слово, которое ассоциируется у меня с «Маркетинговыми войнами». Дух, которые авторы вселяют в своего читателя, настолько кровожаден, что даже непросвещенному может захотеться стать менеджером (читай: воином) от маркетинга и разнести в пух и прах какую-нибудь General Motors. При этом нельзя отказать этим идеям в применимости во многих областях. Тут уже в мой ассоциативный ряд напрашивается слово «универсальность», но не хотелось бы перехвалить. Иными словами, книга однозначно стоит вашего внимания, даже если у вас нет стратегической цели отнять 50% рынка прохладительных напитков у компании Coca Cola.

Однако, если все же вернуться к вопросу спорности, хочется отметить, что идея строить книгу на принципе зеркала уже существующей книги, т.е. подтверждать каждое положение теории Клаузевица соотнесением с ситуациями в маркетинге, все же весьма скользкая дорожка.

У некоторых читателей может создаться впечатлением, что без книги фон Клаузевица не появилась бы и эта.

Но в защиту авторов следует сказать, что, несмотря ни на что, свою «зеркальную» книгу они смогли сделать увлекательной и в своем роде уникальной. Хотя и многие советы, которые они дают маркетологам, лишь на словах весьма просты. Думается, на деле все же это потребует больших усилий и смекалки.

Забавно отметить тот факт, что у авторов явно есть свои «любимчики» среди марок и компаний. Так, они высмеивают все усилия марки Xerox по выходу на широкий рынок полного обеспечения офисных копировальных машин. А компания American Motors в книге позиционируется чуть ли не как неудачник автомобильного рынка. Но опять же, все это нисколько не уменьшает основных достоинств книги, о которых уже было сказано выше. General Motors же, напротив, непререкаемый авторитет и лидер. Мне кажется, советы авторов просто переворачивают с ног на голову некоторые устоявшиеся представления о стратегиях в маркетинге. Наверняка, многие специалисты были шокированы нестандартным подходом. И это и есть самая прекрасная сторона этой книги.