bottom_carousel_thumb_facts

Текст Редактор | 12.11.2012

Кирилл Наумов, 24 года 

Предприниматель. Владелец арт-кофейни «Факты из жизни» 

Незаконченное высшее образование. Учился в Российском государственном социальном университете, факультет журналистики.

Пройти ступени карьерной лестницы от продавца в магазине игрушек до широко признанного в профессиональных кругах бизнес-тренера за два года – весьма солидно. Но герою нашего интервью этого было недостаточно. В дополнение к упомянутым достижениям он успел уйти в вольное плавание и состояться как бизнесмен. Кирилл Наумов поделился с корреспондентом HungryShark историей своего перехода из сообщества успешных бизнес-тренеров в касту предпринимателей.

facts2

Давай попробуем проследить, как развивалось твое желание уйти в предпринимательство?

Мысль быть предпринимателем выкристаллизовалась полтора года назад. Первой реакцией на повышение до бизнес-тренера была эйфория: от компании, должности, моего компенсационного пакета. Радовала невероятная отдача людей, для которых я проводил тренинг. Постепенно эти чувства сошли на нет. Когда ты много говоришь и эмоционально выкладываешься в течение рабочего дня, то дома тебе просто не хочется разговаривать. Так было и у меня. В общем, перегорел. Понял, что стою на одном месте, что пора двигаться дальше.

Последней каплей стало знакомство с финансовой отчетностью фирмы. Я попал в компанию в такой момент, когда бренд Apple, продукцию которого мы реализовывали, рос с космической скоростью — реальная прибыль на 67 % опережала корпоративные прогнозы. Только вот на рядовых сотрудниках это несильно отражалось. Этот факт  шел вразрез с моим желанием видеть непосредственную отдачу от своих усилий.

В этот момент моя девушка Оля предложила открыть какой-нибудь общепит. У Оли был опыт работы в общепите, а у меня – огромное желание открыть что-то свое.

Мы изменили свою жизнь кардинально, чтоб заниматься тем, что нам нравится.

-d0-ba-d0-b8-d1-80-d0-b8-d0-bb-d0-bb-d0-b8-d0-be-d0-bb-d1-8f

Как окружающие восприняли ваше решение?

Моя мама никогда не переживала так, как в этот раз. Когда я уходил из разных вузов, это доставляло ей меньше волнений. Еще бы: ее сын, достигший весьма ощутимых для своего возраста высот, работающий в крупной, надежной, успешной компании, замораживает свою карьеру и шагает в неизвестность.

В общем, по реакции близких было понятно, что теперь у нас нет никакого морального права на ошибку: в нас поверили, но кредит доверия не допускает неудач.

Охарактеризуй вкратце, как складывалась твоя работа в компании?

Бизнес-тренер — профессия не сложная, ее азы я постиг за первые полгода.

Бизнес-тренер — профессия не сложная, ее азы я постиг за первые полгода. Самым частым в моей практике был тренинг по продажам. Если зал был живой, то тренинг превращался, в своего рода стендап-шоу. Если люди, пришедшие на тренинг, не все запоминали, то, как минимум они уходили вдохновленные и в прекрасном настроении. За два года я провел 300 тренингов, 70 % из которых были на выезде. Я никогда столько не путешествовал, никогда столько времени не говорил.

Как ты изменился с момента освобождения от офисной жизни?

В моей сегодняшней жизни слово «Нет» мне могут говорить только чиновники. Если подчиняться, то подчиняться только самому себе.

В офисе я был очень гибким. Я убежал от этого, чтоб сохранить частичку юношеского максимализма: «Если я не хочу что-то делать – я не буду это делать». В моей сегодняшней жизни слово «Нет» мне могут говорить только чиновники. Если подчиняться, то подчиняться только самому себе. Если у меня ничего не получится, я все равно с гордостью смогу сказать, что в жизни у меня был период, когда я никому не подчинялся и при  этом зарабатывал деньги. Я жалею только о том, что не стал предпринимателем раньше.

Как изменилось твое восприятие времени с тех пор, как ты стал предпринимателем?

