Текст Михаил Махарадзе | 24.12.2012

Помимо «чудесной погоды», Москва любит радовать своих жителей и гостей редкими, дорогими и как правило странными местами общественного питания. За редким исключением, естественно.

Идешь себе по Москве, любуешься царско-сталинской архитектурой вперемешку с лужковским оксюмороном и чувствуешь, как начинаешь стремительно катиться вниз по пирамиде Маслоу и упираешься в невесть откуда навалившийся голод. Тут уже не до созерцания.

«Потрачу на это немного времени»- говоришь ты себе и ищешь, что бы перекусить на улице.

Выбор ввергает в шок. Самая распространенная точка в Москве — шаурма и все ее производные: от кур- гриль, до донер-хаусов.

Да, почти всегда есть одно-два места, где ты можешь более или менее безбоязненно съесть шаурму, но, в целом, у москвичей вырабатывается привычка обходить такие места стороной. И при этом как их много! Видимо, спрос создает ежедневный поток трудовой миграции, да и местные жители то и дело грешат.

Вечно преуспевающий «Стар-дог». Дизайн, как и вкус, не меняющийся годами. Кому-то это на пользу, а кому-то нет. Как не был «Стар-дог» похож на хот-дог из фильма так и не стал. Ни с виду, ни на вкус. В нескольких местах в Москве стали появляться палатки с неоднозначным названием «Венские сосиски». Как оказалось, там действительно продают сосиски. Можно на тарелке с картошкой- фри, а можно в булке, а-ля хот-дог. Бесспорно, это наиболее качественный заменитель «Стар-догу». Но плюсы в случае «Венских сосисок» оказались и минусом. Один хот-дог оказывается настолько сытным, что съесть его практически невозможно. Если по привычке, навязанной маркетингом (один хот-дог на один раз) ты все же доедаешь его, то неминуемо впадаешь в глубокую пищевую кому на ближайший час.

На первом же примере мы увидели суть проблемы: низкое качество еды и обслуживания наравне со средними ценами бьет точно по целевой аудитории — массовому покупателю. Его непривередливость и неискушенность позволяет крупным игрокам наслаждаться гигантскими прибылями, не заботясь о качестве и комфорте.

Беда всех японских заведений Москвы в том, что непосредственно японец там никогда не появлялся. Ни на кухне, ни за столом. Как правило, специализированными кухнями занимается кто угодно, кроме непосредственного носителя кулинарной культуры. Дорогие рестораны премиум-класса не в счет.

Серьезно противодействует развитию индустрии городского питания и то, что рынок носит монопольный характер. Устоявщиеся игроки не стремятся к инновациям и улучшениям, их устраивает просто «законсервировать» среду. Этому способствует и серьезный административный ресурс, накопленный такими игроками.

Вход на этот рынок стоит очень дорого, баснословная московская аренда и путанные налоги служат еще одним фильтром, который не проходят большинство независимых предпринимателей.

Существенно улучшить ситуацию в Москве могло бы комплексное развитие туризма. Сюда входит и строительство новых гостиниц, обуздывание раздутых цен на номера, создание туристической инфраструктуры, работа над имиджем столицы. Мэрия твердит о принятых мерах в этой области, но ситуация движется медленно. Единственной стопроцентной гарантией развития уровня общественного питания в мегаполисе 21 века стала бы международная интеграция города на всех уровнях. Пока мы отстаем.

Иллюстрация Полины Сарафановой.