kiosk

Текст Дарья Мартыщук | 18.12.2012

Ивану Жданову, с которым мы встретились в кофейне «Хлеб Насущный», двадцать два года, он закончил экономический факультет МГУ. По телефону у него очень приятный голос, а при личной встрече нельзя не обратить внимания на живость его движений и хваткость взгляда. Он весело рассказывает про то, что недавно вернулся из Австралии и напоминает, что там, вообще-то, живет 20 самых опасных видов животных. Он созванивается с кем-то и погружается в недолгий разговор о бизнесе, но при этом, на телефоне у него наклейка «Восточный лаваш». Он рассуждает о вещах, которые сложно понять с первого раза, а пьет при этом капучино с карамельным сиропом. Он смеется каждые тридцать секунд и вместе со мной говорит о том, как можно клеить девочек при помощи жвачки «Love is», но при этом знает, как строится бизнес, и относится к нему со всей серьезностью.

Иван Жданов научился не терять времени даром и создал «Киоск 90-х», который поставляет любимые всеми с детства жвачки, газировку (в частности Dr.Pepper, от которого все просто сходят с ума), и другие вкусности а также крутые «прибамбасы» и даже одежду. Киоск 90-х возвращает нас в те прекрасные времена, когда мы все играли в сотки и тамагочи и слушали Наташу Королеву, когда девочки смотрели «Сейлор Мун» а мальчики «Черепашек Ниндзя» и когда все мы счастливо не думали о будущем, а только ждали звонка домашнего телефона от приятеля из соседнего подъезда.

Расскажи, почему ты решил создать такой бизнес? С чего все началось?

Все начиналось с того, что я очень любил слушать разные попсовые песни 90-х. Мы с друзьями в 2010 году пошли на дискотеку 90-х, которая проходила в Олимпийском. И там продавали соответствующую атрибутику. Одна жевательная резинка “Love is” (даже не блок!) стоила 50 рублей. Мы приобрели четыре таких, хотя понимали, что это очень дорого, тем не менее мы их купили. Угостили своих подружек. Позже, когда встал вопрос, о том, чем заниматься, я понял, что эту идею можно очень хорошо монетизировать. Раз эти жвачки доставили на дискотеку девяностых, значит, их где-то производят. Позже у меня появилась возможность привозить их самому. Вначале мы продавали их аж по 1000 рублей за блок. Люди хорошо покупали, а на 14 февраля вообще устраивали просто сумасшествие. Сейчас мы доставляем в регионы и обхват от Калининграда до Южного Сахалина.

Мы отправляем уже не просто людям, которые ностальгируют по 90-м, а тем, которые понимают, что из этого можно извлечь хорошие деньги, продавая как раз тем, кто ностальгирует по 90-м.

Какой у тебя был стартовый капитал?

Это были мои личные сбережения и деньги, которые родители подарили на день рождения.

Расскажи побольше про разделение на опт и розницу. Почему оно вообще появилось?

Поначалу были маленькие объемы, мы могли себе позволить ввозить немного, а теперь с нами работает человек, который непосредственно закупает товар за границей, например, жевательную резинку в Турции. Собственно, нас трое основных в команде, еще мой друг, который отвечает за продвижение оптового направления в интернете и вот человек, который вывозит это все из-за границы. Я выступаю как координирующее звено.

Ну а тебе лично больше нравится продавать товары в розницу, когда видишь покупателя в лицо, или же оптом,где прибыль больше?

Вот тут ты правильно заметила! Если продаешь в розницу, то видишь эмоции. А мне нравится дарить людям эмоции! Круто, когда ты даришь им этот блок жвачки, смотришь им в глаза, а они его не видели при этом 10-15 лет, все визжат-пищат, радуются. Естественно, я получаю от этого огромное удовлетворение. Также мы участвуем в разных благотворительных акциях. Например, «Осенний пикник» в РГГУ. Там мы выставили весь свой ассортимент. Принесли туда телевизор, Сегу, люди могли просто прийти и поиграть в мортал комбат. Это мне очень нравится! А оптом мне нравится заниматься, потому что от этого больше денег. Если бы это все можно было совмещать, я думаю, это была бы идеальная комбинация!

А времени на что больше уходит?

В том то и дело, что практически одинаково. Можно даже сказать, что на построение розничных продаж уходит больше. И в этом как раз-таки и есть весь экономический смысл! Что лучше: продавать огромными вагонами-фурами и получать за это хорошие деньги, или же продать 5-6 блоков, но зато увидеть эмоции?

Что насчет конкурентов? Много их? Как с ними боретесь?