Если раньше я измерял время 8-ю часами (примерно столько обычно длился однодневный тренинг), то сейчас время превратилось в вязкую, но очень быстро исчезающую материю: капает срок аренды, набегают проценты на возвращение кредита.

Раньше каждый день был рутинным: 8.30 утра подъем, в 10 ты на работе, в 7 вечера работа заканчивается и можно возвращаться к жизни. С момента нашего переезда во Владимир план действий мы составляем себе сами. Залог успеха — самодисциплина.

Какой момент тебе лучше всего запомнился за период существования кофейни?

Во время недели Испании мы расставили свечи и пригласили музыкантов. Получился бесподобный вечер с живым аккомпанементом испанской гитары. Ребята играли, посетители слушали, я смотрел за происходящим. И тут в моей голове промелькнула мысль: «Это место принадлежит нам». Удивительные ощущения.

Буквально на днях читал интервью известного ресторатора Аркадия Новикова по случаю открытия им ресторана «Novikoff» в Лондоне. В день открытия Аркадий наблюдал за атмосферой своего детища: все столики были заняты, играл русский аккордеон. И здесь он подумал, как прекрасно то, что он создал.

Я читал интервью и размышлял: «Аркадий-Аркадий, а я уже испытал это чувство на первом проекте».

С чем ты связываешь свое будущее?

До 30 лет хочется сделать много-много интересных коммерческих проектов, а потом посвятить себя режиссуре. Это моя давняя мечта.

До 30 лет хочется сделать много-много интересных коммерческих проектов, а потом посвятить себя режиссуре. Это моя давняя мечта. Великий корейский режиссер Ким Ки Дук увидел телевизор и бегающие в нем картинки в 33 года. То есть на этом направлении у меня все еще впереди.

Наша кофейня получилась очень душевной. Франшизу из нее сделать не получится. Однако мы не зря сделали ООО, а не ИП. «Факты из жизни» — это первая бизнес-инициатива, точка отсчета для создания чего-то более масштабного, менее родного и близкого сердцу, но более прибыльного. Моя жажда делать новые проекты – свидетельство того, что выбор был сделан правильно.

Какую бизнес-литературу ты бы посоветовал держать под рукой?

Стоит иметь на книжной полке  книги Олега Тинькова «Я такой как все» и Тома Питерса «Вау!» Особенно они полезны тем, кому не хватает пинка.

А поток идеалистического сознания Говарда Шульца («Полный вперед! Как Говард Шульц вернул Starbucks душу» — Прим.авт.) я бы порекомендовал исключить из домашней библиотеки. Единственная дельная мысль – обращать внимание на запахи.

-d0-b8-d0-bd-d1-82-d0-b5-d1-80-d1-8c-d0-b5-d1-801

Что стоит учитывать людям, желающим войти со своим проектом в кофейный бизнес?

Если вы хотите спать крепко – не надо становиться предпринимателями. Я уверен, что большая часть предпринимателей спят плохо. Особенно по началу, когда поступает информация об относительно невысоких финансовых результатах прошедшего дня. Сразу посещают мысли об общем неуспехе дела, о  его обреченности, в сознании вырисовываются катастрофические сценарии наступления его конца.

С другой стороны, нет ничего приятнее, чем работать в том месте, которое ты создал для себя сам. Сидеть на стуле, который сам собирал, есть еду, которую приготовил твой первоклассный шеф-повар, общаться с коллегами, которых принимал на работу. Свое дело — это победа.

Почему из всех возможных форматов общепита ты выбрал кофейню?

Кофейня – самый лучший вариант для начала бизнеса: по стоимости необходимого оборудования и быстроте отдачи от инвестиций.

Во многом под влиянием американской культуры кофепития и московских кофейных сетей  – Starbucks’а и Кофеина. Кофейня – самый лучший вариант для начала бизнеса: по стоимости необходимого оборудования и быстроте отдачи от инвестиций.

Существует целая гипотеза о четырех самых быстро окупаемых  товарах: это оружие, наркотики, нефть и кофе. Многие даже не представляют, сколько составляет себестоимость одной чашки кофе.

Из чего состояла подготовка к переходу на предпринимательские рельсы?

