ansoff

Текст Сергей Лебедев | 17.12.2012

Еще до того, как Майкл Портер и ребята из BCG придумали свои методики анализа рынка, умы топ-менеджеров и предпринимателей занимал российский эмигрант Игорь Ансофф, считающийся вообще пионером стратегического менеджмента.Его идеи были настолько популярны и актуальны, что обсуждались даже в советских учебных заведениях.Книга «Стратегическое управление» (слово «менеджмент» конечно нельзя было использовать) издавалась достаточно большими тиражами. Что забавно – на ее обложке были изображены корова, собака, звезда и кошка, которые к Ансоффу лично никакого отношения не имели.

Ансофф предложил свой инструментарий для стратегического анализа и сделал этот аж в 1957 году. Свои идеи он изложил в статье «Стратегии диверсификации», которую напечатали в Harvard Business Review в 1957. А назвали его инструментарий – как бы вы думали – матрица Ансоффа.

ansoff1

Стратегия развития рынка характерна для классических фирм и выражается в стремлении увеличить продажу существующих товаров в данном сегменте. Это может достигаться за счет повышения качества товаров, рекламных компаний, программ лояльности, кредитов и т.п.

Стратегия освоения нового рынка по сути означает расширение географии деятельности без изменений в продуктовой линейке. Фирмы ищут новые каналы дистрибьюции, пытаются привлечь новые группы потребителей и т.п.

ansoff2

Стратегия развития товара подразумевает вывод новой продукции на уже существующем рынке. Это типично для высокотехнологичных компаний и автомобилестроения.

Наконец, стратегия диверсификации является самой затратной и рискованной для компании. Это означает, что предприятие пытается вывести совершенно новый продукт на совершенно новый для него рынок. К нему рекомендуется прибегать только в том случае, если иные возможности для роста исчерпаны.

Hungry Shark рассказал о концепции Игоря Ансоффа скорее из просветительских целей, нежели стремясь снабдить вас инструментарием. Как вы можете легко заметить, по сравнению с матрицей BCG и тем более идеями Портера, эта концепция выглядит недостаточно проработанной. И самое главное, непонятно, каким образом использовать ее для анализа ситуации. Однако — и это очень важно — ее можно воспринимать как исчерпывающий перечень возможных действий, который помогает определиться с альтернативами развития вашей компании. Поэтому относитесь к ней как к одной из «карт» деловой реальности.

Иллюстрация RinuLina