gr

Текст Илона Ануфриева | 19.12.2012

Предприниматели, как и любые другие люди, часто погружаются с головой в ворох текущих проблем. Порой кажется, что конца и края заботам нет: как только решается одно дело, тут же появляется следующее.

В этой ситуации главное – не ограничивать свою картину мира рамками повседневных проблем, не терять стратегическое видение ситуации, адекватно оценивать складывающуюся вокруг обстановку.

На очередном собрании комитета Ассоциации менеджеров по отношениям с органами государственной власти один из участников заявил: «Вряд ли оценка политики на самом высоком уровне имеет прагматическую ценность для менеджеров и даже для первых лиц компании. Это не слишком актуально. Может быть, ее имеет смысл оценивать и учитывать основным акционерам. Представителям бизнес-сообщества интересны более практические вопросы. Например, возможность участия в законодательных процедурах или возрастание роли бизнеса в процедурах по интересующей тематике». Ему ответил спикер мероприятия — Марк Урнов, президент Фонда аналитических программ «Экспертиза»: «Ограничение миропонимания никогда не приводит к эффективным результатам. Всегда можно сказать: это не мое дело, это для акционеров. Но вы тем самым лишаете себя стратегического видения, а это будет наносить ущерб принимаемым решениям. Интересующие вас вопросы являются прямым следствием общеполитической ситуации».

Интересующие вас вопросы являются прямым следствием общеполитической ситуации

Стратегическое видение помогает определить дальнейший вектор развития компании, увидеть новые возможности и избежать опасностей. Чтобы помочь вам развить это видение, HungryShark запускает серию статей об отношениях государства и бизнеса. Здесь мы будем вам рассказывать, что такое государственно-частное партнерство и наоборот, кто и как сегодня выстраивает мосты в коммуникации с государством, что такое лоббизм и чем он отличается от government relations, как меняется законодательство, и как скажутся кадровые перестановки в государственных структурах на бизнесе. Также мы собираемся публиковать интервью с гуру лоббизма в России и многое другое.

Сегодня мы поговорим о понятии government relations.

Governent Relations, в широком и самом общем понимании, это особая отрасль деятельности фирм, гражданских ассоциаций и организаций публичного сектора по выстраиванию взаимоотношений с органами государственной власти. Но сразу замечу, что GR может рассматриваться как одна из функций управления корпорации, включающая личные связи, и как деятельность конкретной службы, ответственной за эффективное взаимодействие между бизнес-структурами, НКО и органами государственной власти.

С начала 2000-х годов во всем мире, в том числе и в нашей стране, растет интерес к изучению government relations: появляются соответствующие отделы в корпорациях,увеличиваются бюджеты. Очевидно, что этот интерес будет расти и дальше: в меняющемся мире бизнес-сообщество вынуждено искать механизмы и технологии, которые позволят ему обеспечить устойчивое развитие компании.

Поскольку government relations — относительно новый вид деятельности, он до сих пор не урегулирован законодательно. И в связи с этим возникает множество проблем. Например, практикующие эксперты не могут прийти к единому мнению о том, чем отличаются GR и лоббизм и отличаются ли они вообще.

Мой главный совет GR-специалистам такой: ходи к власти решать не свои, а их проблемы.

507px-mintusov

Игорь Минтусов, председатель Совета директоров компании «Никколо М», член Совета директоров Европейской (EAPC) и мировой (IAPC) ассоциаций политических консультантов, вице-президент по GR Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), считает, что government relations и лоббизм — разные виды деятельности, но неразрывно связанные друг с другом. «GR-щик выстраивает долгосрочные доверительные отношения, а лоббист, строго говоря, всегда пытается получить конкретную подпись конкретного лица». «Мой главный совет GR-специалистам такой: ходи к власти решать не свои, а их проблемы» — предостерегает Игорь Евгеньевич.

А Михаил Дворкович, глава ассоциации предпринимателей «Новое дело», бывший советник председателя совета директоров корпорации «MIRAX GROUP» по связям с общественностью, уверен, что «нет разницы, как называть эту деятельность. Смысл остается прежним: лоббист — переводчик для чиновника и эта деятельность (лоббизм/ GR) удобна и чиновникам (они учатся пониманию бизнеса), и бизнесу».

dvorkovich

Игорь Минтусов, председатель Совета директоров компании «Никколо М», член Совета директоров Европейской (EAPC) и мировой (IAPC) ассоциаций политических консультантов, вице-президент по GR Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), считает, что government relations и лоббизм — разные виды деятельности, но неразрывно связанные друг с другом. «GR-щик выстраивает долгосрочные доверительные отношения, а лоббист, строго говоря, всегда пытается получить конкретную подпись конкретного лица». «Мой главный совет GR-специалистам такой: ходи к власти решать не свои, а их проблемы» — предостерегает Игорь Евгеньевич.

А Михаил Дворкович, глава ассоциации предпринимателей «Новое дело», бывший советник председателя совета директоров корпорации «MIRAX GROUP» по связям с общественностью, уверен, что «нет разницы, как называть эту деятельность. Смысл остается прежним: лоббист — переводчик для чиновника и эта деятельность (лоббизм/ GR) удобна и чиновникам (они учатся пониманию бизнеса), и бизнесу».