В течение двух месяцев мы с моей девушкой Олей занимались поиском оборудования, наработкой «фишек» и получением кредита. Каждый день после работы в течение полутора месяцев мы ходили по банкам. Как только мы взяли кредит – подготовительный этап завершился. На следующий день я уволился.

Каким должен быть кредит на открытие кофейни?

Для начала своего дела во Владимире нужен кредит в полтора миллиона рублей. Мы взяли кредит на 5 лет, под 26 процентов. Пока справляемся.

Чем вы руководствовались при выборе города для начала бизнеса?

Мы ориентировались на региональные столицы Центральной России — масштабные, успешные, обеспеченные города: Владимир, Калуга и Белгород. В данном случае решающую роль сыграл личный фактор — мы сами из Владимирской области, то есть здесь были хотя бы малейшие зацепки. Конечно, я не был во Владимире лет пять, но в 2005 году я жил здесь восемь месяцев.

-d0-b8-d0-bd-d1-82-d0-b5-d1-80-d1-8c-d0-b5-d1-803

Что входит в минимальный набор оборудования для открытия кофейни?

Холодильник, электрическая плита, конвектомат (жарочный шкаф, который циркулирует воздух по кругу), микроволновка, фритюр и, главное, кофемашина. Мы везли все из Москвы. Хотя с тем же успехом все оборудование можно найти  и в регионах. Большая часть оборудования итальянского производства, но есть и отечественные экземпляры.

Какие этапы ты бы выделил в процессе основания собственной кофейни?

Регистрация юридического лица, поиск помещения для аренды, подбор строителей, ремонт и дизайн вашего пространства (выбор цветов, планировки и  стилистических находок) – коробка готова. Теперь дело за «начинкой». По четвергам мы устраиваем показы фильмов, в течение недели служим площадкой для лекций и проведения бесплатных мастер-классов. Из элементов интерактивного антуража у нас есть настольные игры,  моя личная коллекция журнала «Esquire» за 4 года, стеллажи с книгами, участвующими в проекте буккроссинга. Но самая любимая находка – это наши расписные стены, на которых есть элементы образов ангела, черта, Чарли Чаплина и изобретателя. Они расположены таким образом, чтоб наша аудитория не просто фотографировалась в интерьере кофейни, а включалась в творческий процесс, перевоплощалась и экспериментировала.

Какие тонкости существуют в упомянутых тобой действиях?

В качестве критериев выбора места лучше закладывать положение на самой оживленной улице, на первой линии и общую площадь около 150 квадратных метров.

Выбор цветовых схем для оформления помещения удобно делать путем просмотра картинок интерьеров. Именно таким образом мы нашли свою палитру: баклажановый и фисташковый цвета. По Фрейду, эти краски любят сумасшедшие, но предрассудки дядюшки Зигмунда нас не остановили.

Когда возник вопрос найма строителей, мы попробовали сотрудничать с проверенными строительными компаниями. Но запрашиваемый нами объем работ казался им слишком мелким. Пришлось переключиться на частников. Неудовлетворенность их работой привела к переориентации на ремонт собственными силами. В итоге, кроме особо сложных в техническом плане видов работ (замена труб, подключение электричества, налаживание канализации) мы все сделали сами: поставили гипсокартон, отшпаклевали, покрасили, поменяли плитку. Мне открылся мир шуруповертов и саморезов. Я был в шоке, как далеко зашла техника.

Что является залогом успеха в общепите?

Однозначно, это шеф-повар. Как бы вы прекрасно не готовили – вы любитель. Профессиональный повар должен разбираться в технологических картах, уметь высчитывать массу нетто и брутто. Владелец и управляющий тоже должны чуть-чуть в этом соображать, но их крохи знаний не идут ни в какое сравнение с тем мастерством, которым обладает шеф-повар.

Наш повар 22-летняя москвичка, переехавшая во Владимир полгода назад. Мы нашли ее через кадровое агентство. Ключевое требование, которое мы выдвинули, —  это отсутствие предыдущего опыта работы в качестве шеф-повара и высокая мотивация занять эту должность.

