Текст Мария Кузнецова | 12.12.2012

Социальные сети давно уже являются популярными площадками для рекламы и эффективного продвижения товаров и, как следствие, отличной базой для реализации новых в этой области идей. HungryShark побеседовал с Юрием Михальченко, руководителем проекта BuyByLike и арт-директором SmartHeart Agency, – о том, чем заняться, пока в России не востребован брендинг, что в себя включает айдентика, и как построить бизнес, используя мнения друзей о разных продуктах.

Концепция

Фишка в том, что люди здесь не платят денег, — они, по сути, делают рекламу этому товару или услуге, а за это получают скидки.

BuyByLike (далее BBL) – это сайт, который позволяет любому человеку за лайк в социальной сети получить какой-нибудь приятный бонус или скидку на товар или услугу. Фишка в том, что люди здесь не платят денег, — они, по сути, делают рекламу этому товару или услуге, а за это получают скидки. Получается такой взаимовыгодный обмен бизнеса и его клиентов.

Предположим, ты что-то продаешь, что-то созданное своими руками. Продаешь в своем маленьком магазинчике. Как ты будешь продвигать свой продукт? У тебя есть несколько основных, крупных каналов: можешь запустить рекламу в оффлайне, — но это только при наличии достаточной суммы, причем лишней. Как правило, на этом этапе данная возможность отсутствует, да и вообще такая деятельность – это стрельба по воробьям, так как это реклама не таргетированная, т.е. не нацеленная на определенную категорию потребителей. Переходим из оффлайна в онлайн. В онлайне есть возможность продвигать себя в поисковых системах, но это, как правило, длительный процесс. Для того чтобы выйти в топ крупных поисковиков, тебе необходимо несколько месяцев усердной работы. Да и то не факт, если конкуренция на рынке высокая. Более эффективным является третий способ – SMM (Social Media Marketing). Ты создаешь группу в социальной сети, рекламируешь свой товар, начинаешь о нем рассказывать, делать какие-то акции, и в принципе это начинает работать. Это неплохой канал, но со своими недостатками. Если ты будешь обращаться в какие-то SMM-агентства, то там может появиться проблема ботов.

Четвертый способ – купонаторы. Купонаторы – нашумевший способ очень быстро и за сравнительно небольшую сумму рассказать о себе, это его неоспоримый плюс. Но, с другой стороны, есть несколько минусов: невыгодные условия сотрудничества и со временем сложившаяся плохая слава купонаторов.

Наш проект совмещает два тренда – это social-media агентство и купонатор в одном флаконе.

Наш проект совмещает два тренда – это social-media агентство и купонатор в одном флаконе; мы сохранили механику – люди получают купоны за лайки, приходят с ними в компанию и получают скидки, но дополнительно создали сайт, который позволяет все эти акции, товары и услуги рекламировать в социальных сетях – social-media инструмент, инструмент продвижения. По сути, совместили эти две направленности, получив в итоге уникальный продукт, которого на рынке ранее не было.

Идея

Идея спонтанно возникла примерно год назад – до этого не существовало ни аналогов, ни чего-то похожего. Даже чуть больше, чем год, — где-то в сентябре 2011. Появилась она у нашего теперь уже партнера, а до этого  просто знакомого Тимофея Сорокина. Первое время мы лишь думали, что это необычно и прикольно, но делать пока ничего не делали, так как были заняты другими проектами.

То есть BBL – это не основная ваша деятельность?

Нужно начать с того, что мы – это агентство дизайна и коммуникаций. Брендинг, дизайн, реклама и веб – вот четыре основных направления нашей деятельности. Мы создаем как коммерческие проекты, причем стараемся работать над комплексными и интересными, так и параллельно собственные, некоммерческие, поскольку не всегда под наше видение и опыт можно найти клиентов. У нас проевропейская направленность, и мы, погрузившись в рынок, поняли, что в России, по большому счету, не так востребован брендинг, так как у нас слабо развита конкуренция. Поэтому периодически сами для себя что-то делаем, чтобы применить свои навыки. В прошлом году, например, мы делали крупный проект – ребрендинг полиции, newpolice.ru, возможно, вы слышали о нем, в паре фраз опишу его суть.

Благодаря реформе поменялось название с милиции на полицию, а визуально все осталось практически прежним. Да, что-то произошло, например, с формой, но в глазах обывателя, того, кто не знаком с предметом, ничего не изменилось. Мы предложили совершенно новый концепт, придумали всему этому айдентику и заявили, что сделали ребрендинг, а  затем эту новость разослали по всем возможным каналам. И сработало. Первое время, правда, достаточно беспокойно сидели на своих местах, так как вся деятельность была не совсем легальной. Но обошлось, нас даже пригласили в Общественную палату, результат признали, все сказали, что это круто.

itlfh2fa7s8

Проект прогремел и имел широкий социальный отклик, в основном в интернете, официальные СМИ об этом почти ничего не сказали. Зато было даже несколько упоминаний в западных СМИ, достаточно известных, например, Brand You.

Самое главное, что было получено от всей этой истории, – это неплохой пиар.

