redsector

Текст Катерина Артемьева | 29.11.2012

Мысль открыть свой автосервис посещала 40% мужчин редакции HungryShark. О том, сколько денег нужно вложить, как бороться с профессиональной болезнью механиков и почему так сложно работать с Bentley, нам рассказал Дмитрий Морозов, генеральный директор Red Sector Project.

Dima-RSP

Почему ты решил открыть именно автосервис?

Почему автосервис? Потому что это интересно. Здесь нет ограничений по тому, что ты будешь конкретно делать: ты можешь обслуживать автомобили, дорабатывать их, ты можешь стать поставщиком каких-то эксклюзивных запчастей или вообще в продавать автомобили. Спектр услуг и товаров очень широкий.

Один я бы не начал: мне не хватает технических знаний, здесь необходим специалист. Специалистом оказался мой друг, который 15 лет проработал у официального дилера Volvo.

Сначала мы планировали открыть один-два бокса с двумя подъемниками и просто ремонтировать там автомобили, я бы туда подтаскивал своих клиентов (у меня много друзей и знакомых), а он бы всех своих клиентов по Volvo. Но мы начали считать, пересчитывать и поняли, что не все возможные клиенты поедут в такой сервис, представляющий из себя полу-гараж. Для клиентов нужна приемная, диваны, где они могут посидеть, отдохнуть, посмотреть телевизор, пока машина делается, кому-то нужны кассовые чеки, некоторые расплачиваются карточками. То есть подходить ко всему надо было серьезнее, и мы начали думать на тему инвесторов.

Это только твой бизнес или есть партнеры?

Я, партнер и инвестор, нас трое. Бизнесу два года, мне 28 лет, партнеру 29 и главному инвестору под 50. Все любят автомобили, этот бизнес всем изначально интересен, но главный инвестор не занимается руководством, он иногда заезжает посмотреть, как идут дела.

То есть он только инвестирует?

Инвестировал. Сейчас у нас уже оборот, с инвестициями закончено.

Сложно было найти деньги?

Не очень сложно, инвестора можно найти среди друзей и знакомых. Мы с партнером начали спрашивать у наших многочисленных друзей. Спросили у одних – им интересны вложения в аэропорты, узнали у других – им бы палаточку какую-нибудь открыть, а третьим интересно все сразу.

x_45e4c668

Вы с партнером разделяете функции?

Сергей отвечает за всю техническую часть, я – за всю юридическую, бухгалтерскую, за сайт, рекламу и тюнинг. У нас есть юрист, которому можно позвонить проконсультироваться. На бизнесе такого уровня особо не нужны постоянные юристы.

Сложно ли выйти на рынок автосервисов?

Выйти на авто-рынок, изначально не имея клиентов, очень тяжело. Без клиентов будет как минимум год простоя – пока сайты сделаются, пока информация распространится по знакомым и знакомым знакомых, то есть через сарафанное радио. Еще – с нуля собрать коллектив практически нереально – время, нервы и так далее. В этом бизнесе нужны специалисты. Много людей приходят по объявлениям, заявляют, что все умеют, а когда приступают к делу – хочется им руки оторвать. Хорошие специалисты работают у офицалов, но перетащить их оттуда – большая проблема. Поэтому у нас появилось желание не открывать сервис с нуля, а взять что-то готовое.

Помещение, где мы сейчас работаем – это бывший спорт-гараж, здесь сидела гоночная команда. От них сохранилась часть инструментов и часть сотрудников.

Проверить человека в автомобильном бизнесе можно только увидев, как он работает.

В свое время я здесь обслуживал свою машину. Я приехал пообщаться с прежними владельцами и увидел, что дела у них не идут – из сервиса они сделали просто собственный гараж. Это всё меняло, даже отношение к клиентам. Приезжал человек, они говорили: «Ты подожди, сейчас я со своей машиной закончу». При этом идея проекта у них была интересная.

По сути, вы купили готовый бизнес? С логотипом, названием?

Да, но этот бизнес был на грани разорения, и уже чуть ли не распродавался по частям. Была база, коллектив и сайт с обалденным дизайном, но малоинформативный Я пришел очень вовремя. А человек, придумавший крутой логотип и название, до сих пор работает здесь.

Откуда привлекаете клиентов?

Получилось так, что почти 80% клиентов, которые обслуживают свои автомобили у нас – это клиенты и знакомые моего партнера Сергея и мои знакомые, и часть старых клиентов сервиса.

Чем вы принципиально отличаетесь от остальных автосервисов? Какова основная идея вашего бизнеса?

В первую очередь, мы предоставляем широкий спектр услуг. Обычные сервисы предоставляют ограниченный круг услуг: починить автомобиль или наклеить пленку, у кого хорошо развит малярный цех – сделают аэрографию, но на этом все. И тебе приходится мотаться по разным сервисам, чтобы в одном сделали выхлоп, в другом тонировку – еще же нужно выяснить, куда лучше и выгодней обратиться. В RedSectorProject мы делаем всё.

