djs

Текст Катерина Артемьева | 06.12.2012

Сергей Лютиков, владелец школы диджеев Action DJ Academy, рассказал о том, как вести бизнес для души, и почему настоящим диджеям нужна школа.

Расскажите немного о себе.

Мое имя  Сергей Александрович Лютиков, мне 37 лет. Родился и живу в Москве. Учился в Московском Архитектурном институте. Еще учился в Международном Университете Бизнеса и Управления и во ВГИКе на операторском факультете. Наверное большую часть своей сознательной жизни отдал моей предыдущей профессиональной деятельности – кинематографу. 15 лет снимал кино (полные метры), от администратора до исполнительного продюсера.

Как вам пришла идея в открыть DJ-школу? Расскажите, когда и как все начиналось.

Все в этой жизни к человеку приходит с опытом и возрастом, и на рубеже 35 лет мне захотелось самостоятельного движения: я решил открыть свой бизнес. После весьма увлекательного процесса – кинематографа, мне нужен был наиболее интересный проект с точки зрения души. Который я смог бы осилить, поднять и развить. Было много вариантов, но они были не очень интересны, завязаны лишь на извлечении прибыли. После работы в кино ты понимаешь, что есть работа, которая приносит удовольствие. И соскочить на что-то другое потом очень сложно. В моей жизни с рождения присутствовало творчество: я вырос в семье архитекторов. Поэтому механическая работа мне в меньшей степени интересна.
На DJ-школу я вышел достаточно просто. В процессе поиска своего нового дела, я решил восстановить свое давнее увлечение – любовь к музыке. С 17 лет писал музыку для себя, в одной из примитивных музыкальных программ.

Три года назад я пошел учиться в Action Dj Academy, которая существует с 2003 года (это первая диджейская школа в восточной Европе), а через два месяца я ее купил.

Много изменений вы сюда внесли? Много инвестиций потребовалось?

Это было фактически убыточное предприятие. До меня здесь был офис, белые стены, пара DJ-комплектов и весьма условное преподавание.

Считайте, что я купил стартап. Всем примерно понятно, с какой суммой нужно иметь дело для начала подобного бизнеса. Для DJ-школы важно в том числе и помещение. Должна быть хорошая звукоизоляция, то есть это должно быть либо подвальное помещение, либо отдельно стоящее здание.

Чему обучают в вашей школе?

У нас полный цикл обучения. Это современная музыкальная школа, где профилирующей дисциплиной является электронная музыка. В школе три направления: диджеинг, создание музыки и виджеинг. Обучение в формате теории и практики: мы вас учим и по окончании обучения предоставляем практику в различных заведениях города. Наше учебное заведение дает человеку возможность реализовать себя, превзойти свои комплексы, страхи, сомнения и получить новую профессию.

actiondj

Чем отличается DJ из вашей школы от DJ-самоучки ?

Помните была такая замечательная сказка детская — «Сказка о потерянном времени». Когда там дедушки, как дети, и дети, как дедушки. Так вот потери времени при обучении в нашей школе нет, и можно приравнять, примерно, 1 месяц в школе к 1 году самостоятельного движения. Ну и, наверное, самое главное это гарантия качественного образования и это важно.

Сколько стоит обучение в вашей школе?

Средняя стоимость на рынке. Мы не задираем цены. Стоимость каждого курса можете посмотреть на нашем сайте. У нас более половины учеников – это те люди, которым просто интересен диджеинг, и они учатся в свое удовольствие.

Как вы набирали преподавателей? Как оценить уровень профессионализма?

Вы удивитесь, но основной критерий – это их желание преподавать и так называемый преподавательский дар. Здесь это важнее всего. Относительно профессионализма преподавателей, мы ставим упор на систему и методику. Известные DJ’s это дико сложно с точки зрения системного преподавания и их занятости – выступления, гастрольные туры и т.п. И исходя из этого, мы разделяем наших преподавателей на две группы: известные диджеи, те кто ведет разовые семинары и спец курсы, например Sergey Sanchez, Cid Inc, Swanky Tunes и многие другие выдающиеся музыканты, и преподаватели курсов – профессиональные диджеи с опытом работы не менее 7 -10 лет

Есть ли у вас конкуренты?

В этом бизнесе воспринимаю всех конкурентов скорее коллегами, так как мы занимаемся образованием, просвещением если хотите, и цель одна – научить, и не мне судить, кто какими методами этого добивается.

У каждого свои возможности и понимание, главное чтобы был качественный результат.

Какие особенности вашей школы?

Главное это индивидуальное обучение. И, конечно, целая команда преподавателей, у каждого своя пластика, моторика, поведение за пультом, и это дает возможность нашему ученику, остаться самим собой и не стать клоном. Мы удобно расположены в городе, у нас не только обучение, но и практика, он-лайн трансляции занятий учеников. Вся линейка DJ-оборудования, что позволяет выпустить квалифицированного специалиста.