После стало понятно, что нужно создавать что-то совсем свое – проект, в котором мы не будем ни от кого зависеть, а будем устанавливать свои правила. Придумаем какой-то сервис, сделаем его с учетом наших пожеланий и будем зарабатывать с его помощью деньги.

Так совпало, что им оказался BBL.

Существует еще такой сервис PayByLike. В чем его отличия от BBL?

Это просто домен, который был зарегистрирован для BBL, здесь нет никаких отличий. Это стандартная практика: при осуществлении каких-то проектов регистрируется несколько доменов, созвучных по названию или похожих по теме. Это один и тот же проект.

Старт

Сервис мы начали активно разрабатывать в начале января 2012 года. До этого существовала лишь концепция, которая обсуждалась. Команда начала достаточно последовательно работать над всем, начиная со стиля, с логотипа, фирменных цветов – айдентики; до этого был нейминг – придумывали название, которое, кстати, на удивление легко появилось. Зарегистрировали домен. А после занялись уже разработкой сайта, для чего взяли отдельного специалиста. На все про все у нас ушло порядка четырех месяцев. И в августе этого года мы стартовали, сначала в режиме инвайтов. Мы хотели попробовать механизм, когда просто так в сервис войти нельзя, а можно попасть только по рекомендации друга. Честно говоря, эта тема не имела особого успеха, поскольку для него нужна хорошая рекламная кампания, а большими бюджетами мы не располагали, поэтому людей привлекали своими силами, через свои агентства, каналы. Проработав несколько месяцев в закрытом инвайтовом режиме, 1 октября мы стартовали в открытом доступе. Успехи очень неплохие: за полтора-два месяца было собрано, по последним данным, 42 акции, которые размещены на сервисе, и порядка 2000 подписчиков по Москве. Так же развиваем наш проект в Красноярске, так как у нас там есть свои люди, но в основном, да, это Москва. В ближайшее время планируем сделать несколько собственных акций и конкурсов для того, чтобы, как минимум, рассказать широкой массе людей о том, как мы работаем, плюс ещё и что-нибудь интересное им подарить.

Отличия

Товар или услуга – это совершенно не важно. Классические купонаторы могут предложить вам как подстричься со скидкой, так и выгодно купить планшет или любой другой гаджет. Принципиальной черты между товарами и услугами не проводится, но у нас есть идейная направленность, которую в конечном счете мы хотим усилить, — это ориентация на полезные продукты, экологичные, продукты для здоровья. Сейчас, например, мы ведем переговоры с производителями питательных батончиков. Это сколковский проект, сделанный с использованием качественных ингредиентов, классно оформленный, в тренде. Также мы планируем сотрудничать с дизайн-заводом Flacon, собираемся провести ряд акций с компаниями, представленными непосредственно здесь. Будем работать в хипстерском направлении. Такого рода деятельность нам действительно интересна.

Еще одно принципиальное отличие заключается в следующем: к купонаторам сложилось негативное отношение: там только треш, 80% левых товаров, надуривают и тому подобное. И аудитория, соответственно, — это любители больших скидок, те, кто хотят что-то получить бесплатно. От этого всего мы хотим уйти и в этом видим уникальность. У нас не очень большие скидки: стараемся делать их реальными, 20-50%, а не так, как это обычно бывает: завысить цену в несколько раз, чтобы потом сделать скидку в 90%. Отчасти  поэтому и формируется такое отношение к подобным сервисам.

Ещё сейчас возникла мода организовывать конкурсы в различных социальных сетях, эта тема активно используется, думаю, не раз сталкивались: поставь лайк группе и получи что-то взамен. Это используют в том числе и крупные бренды, но, на самом деле, все это делают не очень легально, поскольку, например, в условиях Фейсбука сказано, что нельзя использовать их лайк для проведения подобных конкурсов. Мы же в этой ситуации – очень удобный сервис, который позволяет делать то же самое, но за счет того, что мы сторонний сервис, у нас своя кнопка «лайк», этот момент огибается. Получается, что такие конкурсы – тоже наш формат.

Рабочий процесс

Схема очень простая: компании нужен поток новых клиентов, и/или они хотят представить новый продукт, а может старый в измененной версии,  и прорекламировать его. В этом случае BBL для них становится идеальным сервисом – они приходят, вносят свои предложения, размещаются на сервере,  – для этого нас есть несколько тарифов. Затем мы обсуждаем детали акции и запускаем ее. Далее уже пользователи могут пользоваться предложениями: получать скидки либо даже товар бесплатно.

Сами для себя мы сделали акцию «Получи шоколадку за лайк», и она вышла очень успешной. Любой  мог поставить лайк и за это угоститься шоколадкой, что и следует из названия. В итоге 100 или 120 шоколадок ушли буквально за пару часов, а нами было получено 100 с лишним перепостов. Каждый сделанный перепост увидит большое количество друзей человека.

А выгоды как-то варьируются от количества друзей? 

