djing

Текст Сергей Буниятов | 06.12.2012

Почему диджеям не нужно ходить в специальные школы, кто такие диджеи и сколько можно заработать за сэт HungryShark’у рассказали диджеи-самоучки и, к тому же, чудесная пара: Вячеслав Глушков (DJ SlavaGee) и Наталья Неведрова (DJ NEVEDROVA).

Чем вы занимаетесь и какая ваша основная работа?

Слава: Я работаю концепт-директором клуба GIPSY и по совместительству занимаюсь диджеингом.
Наташа: Моя основная работа – это работа на телеканале Ю. Занимаюсь продюсированием различных проектов, интересных и не очень. Второе ответвление моей жизнедеятельности – диджеинг. На самом деле, не только диджеинг, меня очень много всего интересует, но я не буду рассказывать все-все. (смеется)

А почему вы решили стать диджеями?

Слава: Какой провокационный вопрос! (смеется). Если оставить все шуточки на потом, то это произошло очень спонтанно, потому что я уже шесть лет в ресторанном бизнесе. Когда-то я работал в Hard Rock Cafe, потом в Simachev Bar. Там все, собственно, зарождалось. Поскольку я – человек, который постоянно что-то пытается намутить, не в плане чего-то запрещенного, а в плане выгоды для себя, то я заинтересовался таким искусством и ремеслом, как диджеинг. Все началось в Hard Rock Cafe, поскольку это первое клубное место моей работы. Мне показали кнопочки, я стоял всю ночь баловался с эффектами, двигал фэйдеры, непонятные абсолютно для меня. И в итоге где-то через месяц я свел один трэк. Было прикольно, но это ни в коем случае не было предпосылкой к дальнейшему росту, потому что я делал это просто ради фана. Когда в Симачев-баре я заметил людей, играющих на виниле, я вновь заинтересовался диджеингом: я думал, что винилы – это олдскульная забытая тема, а оказалось, что на них до сих пор играют. Я доставал диджея Orange и Федю Фомина и других чуть менее известных диджеев, которые играли там по будням. А потом, меня познакомили с дядей, который владел баром Лилиенталь. Это очень маленький бар, по пространству типа Симачева. Я проводил там свои вечеринки и звал своих гостей и друзей, закрывал бар и играл свою музыку. Естественно «играл» – громко сказано, если сравнивать с нашими днями, но я учился. Учился на своих ошибках и выучился до какого-то определенного уровня, когда меня уже начали куда-то звать. Опять же это были исключительно мои друзья. Потом, когда я попал в Джипси, естественно было бы глупо упустить возможность поиграть здесь и не показать то, что я освоил. Людям понравилось, так все и понеслось.

Наташа: Еще в школе, класса с 9-го, я начала посещать различные ночные развлекательные заведения. Сначала все было интересно: тусовки, музыка, веселье. В какой-то момент, года четыре назад, я подумала, что было бы неплохо не просто так проводить время и веселиться, а для себя извлекать какую-то пользу. Я планировала профессионально танцевать, слава Богу, мне это делать не разрешили, хотя я ничего против не имею. Я не могу сказать, что я увлекалась музыкой, много ее слушала и очень хорошо разбиралась, но при этом у меня есть чувство ритма, и чувство стиля, и, я надеюсь, неплохой вкус. Поэтому, когда я познакомилась со своим молодым человеком, который на то время уже играл в клубах музыку, я периодически стояла рядом с ним во время его игры. Мне стало интересно, как это все делается и, казалось-то, чего там делать: тут что-то повернул, там включил кнопочку – бац и все работает. Я натура разносторонняя, и с моей стороны было бы неправильно не попробовать и не увлечься дидждейством.

djs3

Долго ли вы учились этому диджейству? Легко ли было освоить?

Слава: Знаете, не сложно точно. Диджейство может освоить реально каждый. Просто нужно чуть-чуть разбираться в музыке и понимать, как она устроена, и банально различать бочку, вступления, заключения, интро и аутро, ямы и все эти истории. Мне помогал один диджей в Hard Rock Cafe, рассказывал, где какие кнопочки, другие диджеи потом просто давали советы. Если считать по часам, в общем и целом я учился пять суток, сто часов максимум. Если брать временной промежуток, то это происходило в течение года-полутора. Сто процентов можно научиться за месяц, естественно, чтобы достичь начального уровня. Главное – хотеть.