Волна ностальгии пошла из Москвы, а потом дальше по регионам. Есть даже люди, которые официально, как и мы, завозят ту же жевательную резинку. Мы стараемся поставлять им жевательную резинку и весь наш ассортимент, таким образом они становятся нашими партнерами, а не конкурентами. Правда, за последние два года много кто понял, что можно заработать на ностальгии, и пытается развиваться на эту тему. Но у нас лучше условия поставок и ассортимент покруче. Например, у нас жвачек около пяти-шести наименований, а еще появилось 4 новых вкуса Dr. Pepper. И мы думаем развиваться в направлении импорта продуктов питания, которые у нас в дефиците.

Раз уж ты заговорил о ностальгии, как думаешь, почему она вообще появилась?

Я думаю, что ностальгия появляется каждые двадцать лет. В 2030-х будут вспоминать, как было классно в 2010-х. «А вы помните этот «Хлеб насущный»? « Ох, при Путине было хорошо, солнце святило ярче!»

То есть ты считаешь, по нулевым тоже будут ностальгировать?

Может, ты видела рекламу к десятилетию «Атриума»? Полторы минуты от лица торгового центра рассказывается, как проходили двухтысячные. Создается чувство ностальгии, которое мы испытывали недавно при виде старой рекламы «Wagon Wheels» или «Invite».

Вернемся к реальности. У вас есть свой офис?

Есть. Одно помещение, скорее склад на окраине Москвы, там хранится основная часть товара, и оттуда мы отправляем его в регионы. А второе на Белорусской находится. Оно уже больше напоминает офис, чем склад. Там есть и комната для переговоров, и товар, правда его гораздо меньше, аренда-то дороже. Сюда мы приглашаем людей, которые лично с нами хотят познакомиться для дальнейшего сотрудничества, либо тех, кто вывозит небольшие партии, та же розничная продажа. Здесь у нас все чисто-опрятно, чтобы не стыдно было показать.

Ну а как вы себя рекламируете?

Всеми возможными способами в интернете. Контекстная реклама, яндекс-директ… У нас задействованы все известные способы. И это не для красного словца! С нами работает человек, который профессионально этим занимается, он успешно работал на Яндекс и знает, как все это действует. Так что мы получаем достаточно хороший поток покупателей.

Как обстоят дела с доставкой? Как вы все это координируете?

Мы используем различные транспортные компании, у нас с ними договора. Я иногда слышу такие названия городов, которые я раньше даже не знал, где найти на карте. Мы отправляем не только по России, но и в страны СНГ, в Белоруссию недавно отправляли. Для этого используются транспортные компании, плюс у нас есть водитель, который все это развозит на своем грузовике.

Совмещаешь ли ты бизнес с какой-то другой работой?

Мне бизнесом больше нравится заниматься. Конечно, ты идешь на риск, но зато работаешь сам на себя. У меня был опыт работы в фирме в течение трех месяцев, пока меня оттуда не уволили, но мне это очень не нравится. Так что свой бизнес я совмещаю только с личной жизнью.

Помимо разных продуктов и игрушек, вроде сеги и тамагочи, вы поставляете и одежду. Сами ее печатаете, или где-то закупаете?

Это не основное наше направление, но у нас есть договор с фирмой, которая этим занимается. Мы отдаем ей трафареты и она нам печатает определенное количество .

Вы продаете товары только онлайн?

Да, но продаем тем, кто будет продавать в торговых точках. Конечно, мы не единственные, кто кормит всю страну этими товарами, но одни из.

А вот эти люди, которые стоят на улице и как раз ближе к 14 февраля они в маленьких стойках продают блоки “Love is”, они как с вами связаны?

Когда я вижу этих людей на улице, у меня сердце кровью обливается. Как можно так: продавать то, от чего люди получают огромные эмоции, то, что мальчики влюбленные дарят девочкам, вообще без всяких эмоций, как носки или подштанники! Только на уровне купли-продажи. Это мне всегда очень сильно не нравится. Ведь “Love is” сама по себе несет гораздо больше…

Как планируете развивать бизнес? Собираетесь ли открывать магазины?

Мы хотим поставить несколько вендинговых аппаратов в московских торговых центрах. Наши конкуренты раньше сделали, конечно, но мы собираемся сделать лучше. Как раз сейчас есть средства. Конечно, еще будем развиваться в плане ассортимента продаж и расширять клиентскую сеть. Точку пока открывать не будем, нет смысла.

А как именно будете расширять ассортимент?

Это сюрприз!

Охарактеризуй 90-е и 00-е несколькими словами.

Прекрасная пора, которая больше не вернется.

В 90-е я был ребенком, так что детство, радость. Прекрасная пора, которая больше не вернется. А про нулевые, повторю слова из рекламы «Атриума»: «Когда мы не знали, что такое руккола и выпили свой первый мохито…». Вообще, наше детство было самым классным! Я состою во всех группах, посвященным девяностым. Отчасти, конечно, это мое профессиональное чтиво, отчасти мне просто нравится. Согласен с утверждением, что детство без интернета самое лучшее: мы могли свободно поваляться в песке, покататься на ледянке и построить снежную крепость.

Текст и фотографии Дарьи Мартыщук.