bottom_carousel_thumb_transit_1__1_

Текст Юлия Мичри | 14.12.2012

В последние годы особое внимание эксперты-экономисты уделяли Китаю. Его темпы роста и перспективы дальнейшего развития подняли страну на второе место в мире по сумме привлеченных зарубежных инвестиций. Почему иностранные компании массово стремятся открыть свои представительства в Поднебесной? Дмитрий Портнягин, основатель Transit Group ltd., рассказал HungryShark, как ему удалось покорить Китай и  создать передовую компанию на рынке транспортных услуг.

Как вы впервые «познакомились» с Китаем, чем вас привлекла страна?

Я родом из Амурской области, после окончания Тындинской гимназии я переехал в Благовещенск, где поступил и окончил Московскую академию предпринимательства. Способности к ведению бизнеса у меня начали развиваться с детства, в отличие от моих сверстников, я очень рано начал понимать специфику бизнеса в целом. Благовещенск — это город, который находится на границе с Китаем.

Приграничный город Хэйхэ находится буквально в 150 метрах через реку Амур. Вид из окна нашей квартиры открывался прямо на Китай, и мне невозможно было не думать об этой стране. Я не знаю ни одного благовещенца, который  не посетил бы Китай меньше десятка раз, многие уже берут за правило каждый месяц съездить передохнуть в «маленькую Поднебесную» со своей культурой, традициями, специфической кухней и дешевой одеждой. Кстати, это один из способов просто расслабиться и отдохнуть от повседневной суеты и одних и тех же лиц. Я оказался одним из этой большой массы людей, кому Китай пришелся по душе.

Почему именно в Китае вы решили заняться бизнесом? Что подтолкнуло Вас к созданию своей транспортной компании?

Не многие решаются ехать дальше в «глубину» Китая.

В Хэйхэ достаточно много, а точнее почти все китайские жители разговаривают на русском языке, иначе просто не выжить в городе, который только и живет туристическим бизнесом, а безвизовый режим только способствует развитию отношений с Благовещенском. Не многие решаются ехать дальше в «глубину» Китая потому, что там уже не так тепло встречают наших сограждан, русский язык услышать практически невозможно. Я ездил в Хэйхэ и часто видел, как большие партии различных товаров идут в сторону российской таможни, в связи с этим у меня возникали вопросы, откуда же все это берется, кто все эти товары производит и как они поступают в Россию?

На тот момент у меня не было финансовой возможности сделать себе самостоятельно визу, купить билеты на поезд или самолет, чтобы отправится в Китай, да и не было большой уверенности, что это мне принесет какую-либо прибыль. Выход был найден тогда, когда я устроился в туристическую фирму на должность внештатного гида (руководителя) туристических групп в Китай. Я не знал китайский язык, но, благодаря моим организаторским способностям и умению общаться, все проходило очень гладко. Город за городом я начал посещать Китай постоянно. Ответственность за группы туристов в 30-40 человек мне не давала расслабиться ни на минуту, они хотели «всё», а моей работой было им это «всё» предоставить.

Поездка в Китай у туристов не обходится без глобального шоппинга, следовательно, у меня появилась возможность попасть на бесконечные китайские рынки с сотнями тысяч наименований товаров и ценовых категорий. Именно в тот момент, я с уверенностью понял, чего хочет российский покупатель, и что может предложить китайский продавец. После каждой поездки я привозил товары под заказ и дополнительно зарабатывал на этом, но со временем объемы потребностей клиентов стали увеличиваться и передо мной возникла новая проблема, под названием «таможня».

-d1-84-d0-be-d1-82-d0-be1 (1)

С чем вы столкнулись на первом этапе своей работы?

Шесть лет назад я основал собственную компанию под названием «Транзит плюс». Я пошел по самому сложному пути, начал разбираться в этом вопросе самостоятельно. В тот момент я мог обратиться в любую транспортную компанию, и она бы решила все мои вопросы, но я решил все взвалить на себя и попробовать изучить самостоятельно, как оформляются товары, какие нужны документы с китайской стороны и что нужно оформить в России при импорте иностранных товаров. Я дал объявление и нашел своего первого помощника, декларанта с 20-летним опытом работы с таможенными документами. Я проходил все трудности уже непосредственно на практике: ехал в Китай, загружал машину товаром и быстро возвращался назад, чтобы ее встретить и подать все необходимые документы.

