kino

Текст Илья Беляков | 28.12.2012

Финансирование  киноиндустрии: Спасибо, деду за победу или  почему российское кино так и останется местечковым.

Последние три года были тяжелыми для киноиндустрии во всем мире. В 2008 году экономический кризис ударил по бюджетам – в итоге многие проекты оказались на полке. Как результат, остро встал вопрос о финансировании кино и участии государства в кинопроизводстве. HungryShark исследовал пути решения этой проблемы на примере некоторых стран.

Ни для кого не секрет, что самые крупные бюджеты на мировом рынке в голливудской киноиндустрии.  Примечательно, что как таковой национальной политики в области кино в США не существует – Голливуд это полностью коммерческая структура, и для государства важна только своевременная уплата налогов. При этом, американскую кинопродукцию постоянно винят в навязывании своего образа жизни и потребительских идеалов.  Самое интересное в этом всем то, что  американцы умудряются навязывать свои правила игры, а производители фильмов во всем мире им следуют.

Крупнейшие голливудские студии (Warner BrosSony20th Century Fox и Universal)  кардинально изменили свою финансовую политику за эти кризисные годы. Бюджеты блокбастеров значительно сократили, для этого были заключены партнерские соглашения на производство картин с независимыми студиями. Самой успешной оказалась компания Legendary Entertainment – постоянный партнер по кинопроизводству студии Warner Bros. В багаже этой компании – суперуспешная франшиза «Бэтмен», «Мальчишник в Вегасе», «Возвращение Супермена», «Битва титанов». Общая стоимость Legendary оценивается в $2,5 млрд.
«Голливудская четверка» студий вдвое сократила срок выхода своих фильмов в интернет-прокат. В результате этого к 2011 году крупнейшая американская компания в области  проката видео в интернете, Netflix, увеличила свою прибыль до $1,5 млрд. в год, а количество подписчиков на данный момент составляет 26 миллионов человек по всему миру. Немалую роль в этом  сыграло развитие сферы IT и цифрового видео-контента высокой четкости.

Таким образом, были решены две проблемы: независимые студии и кинодеятели получили возможность реализовать себя в большом кино, а цифровой прокат сделал их видеопродукцию еще доступнее.  Это значительно повысило прибыль кинокомпаний: в 2012 году компания Universal поставила новый рекорд в мировом бокс-офисе. Сборы студии по всему миру за 2012 год составили 2,927 миллиарда долларов. После нескольких трудных для компании лет, 2011-й и 2012 годы стали для Universal особенно удачными. Достичь рекордных показателей студии удалось за счет успеха в прокате таких фильмов, как «Третий лишний» (Ted), «Лоракс» (The Lorax) и «Эволюция Борна» (The Bourne Legacy) – к слову все они были сняты в сотрудничестве с независимыми студиями.

Киноиндустрия Европы за эти годы также пережила не лучшие времена. К решению проблем рынка кино европейские государства подошли по-своему. Например,  соглашение TRIP (о налоговых льготах для иностранных производителей) во Франции оказалось крайне эффективным. За два года в страну было привлечено рекордное число зарубежных картин, в том числе и мультфильм Пьера Коффена и Криса Рено «Гадкий я», «Полночь в Париже» Вуди Алена  и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе.

Во Франции в этом году был дополнительно расширен пакет налоговых льгот для привлечения дополнительных теле- и кинопроектов, что также должно способствовать росту национальной экономики.

Британский институт кино BFI благодаря налоговым льготам смог сосредоточиться на финансировании и развитии молодых талантов и перспективных проектов. В результате за последние годы в Великобритании были сняты такие успешные фильмы: «Король говорит», франшиза «Гарри Поттер», «Матч-пойнт» Вуди Аллена, «28 дней спустя». Согласно докладу BFI благодаря успеху британского кино туристический бизнес принес государству миллион фунтов в 2011 году, а прокат британских фильмов по всему миру составил 4,5 миллиона фунтов. В этом немаловажную роль сыграл успех британских фильмов на церемонии «Оскар», фестивалях в Торонто и Сандэнсе. Без налоговых льгот (которые обходятся государству в 114 миллионов фунтов в год) британское кинопроизводство сократилось бы на 71%.

Таким образом, мы видим, что для киноиндустрии есть разные пути выхода из  экономического кризиса.

Какой же путь выбрала Россия?

Для преодоления сложной финансовой ситуации в отечественном кинематографе в 2009 году был создан Фонд кино. Фонд задумывался как экономический агент правительства в сфере кинематографии, его основной функцией должна была быть бизнес-составляющая процесса. Тогда предполагалось, что вышеупомянутая организация, в отличие от дотационных выплат Минкультуры, будет вкладывать деньги только в коммерчески успешные проекты, получая при этом процент от кассовых сборов. Таким образом, она должна была продвигать отечественное кино на внутреннем рынке, повышая тем самым долю российских фильмов в прокате. Но этого, к сожалению, не произошло.

По итогам 2012 года, по мнению экспертов, сборы отечественных фильмов в российском прокате уменьшились на 2%. Одна из главных проблем Фонда состоит в том, что в его состав входят чиновники высшего звена, которые и утверждают список фильмов, получающих финансирование (а вы как хотели? – прим. ред.) (:3 – прим. вып. ред.). Мнение экспертов учитывается, но не является решающим – что приводит к реализации сомнительных проектов и пустым залам на показах российских фильмов.

Мейджоры кинопроизводства просят у государства проводить более активную политику по борьбе с пиратством и увеличению количества залов. Но проблема лежит гораздо глубже – Россия по-прежнему не может интегрироваться в мировое кинопространство.

В следующем году планируется реформировать структуру Фонда, сократить его бюджет и увеличить бюджет Министерства культуры для субсидирования отечественного кино. В декабре 2012 года Минкультуры обозначило 12 ключевых тем фильмов, которые повлияют на решение о государственном субсидировании.  В них особый упор делается на социально-значимое направление в кино: военные победы России, борьба с терроризмом и преступностью государственных структур, культурные и научные достижения нашей страны. Ни одна из тем не касается глобальных проблем и вопросов, мы по-прежнему будем создавать сугубо местечковое искусство, понятное только своим. Вместо того чтобы вписываться в мировое киносообщество (хотя бы по примеру Великобритании и Франции), Россия продолжает строить культурную стену вокруг себя.

Сейчас в Госдуме депутатами обсуждается законопроект о квотировании киноотрасли.  Слуги народа планируют поднять цены на билеты показов иностранных фильмов (за счет дополнительных налогов на иностранную кинопродукцию, повесив куда следует ярлык «импортный товар»). Все для фронта! Все для победы! Исключительно  для того, чтобы вытащить отечественный кинематограф из локальной ямы.
Нет сомнений, что подобная политика государства приведет только лишь к дальнейшей национализации отечественного кинематографа, к уменьшению продаж билетов и ухудшению существующей ситуации.  В России до сих пор нет представления о кино как индустрии – и как механизмы этой индустрии взаимодействуют.

Главная задача политиков в культурной сфере только одна – создать комфортную среду (в политическом и экономическом плане)  для творческих людей и предпринимателей. И пока эта задача не будет реализована, любые другие попытки реанимировать российское кино бесполезны.

Иллюстрация Юлии Печенкиной