Мы находим любую деталь, которая необходима автомобилю клиента. Даже если у нас чего-то нет, мы звоним партнерам, которые либо привозят недостающую деталь, либо сами приезжают и делают необходимое. В самом крайнем случае мы отправим клиента к конкретному человеку с конкретной задачей под нашу ответственность.

К тому же мы являемся дистрибьюторами нескольких европейских организаций, мы работаем с подвесками KW, выхлопами Super Sprint, дисками HRE, OZ Racing и другими.

Мы можем привести практически всё. В основном все детали везем из Европы, некоторые заказываем из Америки (к нам иногда приезжают Мустанги или Челленджеры).

x_a85cddce

Как набирали команду? Как определить квалификацию сотрудников?

Это самый сложный вопрос. Команда была, но, поработав с ней месяц-два, пришлось уволить половину. Все были расслаблены, это как раз минус готового бизнеса – работники были настроены на прежнее руководство, а когда пришло более серьезное руководство, они попытались строить нас и ничего не делать. Соответственно, были разогнаны. Подбирать новый персонал – долгий и сложный процесс. Необходим человек из автомобильного бизнеса, который может профессионально подобрать нужного специалиста.

Проверить человека в автомобильном бизнесе можно только увидев, как он работает. Конечно, можно набирать людей по рекомендациям, но тут возникает другой риск – на прежнем месте работы они могли иметь дело с одними марками автомобилей, а здесь у нас другие, которых они не знают. Есть люди, которые быстро приспособятся и разберутся с новыми для них автомобилями, а есть люди, которые не могут переучиться, они знают только как открутить болт справа, а слева уже нет, ведь они никогда этим не занимались.

Набирать людей по объявлениям просто бесполезно. Сколько людей ни приходило, половину увольняли через неделю, потому что они просто безрукие! Или другая причина (смеется) – профессиональная болезнь механиков – алкоголь. Один человек проработал у нас две недели, работал аккуратно, хорошо, все делал, но тут раз, пропал на неделю, до него не дозвониться, и сам он не объявлялся. Через неделю приходит со словами: «Ой, я что-то приболел…». Понятное дело, забухал. С такими людьми не надо мириться, надо прогонять. Идеальный вариант – найти специалистов из официальных дилеров. Они там получают большой опыт, обучаются, у них проходят постоянные тесты, там работают, в основном, очень грамотные люди. Переманить их – большая проблема, потому что помимо зарплаты, у них есть социальные пакеты. Официальные дилеры обычно представляют из себя сеть компаний, и им купить 100-200 страховок будет стоить дешевле, чем мне купить десять. И на маленький коллектив их достаточно тяжело сделать. Тут есть выход – договориться со своим инвестором, на него наверняка работает еще несколько организаций, можно создать холдинг и сделать всем страховки.

Сколько нужно инвестиций, чтобы купить автосервис?

Нет смысла покупать автосервис на последние деньги, необходим определенный запас. Купив сервис, придется в любом случае вкладывать в него еще, будет чего-то не хватать, что-то нужно будет переделывать под себя и так далее. Относительно инвестиций, все зависит от того, чем занимается сервис. Если это просто слесарка или просто кузов – это меньшие бюджеты. Для слесарки понадобится бюджет в 2-3 млн рублей на 3-4 подъемника, 3-4 тумбочки с инструментами, плюс какой-то запас по зарплате сотрудникам и создание того же самого сайта, всё, сервис готов. Если это малярка – здесь цифры увеличиваются в где-то в 2-2,5 раза. У нас получились значительно меньшие инвестиции, так как основную часть мы делали своими руками.

Из-за оборудования?

Покрасочная камера обычно ставится одна, но качественная итальянская с хорошими вытяжками сама по себе стоит 3-4 млн рублей. Конечно, можно взять китайкую которая значительно дешевле, но она умрет раньше, и качество в ней совсем другое. На хорошем оборудовании экономить не стоит, особенно на подъемниках, потому что дешевые будут ломаться чаще, и вероятность, что с него упадет машина, достаточно велика. Естественно, это все стоит в два раза дороже, но ты сам себя страхуешь. Нормальный сервис с качественным оборудованием требует инвестиций в размере от 10 до 20 млн рублей. Дальше все зависит от того, что вы хотите от сервиса. В основном деньги уходят на оборудование, на закупку минимального склада, и небольшая сумма откладывается на резервы на зарплаты, всегда нужна эта «подушка», вдруг будет пустой месяц, а зарплату все равно нужно платить.

red-sector1-1024x771

Ваш сервис находится в центре Москвы. Не съедает ли аренда прибыль?

Я кому ни говорю, все удивляются и сразу говорят: «Диман, отдай помещение». Мы платим намного ниже рыночной цены. Чтобы вы понимали порядок цен, помещение, как у нас, в пределах ТТК стоит минимум 500-700 тысяч в месяц.

У нас 650-700 кв.м., с отоплением, с электричеством, плюс полностью подвал этой же площади, плюс 15 мест на внутренней охраняемой стоянке, плюс 7 машиномест на улице, даже с интернетом. И еще есть пристройки с электричеством, мы их используем для хранения разных вещей.

Так что наша аренда отбивается (смеется).

