playdisplay

Текст Катерина Артемьева | 07.12.2012

Александр Симаков, сооснователь PlayDisplay – проекта по дизайну и новым технологиям, рассказал, почему бумажные визитки уже никому не нужны, как повысить успеваемость школьников с помощью интерактива и почему дополненная реальность – наше будущее.

pd2

Как пришла идея открыть PlayDisplay? С чего все начиналось?

Мы открыли эту компанию с моим партнером Андреем Судариковым. Я занимаюсь электронной коммерцией – у меня были интернет-магазины, и вообще я довольно много внимания уделяю интернету. Был такой период, когда я подыскивал проекты, которые можно профинансировать. Года три назад на одном из мероприятий Start-up Point я познакомился с Андреем. Он презентовал свой проект, у него, на тот момент, был конструктор сайтов А5 на флеше. Где-то полтора — два года назад мы с ним в очередной раз встретились, и он предложил сделать что-то нестандартное. Андрей уже 10 лет занимается дизайном в разных интерпретациях: дизайн сайтов, брэндинг, дизайн в полиграфии. Мне тоже хотелось придумать что-то новое, какой-то необычный, нестандартный продукт.

В то время в журнале Vogue вышла видеореклама Martini – первое знакомство российского рынка с видеобуклетами. Он увидел ее и сказал: «Давай сделаем то же самое, но еще лучше и круче!». Так иначалось наше сотрудничество. Мы экспериментировали с вариантами упаковки, долго бились с разными проблемами. Первые тиражи были довольно нестандартными. Наша первая коммерческая реализация была представлена на выставке «Новая электроника», которая проходила в Экспоцентре. На ней мы занимались дипломами участников выставки. За это время мы успели снять видеоролик, смонтировать его и загрузить в эти буклеты. В конечном итоге, каждый участник в завершении выставки получил персонализированный диплом, на котором они видели фильм про мероприятие и, соответственно, свой стенд. Единственный нюанс – так как это была тестовая партия, было огромное количество брака, что-то включалось, что-то не включалось. Мы потратили много времени, чтобы решить проблему с браком, и на сегодняшний день наш продукт – полноценный девайс, который качественно работает, и который мы можем смело предлагать клиентам.

Кто же является вашими клиентами?

Среди наших клиентов такие организации как Газпром, Bridgestone, Министерство сельского хозяйства, различные фонды и инновационные форумы, которые с радостью используют этот продукт для своих рекламных целей.

Playdisplay – довольно нестандартная компания, и наша миссия – впечатлять посредством использования новых технологий, акцент мы делалем на визуальной коммуникации. Мы взаимодействуем с кем-либо через интерактивные вещи, например видеобуклеты в формате пригласительных и поздравительных открыток, а также выпускных альбомов. На днях мы сдали новый проект – видеовизитки. Стандартные визитки уже приелись, к тому же порой не можешь вспомнить, с кем ты общался и какую организацию он представлял. А тут в формате небольшого видео можно все просмотреть и вспомнить. Девайс не одноразовый, внутри находится компактно упакованная электроника, есть usb-выход для подзарядки. Через него же можно поменять контент.

В ближейшее время мы планируем выпустить в продажу видеооткрытки, чтобы человек вместо стандартной открытки мог купить интерактивную.

И каждый сам может туда загрузить видео?

Да, видео можно загружать через usb. Есть еще одна опция, но сейчас она в процессе тестирования: встроенная web-камера в буклете. Человек приходит на Красную площадь, включает, записывает в реальном времени видео: “Бабушка я у Кремля”, кладет в конверт и отправляет.

babka1

Что такое «стенд дополненной реальности «PlayDisplay»? Как это работает?

Это второе направление, над которым мы работаем. Дополненная реальность – технология, известная не всем обывателям. Проблема в том, что до сих пор нет четкого понимания, как ее коммерциализировать. Мы пытались найти ей применение в разных областях, начиная от маркетинга и заканчивая просто какими-то WOW-штучками, сегодня мы пришли к тому, что хотим развивать ее в сфере образования, и в формате инструмента.

Мы сделали интерактивный билет для выставки RED Apple, посетитель получает такой билет, запускает приложение на своем телефоне или на Ipad (если у него нет этой программы, на билете стоит QR-код со ссылкой на скачивание приложения). Запустив приложение, посетитель наводит свой девайс на билет и видит 3D-план c расписанием, и с помощью timeline может посмотреть кто, где и во сколько читает лекцию. Можно сказать, что технология дополненной реальности помогает совмещать реальный мир с виртуальным.

pd3

Если я правильно понимаю, то эту технологию можно использовать, только с помощью продукции Apple?