Наташа: Нельзя сказать, что я училась и вот научилась. Мне кажется, каждый человек не останавливается в обучении, даже профессионалы своего дела продолжают учиться. Я не могу сказать сейчас, что я мега-крутой профессиональный диджей, я очень самокритична. Училась я долго и много. Но на самом деле ничего сложного в диджействе нет: у тебя есть один трэк, есть второй, ты подбираешь их по темпу, по стилю и сводишь. Все. Ну чему там учиться? За время обучения ты понимаешь, как это работает, а после просто нагоняешь практику. Сначала мне, конечно, объяснял мой молодой человек DJ SlavaGEE. Потом мы с ним решили, что было бы правильней, если бы я пошла учиться в школу. Я отучилась там четыре занятия. На пятое занятия я поняла, что нового-то я ничего не узнаю. А для того, чтобы ездить туда, я тратила много времени в пробках, деньги, но ничего нового мне не давали. Я решила просто не ходить туда больше и учиться самой. У меня это с детства – если меня бросить одну, оставить и сказать: «Сделай это», я сделаю! И я сделаю это лучше, нежели если рядом со мной поставят учителей, и каждый будет рассказывать, как лучше делать. В диджействе я поняла основные вещи и до сих пор нарабатываю свое мастерство. Так что самое важное и самое крутое еще впереди.

В чем на ваш взгляд отличие диджеев-самоучек от дипломированных диджеев?

Слава: Нужно понимать, что такое диджей.

Сейчас диджей – человек, который играет прекрасную музыку в ночном клубе. Раньше диджей был в первую очередь человеком, который пишет музыку, то есть саундпродюсером, или музыкантом, творческим человеком, который создает что-то новое. Безусловно, все мы создаем что-то новое, методы сведения и играния тех или иных треков у каждого свои. Но я, допустим, музыку не пишу и не собираюсь ее писать, потому что это категорически не мое.

Черт его знает, чем отличаются дипломированные диджеи от самоучек. Может тем, что они знают какие-то супер крутые названия супер крутых кнопочек, а я их не знаю и называю «крутилка» и «барашек» (шутка, все названия мы, конечно, знаем).

Конечно школа что-то дает, но диджеинг – это не та вещь, которой нужно учиться в школе, как мне кажется. Ее гораздо проще понять самому, когды ты просто стоишь перед вертушками и что-то пробуешь, тыкаешь во все кнопочки  и понимаешь, что они значат, что они делают с музыкой. Я ходил на самом деле на один урок в школу, я к тому моменту уже полгода работал концепт-директором, часто играл и даже гастролировал. Мне захотелось посмотреть, что дают в школе. Я ходил на вводное занятие и на один урок практики, но не могу сказать, что я что-то новое узнал. Это просто два разных пути достижения одной и той же цели, как мне кажется. Это как английский по книжке учить или с репетитором. Если ты захочешь его выучить, то ты его выучишь. Если не захочешь — ну ты дебил. Мой друг отучился в одной из школ диджейских и недавно сказал мне, что он не диджей точно. Если школы гарантируют, что ты станешь диджеем по окончанию, они явно врут.

Наташа: На этот вопрос очень сложно ответить. Во-первых, люди разные. Мне проще всему самой научиться вникнуть во все, а есть люди, которым нужно  показать, рассказать, объяснить тридцать тысяч раз, чтобы все стало понятным. Во-вторых, есть дипломированные дидждеи – ни хрена не диджеи. То есть их научили, им все показали, но у них может не быть никаких способностей, ни таланта, ни вкуса к музыке, ни понимания людей, которые приходят его послушать. Ну да, тебя научили нажимать на кнопки, но это всего лишь 10%. Все остальное приходит только при работе над собой.