Мы являемся образовательным заведением, работаем по методикам, которая у каждого курса своя. Преподаватели проходят аттестацию на знание методик и систематические мастер-классы по повышению квалификации, в том числе и от компании Pioneer Dj. Все, кто здесь находятся – это DJ среднего звена, профессионалы со стажем 7-13 лет.

Подбор преподавателей самый сложный момент. Сейчас объясню почему. Общепринято, что преподаватель – тихий, спокойный человек, который сидит и нудно впаривает ту или иную тему. Здесь сложность в том, что наши преподаватели – дико подвижные люди, это DJ, это артисты, это харизма. У каждого своя яркая индивидуальность.

Не считаете ли Вы, что DJ – это не профессия, а просто хобби?

Понимаете, мы говорим о творчестве. Мне кажется, это больше хобби, которое может развиться в профессию. Сегмент деятельности в этом смысле достаточно сложный – очень много зависит от самого человека. От его эмоционального внутреннего фона, который его ведет. Если когда-нибудь дойдет до того, что система детского образования будет включать преподавание трансерфинга в школах, то вот DJ – яркие представители профессии, где очень важно работать со своими мыслями и эмоциями, потому что, если ты себя верно ведешь по своим мыслям и желаниям, то у тебя все получается. Я называю DJ хобби, потому что тут, как в любой творческой профессии, невозможно научится за деньги. Если у тебя это в душе горит, то ты творишь.

Кто ваши клиенты ?

Люди от 4 до 56 лет. В месяц к нам приходит 40 -50 человек.

Четыре года?!

Четырехлетнюю девочку привела сюда ее мама по совету детского терапевта, который выявил, что это наилучший способ развития детской моторики. А самая взрослая ученица 56 лет, она училась сначала на диджеинге, а сейчас учится на создании музыки. Это преподавательница хорового пения в Гнесинке. Так что диджеингу все возрасты покорны.

Что происходит с вашими учениками после окончания школы ?

Основных путей развития три: самостоятельно, при помощи специально обученных людей (продюсер) или с нами. Самостоятельно – это долгий путь, здесь все зависит от самого человека, от его харизмы и даже кармы. Самостоятельный путь – это путь самоучек. Второй путь – работать с отдельно взятым продюсером. Третий путь – с нами. Попав в нашу школу, волей-неволей самостоятельно развиваться уже не будешь, тем более мы даем множество различных уникальных дополнений. В том числе видео-сэты – мы записываем видео выступления учеников – это важный момент в промо диджея, фотосессии, практика, выступления за гонорар и конечно то, что нельзя купить за деньги, это новые полезные знакомства, сообщество людей одержимых той же идеей, что и у тебя, любовь к музыке.

Что должен уметь профессиональный DJ ?

Самое простое в этой профессии научиться сводить и делать все, что связанно с оборудованием. Здесь есть важный момент – внутри должно быть неподдельное желание. Это желание видно у людей при поступлении, это некий фактор одержимости. Насколько ты болен диджеингом, настолько ты и диджей. Важно для себя понимать, для чего ты нужен. Был у нас один ученик, так вот он как-то ответил на вопрос, кто такой DJ: «Это манипулятор человеческих душ», грубовато конечно, но возможно это проводник между настоящим временем и внутренним состоянием, желаниями аудитории, хотя в целом диджей в первую очередь это коллекционер.

Какое оборудование нужно для игры?

Послушные руки и хороший вкус. В плане диджеинга я могу говорить только о технике Pioneer Dj. Это реально неубиваемая техника. Сколько историй было, подтверждающих это. Наши ученики приехали играть на выставку «Музыка Москвы», представители стенда сказали, что Pioneer у них нет, и достали абсолютно новую технику, аналог, в которой через пять минут застрял диск. Это не нормально. Техника DJ как автомобиль, причем спорт класса. Постоянно подвергается экстремальному воздействию.

Несколько месяцев назад у нас были представители компании Pioneer, глава компании в Европе и двое японцев. Они проводили мастер-класс по оборудованию. Одна из наших преподавателей держит в руках последнюю модель наушников Pioneer и говорит им, что это такие потрясающие наушники, здесь и так, и так можно делать… Японец слушал, смотрел, потом глаза опустил и говорит:  «Вы знаете, мне очень неудобно об этом говорить, но это я их придумал». Скромно и качественно, это всегда приятно.

Сколько стоит оборудование ?