Без сложностей и проблем на таможне не обошлось – это, наверное, было самое сложное время, когда ты один и перед тобой куча бумаг, которые нужно собрать в один пакет и подать в отдел оформления. Конечно, со временем, появлялись люди, которые помогали ускорить все эти процессы, и становилось легче работать. Я продолжал уже самостоятельно летать в Китай и находил партнеров, поставщиков и производителей по запросам своих клиентов. Многие сделки срывались, так как найти товар по оптимальной цене было тоже сложно, объемы были не такие большие, чтобы получать «дисконты» у поставщиков.

Преимуществом работы со мной было то, что я работал честно и любые издержки или трудности брал на себя, именно поэтому я получил статус профессионала в глазах клиентов и меня начали рекомендовать. На тот момент я понял, как важна транспортная логистика в международных отношениях Китая и России. Через два года я уже без всяких проблем справлялся с ввозом различных видов и объемов товаров.

Повлиял ли мировой финансовый кризис на вашу компанию?

Кризис в 2009 г. мощно ударил по экономике и России, и Китая, и по моей компании в том числе, но нам удалось продержаться и это укрепило нас еще больше. Транспорт был налажен, но я столкнулся с новой проблемой — мои партнеры в Китае часто стали подводить. Товары приходили плохого качества, сроки затягивались, цены постоянно увеличивались, и мне не оставалось ничего другого, как переместить всю «базу» в Китай. Теперь я живу в Китае, являюсь владельцем по меньшей мере десятка компаний. Штат сотрудников в компании составляет около 50 человек, а оборот превышает 3 млн. долларов в месяц.

Какие вы можете выделить преимущества и недостатки ведения бизнеса в Китае?

Многие просто не видят возможностей этой великой страны.

Преимущество – это, конечно, юридический контроль контрактов непосредственно в одной стране с поставщиком. Доступ к огромному количеству информации, технологий и готовым товарам. Регулярное посещение отраслевых выставок дает нам возможность быть в курсе всех новинок на китайском производственном рынке. Также спокойная и благоприятная экономическая ситуация в стране. Много плюсов, просто вопрос в том, как всем этим правильно пользоваться. Многие просто не видят возможностей этой великой страны.

На мой взгляд, недостатки проживания и ведения бизнеса в Китае для всех разные. Почему я говорю про проживание, потому что это является неотъемлемой частью работы в Китае. Кому-то из иностранцев психологически сложно проживать в Китае, постоянно мучает информационный и гастрономический «голод». Для меня, как для работодателя проблема конечно со специализированными и адекватными кадрами, высокие заработные платы (от 2000$ в месяц) иногда очень подкашивают финансовую ситуацию в компании во время не сезонности или затяжных праздников. Сложно найти людей, которые одновременно могли бы и владеть китайским, выучившись на лингвистов или китаеведов, а также  уметь общаться с клиентами и продавать товар или услугу. Это для меня, конечно, самая большая сложность.

 Чего нужно опасаться при сотрудничестве с Китаем?

Мошенничество и мелкое жульничество в Китае развивается прямо пропорционально развитию китайского рынка.

Там, где крутятся большие деньги и глубокий интерес иностранцев, конечно процветает самая древнейшая профессия человечества — мошенничество. Думаю, что сейчас уже ни для кого не секрет, что мошенничество и мелкое жульничество в Китае развивается прямо пропорционально развитию китайского рынка. Сейчас достаточно опасно налаживать бизнес с Китаем самостоятельно, для этого мы и существуем. Если клиент выбирает партнера в лице нашей компании, то он может быть на 100% уверен в сохранности денежных потоков, беспроблемных поставок товаров нужного качества и полной конфиденциальности информации.

Хочу заметить, что нужно опасаться незнания специфических особенностей ведения бизнеса в Китае — для начала нужно получить большое количество теории, а потом уже начинать какие-либо движения в сторону китайского рынка товаров. Начиная от переговоров и способов оплаты, и заканчивая разными юридическими и таможенными тонкостями.