Те диджеи, которые вышли из больших диджейских школ, молодцы, и мы тоже молодцы, кто сам научился. Я не могу сказать, что я сидела часами одна и училась, мне помогал молодой человек и его друзья-диджеи. Буквально на днях я первый раз в жизни отслушала свой сэт, который я отыграла. Мне все говорят, что у меня получается очень круто, все зашибись, но так как я очень самокритична, я должна лично убедиться, так ли это. Мне бы очень хотелось послушать критику от нескольких диджеев. Учиться диджеингу – это как учиться творчеству. Есть актрисы, которые закончили ГИТИС, а есть недипломированные актрисы. Чем они отличаются? Если и та, и та охрененно играют в театре и в кино, то наличие корочки у них никому уже не интересно. То же самое и здесь.

Какой стиль музыки вы играете? Диджей может играть любую музыку, или у него должен быть определенный стиль?

Слава: Вопрос хороший, на самом деле, потому что у диджея есть какой-то образ. Я вот допустим известен тем, что играю mash up. Это популярнейший стиль, включающий в себя попсу, поп-рок, с рэпом и хип-хоп, техно – все, что душе угодно. (так этот стиль называют массы, на деле же Mash Up – игра с трех или четырех вертушек одновременно, что я тоже практикую, но играю так крайне редко) Но, допустим, я решил играть техно, тогда мне так или иначе придется менять творческий псевдоним и, возможно, даже весь образ в целом. Даже придется по-другому одеваться, поскольку люди не воспримут меня и то, что я играю. Я напишу, что я, Slava GEE, иду в бар Фантомас играть техно. Все придут и будут ждать от меня того, что я играю обычно. Среди моих друзей есть такие люди, которые играют три разных жанра, и они называют себя тремя разными псевдонимами, просто потому, что они играют разную музыку. Я люблю deep, я люблю техно, я и эти стили играю иногда по будням, недавно в Белке отыграл deep-сэт. Есть одно ограничение – восприятие тебя публикой. Диджея восприннимают как человека с определенным стилем. Если играть музыку кардинально разных стилей, то тебя просто не поймут.

Наташа: Начинающие диджеи, готовя сэт, очень стараются и продумывают кажду песенку. Сейчас у меня все треки в общем листе, когда я играю, я ставлю то, что мне хочется, а не то, что я заготовила. Понятное дело у меня есть заготовки какие-то. У любого диджея есть такие композиции, которые он любит и ставит друг за дружкой. В моем случае — это LMFAO – I’m sexy and I know it и после нее я очень люблю ставить Big Bad Wolf. Мне кажется, они очень хорошо сходятся. Если говорить о стиле, то я вообще люблю слушать любую музыку, я могу пойти и на техно поплясать, могу пойти на RnB, да и house послушать. Но сейчас есть мода на mash up, и я его сама достаточно часто играю. А на каких-нибудь мероприятиях просят ставить определенный стиль. На одном из праздников MEXX меня попросили отыграть nu disco – переходящий на коммерческий house. И то и другое мне дается хорошо, и то и другое я люблю. На каждом мероприятия и в каждом месте диджей должнен учитывать потребности публики. В RnB-клубе я не буду ставить техно, я же не такая звезда, чтобы я приходила в рок-клуб, а там мне говорили: «О, это же DJ NEVEDROVA! Конечно, Вы можете играть, что захотите!”

Слава, а ты играешь по запланированному списку или импровизируешь?

Слава: Конечно очередность трэков меняется, иначе ты просто лохня. Кроме тех случаев, когда человек играет в разных заведениях с разной публикой свой часовой сэт. Если ты изо дня в день в одном и том же заведении играешь одну и ту же музыку для одних и тех же людей, конечно же это смотрится странно. У меня есть там какие-то заученные приемчики, и у всех есть треки, которые идеально вливаются друг в друга, и у меня они есть, их немало. Я пару вечеринок играл по запланированному списку и понимал, что это не работает, потому что ты должен реагировать на настроение и желания публики.

djs4

Когда ты играешь определенный трек и ты видишь, что люди начинают уходить с танцпола, ты пытаешься вернуть их обратно, ставя всеми любимый трэк?

Слава: Есть такая тема, когда ты контролируешь людей на танцполе. Есть крутые треки, как «Somebody that I used to know», но у него вступление 16 квадратов, дико нудное и долгое, пока ты дождешься разогрева какого-то, ты там уже сдохнешь. При этом я знаю, что, если я поставлю ее, через минуту на танцполе будет взрыв. Если я поставил какой-то новый для себя и для публики трек, и он не пошел, то я, скорее, как-то его быстренько уведу и поставлю что-то более известное. Зависит от вечеринки. Если мы стремился к тому, чтобы народ пил и бухал, то надо поставить грустняшку и все подумают, что за говно, пойдут к бару, выпьют – и тут ты опять зажигательный трек ставишь (смеется).