В будущем мы хотим ввести еще один принцип, на данный момент его пока нет, так как мы только недавно запустились: сама компания будет вправе задавать динамическую скидку: если у тебя 50 друзей – ты можешь получить 10%, если 100 – 20% и так далее.

BBL занимается большая команда?

На текущий момент у нас пятеро постоянных членов и ещё двое бизнес-ангелов, которые с нами сотрудничают. Прошло уже два этапа вливания частных инвестиций в наш проект. Все пошло на продвижение, на пиар и т.д.

Как вы обеспечиваете безопасность?

Мы представляем малый интерес для ботов. Те компании, которые приходят к нам платят не за лайки, а за определенный вариант размещения. Они платят абонентскую плату за, скажем, месячное размещение.

Получаете ли обратную связь?

На сайте у нас есть такой фидбэк, инструмент, при помощи которого пользователи могут либо что-то порекомендовать для сервиса, сделать свои предложения, кстати, иногда бывают очень интересные идеи, либо высказаться по поводу акции. Пока, скажем так, сервис просто работает. Ставятся лайки, перепосты и какие-то комментарии приходят. В основном позитивные.

Планы развития

У нас есть большая идея, по следам которой мы идем и думаем, как ее можно реализовать. Она отталкивается от штуки, которая называется рекомендацией. По сути лайк – это рекомендация: я рекомендую тебе что-то. На рынке существует такая проблема, а в Москве это особенно остро чувствуется, — очень много непонятных товаров и услуг, которыми рынок буквально пресыщен. Если тебе нужен парикмахер или консультация юриста, ты в первую очередь спросишь кого-то из своих друзей, кто в этом компетентен. Он или она тебе советует место, с которым знаком/знакома, или говорит, куда не стоит идти по разным причинам. То есть первое, что мы обычно делаем – это обращаемся за рекомендацией друзей. Таким образом происходит отсев некачественных товаров и услуг и наоборот. И вот этот социальный эффект может распространяться на весь рынок. По сути, за счет рекомендаций мы можем реально качественные товары и услуги выдвигать вперед и задвигать некачественные. Сейчас работаем как раз над тем, как придумать такую механику, которая позволила бы эффективно реализовать нашу идею.

То есть использовать сарафанное радио?

Сарафанное радио – это уже инструмент продвижения. В наших планах использование элементов социальной оценки: за счет массового социального эффекта рекомендации мы получим разграничение хорошего и плохого. Была такая программа «Впрок», там были эксперты, которые измеряли качество товара – хорошая, например, колбаса или плохая. Эти программы актуальны, люди их смотрят, но есть вероятность необъективного измерения качества, того, что производители могут приплатить за нужный результат. А мы будем стараться максимально отделиться от этого.

Неужели с вашей стороны все будет происходить чисто из интереса? Как планируете получать прибыль?

У нас есть несколько идей, как все это можно монетизировать, но пока мы их держим в секрете. Возможно, это будет новый ресурс. Очень простой и понятный. Это основа любого нашего продукта: не стоит ничего усложнять. Есть товар или услуга, есть за или против.

Контроль за качеством услуг.

Как минимум, мы не размещаем на своем сервере те услуги, которые ты друзьям не порекомендуешь. Это главный критерий. А вообще у нас существуют некие негласные правила, по которым мы размещаем свои акции. Логика очень простая: мы не размещаем у себя ничего такого, чего бы ты ни стал потом постить у себя в ленте.

Бизнес-Инкубатор МГУ

За все время сотрудничества, а это несколько месяцев, мы достаточно многого уже достигли. Проблема заключается в том, что наше агентство сейчас распределено: есть часть людей, работающих в Москве, часть – в Красноярске. Вообще, как правило, к проектам мы обычно подключаем множество специалистов, из разных городов, в том числе даже из Европы, потому что не хотим останавливаться на одном продукте. Нужен иллюстратор, нужна определенная стилистика – мы находим этого человека. Нужен человек, занимающийся арт-объектами, – находим и его и делаем проект в рамках некой концепции. Поэтому у нас небольшой штат, распределенный по разным городам. Естественно, это вносит определенную сложность. Если есть какое-то единое задание, в нашем случае это BBL, то необходима команда, работающая с тобой и поддерживающая тебя. Для нас такой командой стал Бизнес-Инкубатор. Я как руководитель проекта ощутил помощь с контактами, пиаром, продвижением, поиском. Появилась позитивная динамика, по каждому проекту мы составили KPI, до конца декабря у нас есть список определенных задач, которые мы должны решить. Ведется очень активная, но вместе с тем и сознательная деятельность по проекту.

Бизнес-инкубатору, по моим ощущениям, удалось совместить опытную составляющую, скажем, системность, как у взрослых людей, но при этом и динамичность, драйв молодых. Я сначала представлял, что либо будут старые дядьки, которые станут на тебя строго смотреть, критиковать, и в общем-то все, либо молодняк, который не сильно-то разбирается во всех этих процессах, в том, как строится бизнес и т.д. А им все удалось: есть люди с опытом, причем достаточно молодые, которые реально что-то хотят делать. И это очень сильно воодушевляет.

Фотография Смирновой Екатерины