Нет, это можно сделать с помощью любых мобильных устройств. Более того, сейчас дополненная реальность начала обретать большую популярность: в 2013 году компания Google собирается выпустить очки дополненной реальности, они позволят воспринимать реальный мир с виртуальным дополнением. Дополненная реальность представляет собой виртуальные слои, которые могут предоставить информацию об объектах, подсказки и многое другое.

Мы развиваем еще одно перспективное направление – это дополненная реальность в образовании. Мы взяли стандартный учебник по астрономии, и сделали приложение. Вот обыкновенный учебник, купленный в магазине. Маркером здесь является определенная картинка. Мы наводим на нее Ipad и видим нашу солнечную систему, но анимированную, с движущимися планетами и информацией о них. Вот картинка планеты Земля, ее можно увеличить, уменьшить, крутить. Можно разобрать на части и собрать обратно, посмотрев из чего состоит Земля.

pd5

Ваша технология уже получила распростаранение в школах?

Ну, конкретно этот проект мы сделали за свой счет. Но в дальнейшем можно сделать, так чтобы любой учебник был визуализирован. Сейчас мы работаем над учебником физики, хотим визуально продемонстрировать, скажем, воздействие магнитных полей, наглядно показать то, что преподаватель пытается объяснить на пальцах. Через два месяца мы планируем завершить этот проект.

Не помешает ли это образовательному процессу?

Нет, наоборот, мы стараемся ему помочь. Доступ к этим анимированным картинкам будет сделан через тестирование. То есть ребенок, не прочитав нужный параграф, не сможет ответить на вопросы по этому предмету и, соответственно, не получит доступ к увлекательному миру 3D интерактива. Мы не просто создаем какой-то визуал, мы даем возможность показать процессы, которые трудно объяснить ребенку: магнитные поля, геометрия, все эти углы, наклоны.

Есть один европейский пример – в какой-то скандинавской стране решили весь процесс образования сделать интерактивным, ученики все предметы изучают с помощью компьютерных игр, через некоторое время был проведен анализ, так вот усваиваемость у детей выросла в 10 раз!

Расскажите, как вы попали в ЦСИ «Гараж»?

Компания Playdisplay уже какое-то время существует на рынке, про нас знают, и Гараж к нам обратился для того чтобы сделать интерактивный стенд – карту Парка Горького. Мы с ними долгое время обсуждали, как это можно красиво преподнести, и в итоге родился этот проект.

Вы работали с чертежами парка?

Да, карта была сделана по чертежам парка, взятым из архива. Мы моделировали ее по реальным документам. Кстати, наш проект в ЦСИ «Гараж» уникален тем, что здесь в роли маркера выступает гигантский стол размером 5 на 3 метра. Нигде в мире не было еще ни одного проекта с таким гигантским маркером.

pd4

Из каких специалистов состоит ваша команда?

Программисты, художники, аниматоры, дизайнеры, в этом смысле мы не сильно отличаемся от игровой индустрии. Дополненная реальность в какой-то степени тоже игра.

Как девайс реагирует на бумагу или иную поверхность, для этого нужно специальное приспособление?

Никаких приспособлений, это все стандартная бумага, здесь эта бумага является маркером, ключом. Есть технология QR-кодов. Но QR-код перенаправляет вас на определенный ресурс. Наша технология, в свою очередь, позволяет в реальном времени дополнять мир виртуальными объектами и взаимодействовать с ними.

Как же это возможно технологически?

Разработанная нами программа – своеобразное окно. То есть вы смотрите через девайс, как в реальном мире смотрели бы через бинокль. Но в этом мире есть определенные точки – маркеры (картинка, здание, кафе), поверх которых появляется какая-то дополнительная информация. Текстовая, видео, звуковая, анимированная. То есть она как ключик включается и дополняет ее.

А если мы видоизменим маркер? Картинку закрасим, например, технология не будет реагировать?

Да, скорее всего. Опять же, смотря насколько сильно, мы его видоизменим, если мы что-то нарисуем на приглашении, я не думаю, что она не будет работать. Скорее всего, будет, просто несколько хуже. У вас правильное понимание, картинка это ключик от замка, и, если мы поменяем ключ, он уже вряд ли его откроет. Здесь действует примерно такой же принцип.

pd6

Есть ли у вас конкуренты на этом рынке?