Диджей – это профессия или хобби ?

Слава: Для меня хобби. Есть люди, для которых это профессия. Которые учились этому и знают кучу саунпродюссерских программ, которые занимаются продюсированием кого-то, которые пишут музыку, которые ездят по всему миру с какими-то новыми турами. Для большинства московских диджеев это точно хобби, в основном у всех есть постоянная работа, а ночью они играют в клубах.

Наташа: Мне кажется, что это все-таки хобби. Но я зарабатываю деньги на диджеинге.

Почему нельзя зарабатывать на хобби? Мне нравится это, но меня это не парит. В принципе, если человек правильно выбрал свою профессию, она тоже его не парит.

Профессия, знаете, это еще слово такое, к диджеингу оно вообще не имеет никакого отношения. Стоматолог – профессия, журналист – профессия. Да, есть люди, которые зарабатывают исключительно диджеингом. И мне таких людей искренне жаль, если у них постоянно одно и то же, они начинают, спустя несколько лет, сочинять музыку, перестают быть диджеями, становятся композиторами, аранжировщиками. Лучше, чтобы диджеинг оставался хобби.

Диджеи хорошо зарабатывают?

Слава: Многое зависит от самого диджея. Поначалу тебе могут предложить играть за две тысячи рублей в час. Но когда ты уже добился определенного уровня и понимаешь, что тебя могут купить за большую цену, то ты можешь выбирать. В среднем по Москве диджею платят за час две-три-четыре тысячи рублей.  Это нормальная цена. За двухчасовой сэт обычно можно заработать 6-8 тысяч рублей. К примеру, один диджей играет два трехчасовых сэта каждые выходные по три тысчи рублей — это примерно 72 тысячи рублей в месяц. Кто-то играет дороже. Огромное значение имеет заведение, резидентом которого является диджей. В моем случае GIPSY – идеальный вариант. На корпоративы цена, конечно, выше раза в три-четыре. От 10000 в час в среднем. Гастроли – ещё больше, так как ты тратишь время на перелеты и прочее.

Наташа: Я считаю, что да. Но диджеи зарабатывают не на своей игре, а на работе бренда, то есть как ты себя распиаришь, так ты себя будешь позиционировать, и такую сумму ты будешь получать. Среднему диджею, чтобы заработать, к примеру, 300 000 рублей, нужно отыграть шесть корпоративов. Игра в клубах – немного другое. Есть диджеи, которые 10 лет играют за две тысячи рублей в час в каком-нибудь клубе на окраине, и их это не парит. Они не думают о том, что можно зарабатывать не две, а десять тысяч рублей в час, можно и двадцать тысяч. Вся твоя работа оценивается на столько, насколько ты распиарен. Тут можно проводить аналогии со многими вещами. Например, футболки. Есть качественная футболка за 5000 рублей, а дизайнерская футболка будет стоить 15000 рублей. А почему? А потому бренд. Диджей – это очень социальная деятельность.

Реально на очень многое влияют круги нашего общения, если они постоянно пополняются, постоянно идет поток людей, ты находишь все новые знакомства, ты постоянно с кем-то пересекаешься по каким-то делам. Многие довольно часто не понимают – если мы друг другу не будем помогать, ни у кого из нас ничего не получится. И это очень важно. Некоторые не хотят, как я уже говорила, они просто не хотят куда-то пробиваться, чего-то большее иметь. А есть те, кто хотят, и у них это получается.

Действительно вот, допустим, играю я в MEXX, подходят люди, просят визитки. У диджея обязательно должны быть визитки на вечеринках. Мало ли, генеральный директор какого-нибудь телеканала будет там присутствовать, и ему понравится твоя игра, он и на корпоратив позовет. Если ты приятен в общении, если от тебя идет энергетика, если все в тебе настроено на то, чтобы с тобой хотели знакомиться, с тобой хотели общаться, то у тебя на 99% все получится. Люди должны быть максимально открыты друг другу, потому что, если мы не научимся друг с другом ладить, доверять, помогать, то ничего ни у кого не получится. Если ты сидишь, злой на весь мир и рвешь жопу, чтобы у тебя что-нибудь получилось – да ни хрена у тебя не получится. Мы все в коллективе, и помогать друг другу – это нормально.