Какой регион Китая, по вашему мнению, наиболее привлекателен для ведения бизнеса?

Вопрос достаточно обширный, для начала нужно понять в какой сфере бизнеса вы хотите начать работу. Каждый регион (провинция) в Китае благоприятен по-своему. Например, провинция Гуандун — это промышленный центр Китая, центр производства всех товаров народного потребления, строительных материалов и различной электроники. Гонконг — это финансовый центр Азии, там процветает банковское дело и консалтинговые услуги в сфере финансов. Шанхай — это бизнес-центр Китая, центр всех технологий и деловой активности, крупнейший морской порт в мире. Пекин —  столица и крупнейший город, и крупнейшее место скопления иностранцев, такой город подходит для ведения внутреннего бизнеса. Север Китая, это тяжелая промышленость, машино и станкостроение. Поэтому, повторюсь, для начала нужно понять, чего вы конкретно хотите от Китая.

-d1-84-d0-be-d1-82-d0-be2

Какова, по вашему, роль иностранных компаний в китайской экономике и каково отношение самих китайцев к тому, что все больше и больше иностранных компаний переносят свои производства в Китай?

Роль иностранных компаний в Китае очень важна. Китайцы относятся к этому хорошо, потому как эти компании обеспечивают приток капитала в КНР. Производства иностранных компаний дают рабочие места китайским работникам, официально оформленные компании со 100% иностранным капиталом платят налоги. Что еще нужно производственному центру мира?

Каковы отношения между бизнесменами-иностранцами и властью Китая? Из чего состоит процедура регистрации компании в Китае?

Моей компании бояться нечего, мы абсолютно легально присутствуем в Китае.

До этого года, власти не очень переживали о глобальном наплыве иностранцев в Поднебесную за заработками. Но когда их стало неприлично много, как сейчас, власти Китая с июля 2013 усложняют визовые режимы пребывания иностранных граждан. Кстати, еще на это повлияла смена власти, чиновничий аппарат усилился и поэтому все идет в сторону ужесточения правил. Бизнес визы (F) будут выдаваться только на полгода, за просроченную регистрацию в Китае увеличили штрафы, было 15 долларов — стало 300, начнут бороться с нелегальными работниками, наказывать будут штрафами, черными печатями от 1-5 лет без права пересмотра,  и даже лишением свободы сроком до 1 месяца.

Руководителей будут наказывать еще жестче, теперь можно получить штраф до 3000 долларов за то, что посоветовал нелегального работника другой иностранной компании. Конечно, мы их прекрасно понимаем, легализация и контроль иностранцев обязательно нужен, иначе начнется хаос. Моей компании бояться нечего, мы абсолютно легально присутствуем в Китае и ответственно готовимся к предстоящим изменениям в законодательстве КНР.

По поводу регистраций компаний. Видов легального бизнес-присутствия в Китае достаточно много, на каждую сферу деятельности существует узкоспециализированный вид компании. На данный момент, у нас зарегистрирована китайская экспортно-импортная компания, с экспортной лицензией, для ее оформления нам потребовалось много времени и документов, плюс мы внесли обязательный уставной вклад в 1.000.000 юаней, это примерно 150.000 долларов. Более простой вариант, это конечно регистрация компаний в Гонконге, быстро и недорого, но после все равно будет нужно регистрировать представительство в Китае.

 Планируете ли вы развитие новых проектов?

Я продолжаю заниматься стартаперской деятельностью, постоянно пишу и создаю новые проекты,  в которых сам же являюсь инвестором. Наша компания стабильно развивается и набирает обороты с каждым годом. Планируем выйти на лидирующие позиции российско-китайского сегмента рынка, в сфере транспорта, поставок, туризма и финансов.

Кроме того, примерно в конце ноября, вышел мой новый проект — авторские подкасты о бизнесе с Китаем под названием «Правда в чае» (#правдавчае), там вы можете послушать обсуждения различных вопросов, связанных с бизнесом. Подкасты вы можете прослушать и на нашем официальном сайте www.transitplus.ru.