Наш повар проходила двухступенчатый отбор: один день на собеседование, другой – на практическое задание. Мы попросили кандидата приготовить нам салат – любой, на собственное усмотрение. Салат получился таким вкусным, что сегодня в меню он числится под названием «Факты из жизни», то есть он сразу стал фирменным. Его жемчужина — легкий, изящный, пикантный освежающий соус.

Чем вы руководствовались при разработке меню?

Мы старались взять традиционные блюда, общеизвестные лидеры продаж – например, салат «Цезарь». Есть блюда, которые попали в меню благодаря нашим личным симпатиям – например, мидии в пармезане, которые я очень люблю. Из промахов я бы назвал салат «Капрезе» и пироги – эти позиции меню оказались абсолютно не интересны местным жителям.

Какие еще ошибки проявились со временем?

Самая любимая, самая обсуждаемая оплошность – это стоимость грейпфрутового фреша в первой редакции меню. Изготовление этого напитка — довольно трудоемкий процесс, который сначала мы оценили неадекватно.

-d0-b8-d0-bd-d1-82-d0-b5-d1-80-d1-8c-d0-b5-d1-802

Как складывалась ценовая политика вашей кофейни?

Стандартный коэффициент в общепите составляет 3,5 раза. Такая наценка соответствует занимаемой нами нише – не пивная и не забегаловка.

Понимаете, кофейня – это не кафе. Кафе – это недоделанный ресторан. Кофейня – это недоделанное кафе. Кофейня, кафе и ресторан – три разных сегмента общепита. Нельзя кофейню сравнивать с кафе, надо кофейню сравнивать с кофейней.

Мы заходили во владимирские заведения общепита, смотрели самые распространенные блюда и напитки. То есть я с уверенностью могу сказать, что для центральной части Владимира в рамках выбранной ниши наши цены вполне демократичны.

Что пользуется спросом у ваших посетителей?

Самые популярные у нас в кофейне, как и по России в целом, — салат «Цезарь», латте, чизкейк, штрудель и карбонара.

Что составляет основу вашего дохода?

70 % выручки приносит кухня, остальное — бар. Мы хотим сделать 60 на 40 за счет включения в меню алкогольных коктейлей.

Самая высокая маржа заложена именно на кофе. Самая маленькая – на бизнес-ланчи. Согласитесь, создание вкусного, красивого и недорогого бизнес-ланч требует определенной сноровки и мастерства. Более того, еженедельно мы выбираем новую страну, в рамках национальной кухни которой мы выстраиваем бизнес-ланчи.

Каким ты видишь будущее вашей кофейни?

Через год «Факты из жизни» — это пример успешного социального и коммерческого проекта, место, где людей объединяет творчество. В ближайшее время мы  хотим выйти на оборот в 600 тысяч рублей в месяц. То, что мы имеем возможность окупаться уже на третьем месяце существования, – отличное подтверждение грамотного старта.

План развития кофейни включает увеличение количества посадочных мест (с 40 до 70) и получение лицензии на продажу алкоголя: как правило, расширение барной карты за счет коктейлей сильно сказывается на доходности всего заведения.

Что стоит учитывать людям, желающим войти со своим проектом в кофейный бизнес?

Универсального рецепта нет, но из практических замечаний важно:

— заранее узнавать  у арендодателя, на какую мощность помещения стоит рассчитывать;

— как можно раньше начинать прорабатывать вопрос получения разрешения на размещение вывески;

— быть готовым, что самой большой проблемой станет набор персонала для вашего общепита;

— не стесняться делать заготовки для уменьшения времени выполнения заказа;

— подобрать управляющего, желательно из «аборигенов», чтобы его хорошо знали в городе;

— не ориентироваться на погоду, дни недели и времена года. Люди могут прийти и не прийти в любой момент. Из собственных наблюдений: суббота и воскресенье летом обычно подкачивают, но более мертвого дня, чем понедельник, точно не найти.

Комментарии 1

Добавить комментарий

  1. Этот «СѓСЃРїРµС€РЅС‹Р№» стартап уже давно закрылся так Рё РЅРµ обзаведшись вывеской, большого смысла следовать этим советам точно нет))))