Ты хотел бы ехать за рубеж со своими сэтами?

Слава: Да. Меня звали во Францию играть на вечеринке Moet Chandon. Одна из организаторов этого мероприятия была у нас в среду, тогда было очень мало народу, и я просто стоял за пультом играл-практиковался. Ей понравилось, и она меня позвала. Другое дело, что у меня не получилось.

Как на тебя выходят клубы, чтобы ты отыграл у них свой сэт?

Слава: На меня выходят арт-директора, PR-менеджеры, пишут в Facebook, Twitter или через знакомых. Многие диджеи работают с агентствами. В России это не так развито, но за рубежом есть такое.

У вас есть райдеры?

Слава: У меня есть райдер, без которого я не поеду играть, если меня приглашают в другой город или страну. Они мне оплачивают перелет, проживание и выполняют мой список требований. У меня это широкий диджейский стол, к примеру. Если у них его нет, то это их проблемы, я не поеду. Если они хотят, то сделают. И дело не в том, что я какой-то суперстар, просто в новой обстановке и так играть непривычно, а ещё и раздражающие факторы – это точно лишнее. Поэтому лучше обезопасить себя. Но на самом деле я не привередливый, все можно обсудить. Еще нужно освещение. Я всегда требую освещение, потому что, не дай Бог, там чего сломается, я не смогу вслепую чинить. И, естественно, все гастроли – это другие деньги совершенно, как я говорил уже.

Наташа: Да, есть, конечно. Я играю, но, честно говоря, не сильно разбираюсь в технике. Я не знаю, какой пульт лучше, какой фирмы вертушки. Я знаю, что в Джипси стоят охренные вертушки, и мне на них нравится играть. И было бы неплохо, если бы эти вертушки стояли и в других местах, где я буду играть. (смеется). Поэтому прошу всегда, чтобы вертушки были не хуже этих. Должны быть минимальные вещи для моего комфорта, я не прошу полотенец и цветов, но должна быть вода, энергетики, возможно алкоголь.

Если бы тебя позвали играть в клуб, но сказали играть определенный жанр музыки, ты бы согласился ?

Слава: Я не умею играть то, что мне не нравится. Соответственно, я не буду соглашаться. D’n’B я бы не стал играть. Мне нравится не только то, что я обычно играю, но и техно и другие жанры. Если клубы хотят привезти меня из-за имени, то окей, но им же это обернется не очень хорошо. Потому что для той публики, которая туда ходит, я играю говно. (смеется)

djs4

Что вы посоветуете начинающим диджеям-самоучкам ?

Слава: Всегда посоветую упорства, трудолюбия. Не бояться узнавать что-то новое. И постоянно совершенствоваться. Постоянно что-то делать, потому что просто так ты ничего не добьешься. Нужно постоянно читать, пробовать, кнопочки тыкать, доставать диджеев, чтобы тебя подучили. Двигаться надо, двигаться. Движение – это жизнь. Дорога возникает под шагами идущего.

Наташа: Дорогие начинающие диджеим-самоучки, не делайте этого в одиночку. Вы можете дома научиться каким-то азам, но нужно обязательно слушать других диджеев, как они играют, запоминать какие-то фишки. Когда ты учишься сам, тебе этого никто не говорит, значит, ты должен сам быть максимально наблюдательным. Не только в клубы ходить – есть сайты, где люди выкладывают свои выступления. Не нужно слушать диджеев, которые только стали диджеями, а нужно слушать тех, кто уже давно в этом деле. Унас сейчас поколение интернета и мы можем всему научиться в сети. Поэтому я желаю любому начинающему диджею быть максимально открытым. Уметь слушать любую критику. Если человек не умеет воспринимать критику и работать над теми минусами, на которые ему указывают, то у него нихера не получится ☺

Иллюстрация Юлии Печенкиной

В интервью принимала участие Катерина Артемьева

Фото предоставлены DJ SlavaGEE и DJ Nevedrova