Контролер стоит в среднем 15 000 – 20 000 рублей плюс нужен ноутбук, наушники. Цифровой диджеинг – самое доступное направление. Есть дисковой аппарат, он в среднем стоит от 60000 рублей. Но техника Pioneer Dj будет служить долго и качественно. У нас учится большое количество людей, вы можете представить, какие нагрузки выдерживает эта техника.

Есть ли у вас стажировка за границей ?

Здесь вы прямо в точку. Это как раз та цель, которая была изначально заложена мной при покупке этого бизнеса и его развитии. Стажировка за границей.  Я 15 лет до этого занимался кинематографом. Всю Россию и Европу объездил. И работал с различными иностранцами, группами, которые нас принимали в формате совместного кинопроизводства. И могу сказать вам одно – заграничный опыт – самый верный путь для русского человека.

Стажировки за границей – наша основная цель. Action Dj Academy – целое сообщество, мы не только обучаем, мы еще и даем возможность развиваться. Каждый месяц мы приглашаем различного рода диджеев, представителей иностранных  лейблов, таких как Global Underground, представителей школ Dubspot из Нью-Йорка, представителей австралийской культуры электронной музыки и еще многих замечательных специалистов.

Мы изначально настроены на то, чтобы выйти за границу, но мы не планируем открывать какие-либо филиалы. Это должен быть именно обмен опытом. В том числе сейчас мы открываем продюсерский центр, который будет заниматься созданием проектов, адаптированных для европейского сознания. У нас есть ученики, которые выступают за границей. Есть представители иностранных государств, которые у нас учились, но официальных площадок, где мы ведем практику в другой стране – нет.

Но Россия оторвана от мира. Мы за 15 минут можем организовать практику в Берлине, это очень просто – позвонить и договориться. Практика у нас в формате бартера, мы закрываем необходимое заведение или площадку звуком, а они спокойны за то, что будут играть квалифицированные DJ. Но еще необходимо купить билет, заказать гостиницу, а главное – сделать визу. Мы готовы к выездам прямо сейчас, но наше государство – нет.

Мы не можем оформить рабочую визу, потому что в нашем реестре нет такой профессии как DJ, есть профессия звукоинженера, звукорежиссера, а это совершенно разные вещи.

Собираетесь расширяться?

У нас было несколько попыток. Мы открыли филиал в ближайшем удалении от Москвы, в городе Сергиев Посад. Мы полгода там работали, преподавали в лучшем клубе этого города. Но это непосильная ноша – взять на себя такую ответственность, как эстетическое образование целого региона. В таких делах нужна помощь государства. Филиальное движение – это, конечно, круто, но не для нас. Мы интересны, мы это знаем и если есть заинтересованные люди, они сюда приезжают. У нас очень много людей из регионов учатся и нам это очень приятно.

Относительно рекламы, как вы себя продвигаете?

Диджеинг это не йогурт, поэтому сложно заниматься каким-то продуманным продвижением этой деятельности. Почему? Потому что практически невозможно уговорить человека заняться тем или иным творчеством. Если у тебя есть интерес, желание этим заниматься, тогда ты сам начинаешь интересоваться и узнавать, где можно обучиться тому или иному искусству. 80% звонков сюда начинаются с фразы: «Я давно хотел заниматься диджеингом и хочу учиться у вас». Наше основное рекламное продвижение – это наше качественное образование. Как ни странно, огромное значение в этом деле имеет сарафанное радио. Ну и безусловно интернет, все наши действия отображены там, на наших ресурсах.

Диджеинг это не йогурт.

Что вы можете посоветовать начинающим стартаперам?

В любом нормальном цивилизованном обществе любое дело начинается с поддержки старших и более опытных. В нашей стране такого нет. Государство о нас не помнит. Поэтому у нас стартап – реально start up. Если ты прошел эту стадию, то тебе море по колено. Поэтому любое дело по силе смелому.

Относительно нашего бизнеса: любому, кто захочет этим заниматься, нужно не забывать, что здесь присутствует творчество. Перед тем как купить школу, я поехал к своим друзьям, которые занимаются оценкой бизнеса. Они сказали: «Сергей, мы не можем тебе ничего тут ответить, потому что этот рынок не освоен».

Любой стартап занимает определенное время, в среднем где-то три года. Если человек называет свой бизнес стартапом более, чем три года, то пора завязывать с этим делом. Что опасно для стартаперов – так это усталость. Я прошел через это. Звучит банально, но здесь мне помогла любовь к музыке. Если ты заряжаешь тот или иной стартап, ты в первую очередь должен любить его сердцем и душой.  Все получается, если ты все мысли посвящаешь своему делу и хочешь приносить что-то полезное людям.

Текст Екатерина Артемьева

Фото предоставлено Сергеем Лютиковым

В интервью принимал участие Сергей Буниятов

Иллюстрация Юлии Печенкиной.