Вам очень повезло с помещением! Но найти вас сложно, нет никакой вывески на улице. Почему никаких указателей? Или вы клиентов ищете по своим каналам, и реклама не действенна?

Да, в основном, наши клиенты – это знакомые, друзья знакомых, клиенты с сайта, люди из общей тусовки. Клиентов тоже нужно выбирать, с кем работать, а с кем нет, поэтому и возникает вопрос, какую рекламу использовать. Насчет вывесок я не могу сказать, что сервис готов к уличной рекламе. Вывеска означает, что человек может первый раз увидеть информацию о нас и сразу заехать. Но к потоку клиентов очень тяжело подготовиться, скорее всего будет хаос, и мы не сможем качественно обслуживать каждого клиента.

Уличная реклама – сумасшедшие инвестиции в никуда.

То есть ты хочешь сказать, что у вас столько клиентов сейчас, что если разместить уличную рекламу, вы не справитесь с объемом работ?

В принципе, да. К тому же, уличная реклама – сумасшедшие инвестиции в никуда. Какой шанс, что приедут люди с улицы? Небольшая вывеска, 50х50 см стоит порядка 30 тысяч рублей в месяц. А повесить маленькую вывеску на дом неофициально – это штраф 30-40 тысяч рублей на юридическое лицо. А вывесок нужно делать несколько. И это деньги в никуда. Поэтому мы сделали нормальную схему на сайте, у нас есть телефон, мы объясняем все четко и просто: «Повернуть между 37 и 39 домом, проехать прямо», всё. Мы еле договорились, чтобы повесить просто наше название на воротах на входе.

Есть ли какие-нибудь интересные случаи из твоей практики?

У нас каждый день комедия и трагикомедия. Были интересные проекты. С Bentley, например. Буквально сегодня отдали машину, простояла она у нас почти 5 месяцев. Очень много было проблем, хотя ремонт требовался обычный. Но такая Bentley в Москве одна, такие же модели есть, но эта единственная удлиненная (за 700 тысяч евро). Вопрос общения с англичанами и заказ запчастей у них – это реально смешно. На любую марку сообщаешь VIN автомобиля, нужную деталь, и они тебе ее привозят. Мы отправили англичанам VIN, год, фотографию машины, все точные данные, в итоге 90% запчастей прислали не от этой машины. Пришлось отправлять их обратно, а это дополнительные затраты и финансовые, и временные. И снова половина запчастей пришла нужных, остальные – нет. Крылья пришлось самим переделывать, потому что мы не могли снова отправлять обратно и ждать еще три месяца. Были интересные проекты по тюнингу. По Москве катается Ford Focus RS, правда мы распрощались с клиентом, потому что он уже в космос полез с этой машиной. Сам факт: Ford Focus за 3,5 миллиона рублей, а он планировал вложить еще 1,5 миллиона.

Какие подводные камни таит ваш бизнес? Что было сложнее всего при его становлении?

На начальном этапе, когда только возникает идея, главная проблема – это найти помещение, которое будет тебя удовлетворять по стоимости, по объему и по всем условиям. Дальше, когда ты уже арендовал место, нет никаких гарантий, что завтра к тебе не придут и не скажут, что за свет ты будешь больше платить, да и за аренду тоже, да и вообще за все ты будешь больше платить. Здесь, у нас, такого нет, к счастью. Я все заранее узнал, и вот уже почти год условия по оплате не меняются, хотя компания, которая сдает это помещение, уже поменялась, но новая фирма стоимость не подняла. Но самое сложное – это подбор персонала, и лучше сразу все оформлять официально по фирме.

То есть чтобы все чисто было?

Лучше всего выбрать упрощенную форму налогооблажения и платить налоги, это будет дешевле, чем платить штрафы за уход от налогов. Подписывая любую бумажку, тысячу раз ее прочитай, если что-то непонятно, тысячу раз перепроверь у юриста, у бухгалтеров, чтобы все было четко: какую форму налогообложения ты выбрал и прочее. И, говорю сразу, открыв сервис, можно даже не надеяться, что он себя вытянет, особенно на первых этапах, без корпоративных клиентов. Корпоративные клиенты – это самое нужное: это компания с парком от 5 до 30 машин, которая всегда будет поставлять машины. У нас оформлен договор с дилерами Шкоды и Ауди на Таганке, мы их кузовной центр, и все машины, которые приходят туда, по страховке отправляют к нам. Мы немного с этого денег зарабатываем. Но это оборот, поток работы, опять же на зарплату сотрудникам, это все очень, очень нужно. Чем больше таких фирм, тем лучше.

Какие советы ты можешь дать начинающим предпринимателям, собирающимся заняться автобизнесом?

Первое – это найти человека, который в этой сфере уже долго, в котором вы уверены, он должен быть специалистом, отлично разбирающимся во всех технологических вопросах. Второе. Искать хороший персонал, и не скупиться на него. Переманивать всеми силами, если вы уверены в этом специалисте. И третье – должна быть любовь к автомобилям.

В создании интервью принимала участие Виктория Салла.

Иллюстрация Полины Сарафановой.