Да, в России есть похожие компании, но их не так много, порядка четырех-пяти. Но это новый рынок, он гигантский, и все компании имеют разную направленность – кто-то больше занимается рекламой, а кто-то образованием.

А если не секрет, сколько инвестиций потребовалось, чтобы запустить бизнес?

Мы сами выступили в качестве инвесторов, то есть все было сделано на свои деньги. У меня есть другой бизнес, и благодаря ему я могу развивать это перспективное направление. У моего партнера Андрея есть дизайн-студия, она также позволяет вкладывать какие-то средства. Но здесь в большей степени в качестве инвестиций важны не финансы, а компетенция. У Андрея компетенция именно в визуальных коммуникациях, он знает, как достичь нужного эффекта. Я отвечаю за коммерческую часть проекта: как можно применить наши разработки на практике.

Я не могу сказать, сколько точно было потрачено на этот проект, так как весь наш доход вновь вкладывается в развитие. Кроме того, некоторые наши проекты — некоммерческие, они создаются для обкатки новых технологий.

Есть и коммерческая составляющая, технология дополненной реальности на Западе, например, широко применяется в полиграфии и глянцевой журналистике. Ты видишь картинку, запускаешь приложение, и вот эта картинка погружает тебя в интерактивный мир.

pd6

Какую помощь вам оказывает бизнес-инкубатор МГУ?

Бизнес-инкубатор МГУ оказывает содействие в плане популяризации этого направления. Совместно мы пытаемся создать полезный и востребованный продукт. Естественно этот мы продукт делаем под брендом Playdisplay-МГУ, потому что, во-первых, нам так легче, ведь МГУ – это признанный бренд. Скажем так, это выгодно и нам, и Университету.

Скажите, допустим, я организовываю какое-то мероприятие, печатаю бумажное приглашение. Сколько времени необходимо на визуализацию?

Все зависит от того, что вы хотите визуализировать и как это должно выглядеть. Для того чтобы смоделировать площадку, на которой будет происходить мероприятие, может потребоваться от недели до месяца. На сегодняшний день, платформа по сути уже у нас есть, остается только создать контент. Но в любом случае сроки разумные.

Что по стоимости выгоднее для журналов и рекламодателей: видеобуклеты или технология дополненной реальности?

Это явления абсолютно разного порядка. Видеобуклеты нужны в большей степени для персонализации общения с потребителем, у тебя есть какая-то информация, и ты понимаешь на кого она расчитана. В то же время дополненная реальность более уникальна. За картинку в журнале не нужно доплачивать, достаточно поставить значок о том, что она интерактивна. Это практически не создает дополнительных затрат для рекламодателя, но эффект от интерактивной картинки в разы выше. Причем это не просто просмотр красивого изображения, человек может с ним напрямую взаимодействовать – перейти на страницу товара в интернете, поставить ему нравится/не нравится, в конце концов, купить то, что он только что увидел на картинке с помощью одного клика!

Сколько у вас стоят визитки?

Цены разные, зависят от тиража, если это небольшой тираж, то, наверное, получится недешево. Печатать большими тиражами выгоднее, но сейчас это могут себе позволить только известные компании. Визитка в среднем стоит от двадцати до пятидесяти долларов. Но, все равно это остается вполне доступным инструментом, для того чтобы впечатлить нужного человека.

pd8

Какими средствами рекламы вы пользуетесь?

Мы надеемся на сарафанное радио. Многие люди, которым мы демонстрируем нашу технологию, остаются в восторге – так как для большинства это выглядит чем-то нереальным.
В прошлом году Playdisplay был представлен на 14 выставках и мероприятиях, и это наша лучшая реклама.

Какие продукты вы представляете на этих выставках помимо того о чем мы уже говорили?

На Digital October мы демонстрировали наши возможности на КИНЕКТЕ, о котором я еще не рассказывал. Там мы модернизировали известную советскую игру «Ну погоди!»: человек стоял перед большим экраном и ловил яйца только жестами.

Не так давно мы презентовали проект для Сникерс, его суть заключается в том, что посетитель подходит к зеркалу и видит в нем видит белку, которая повторяет все его движения, этот интересный проект, сейчас находится в торговом центре МЕГА Белая Дача.

Отдельно хотелось бы отметить нашу работу для компании Renault — человек подходит к экрану и видит автомобили Renault, стилизованные под работы Леонардо Да Винчи. Но это отдельная история.

pd9

Автор Екатерина Артемьева.

В интервью принимала участие Анастасия Гусева.

Иллюстрация RinuLina.

Фотографии Альбины Абдулкаримовой и PlayDisplay.