ny

Текст Вадим Квачев | 28.12.2012

Новый год – прекрасный праздник, кто-то празднует его дома, кто-то – с друзьями, а HungryShark не празднует, а трудится не покладая рук (плавников?), готовя эти простые и незамысловатые новогодние бизнес-советы.

Новый год или Рождество?

Традиция Нового Года уходит корнями в мистические языческие празднования, тогда как Рождество – ярко христиански окрашенный праздник. И если на территории стран бывшего Союза традиционно больше празднуют первый, то западный мир отдает предпочтение второму.

В каком-то смысле, наш Новый год – явление столь же уникальное, как китайский праздник с аналогичным названием или японский весенний Сэцубун.

Самое удивительно в советском Новом годе это то, что он по своей символике и содержанию является абсолютно светским.

Так дела, конечно, обстояли не всегда – замена Новым годом религиозного Рождества – это решение идеологическое и политическое.

В современной России такое положение вещей дает достаточно своеобразную ситуацию. Новогодняя атрибутика – элемент, коммерциализируемый без зазрения совести, с вмешательством символики животных из китайского календаря, которые в глиняном, пластмассовом и иных видах обильно украшают прилавки;

Рождество же по-прежнему остается вотчиной Церкви, и здесь бизнес может только добавить к плакату «С Новым годом!» фразу «…И с Рождеством», не имея возможности коммерциализировать религиозную символику.

С другой стороны, для достаточно смелых это возможность использовать коммерческие выходы сразу двух праздников. У Нового года аудитория огромна – под это событие выпускаются фильмы, дарятся скидки и бонусы и даже подарки к банковским вкладам (такой способ привлечения лично меня очень удивляет). Аудитория Рождества ничуть не меньше, но она очень пассивна в потребительском смысле и редко проявляет высокую покупательскую активность в период этого праздника, а символы Рождества (елка, подарки) перенесены на Новый год. Возможно, со временем, рождественские традиции видоизменятся и станут больше похожи на европейские, с их статуэтками Святого семейства и другими обязательными атрибутами.

Умело используйте новогодние символы

Все столичные заведения усвоили, что украшать самое себя к Новому году необходимо. Разочарование покупателя, который видит витрину не желающего создавать новогоднее настроение магазина, может вылиться в недовольство и даже побудить уйти к конкуренту. Исключение составляют макдональдизированные конвейеры (например, фаст-фуды), у которых нет времени и желания привлекать клиентов новогодними атрибутами – в предновогоднее время они придут и без того, а 31 декабря их ничто не заставит прийти.

В провинции дело обстоит не так радужно, как в нарядившейся елками, снеговиками, пряничными домиками и рождественскими ярмарками Москве. В лучшем случае – поставят елку, похожую на противотанковый еж или побитого временем, бывалого Деда Мороза. Но и люди здесь не в таком количестве, как москвичи, видели волшебное европейское Рождество, поэтому смотрят на такую ситуацию сквозь пальцы.

Новый год – семейный праздник. Чтобы продать покупателю что-то в новый год, нужно придерживаться одной из следующих стратегий:

• Продавать что-то действительно новогоднее;
• Представить свой товар как что-то новогоднее.

Именно вторая стратегия способна вызвать бесконечное раздражение у потребителя, так как наши добросовестные маркетологи не знают никакой меры в попытках добиться личного общения.

В канун Нового года одна из мобильных компаний шлет мне неисчисляемое количество смс-сообщений с рекламой услуг, которыми я никогда не пользуюсь и которые, сверх того, не являются новогодними. Конечно, оператора я не сменю, но отношение мое будет подпорчено.

Усердствуя в этих попытках, реклама пытается пролезть в дом и представиться членом семьи, чтобы продукт, который она рекламирует, пустили на семейное торжество. Эти попытки, конечно, тоже вызывают изрядное отторжение.

Помните о Новогоднем Дедушке

Санта-Клауса изобрела, конечно, не «Кока-Кола». Эта компания лишь сделала его образ настолько ярким и запоминающимся, что даже для жителей нашей страны Новый год немыслим без установленных кругом плакатов с изображением веселого дедушки. Образ Деда Мороза (или Санта-Клауса), если он уместен, вызовет добрые детские ассоциации.

Уважайте Новый год!

Хотя новогодние праздники не являются религиозными, некоторые рекламные приемы выглядят, мягко говоря, некорректными.

Недавно я видел в метро рекламу одного из средств, чудодейственно спасающих от последствий похмелья наутро. Реклама была оформлена в новогоднем стиле – на елочке из пузырьков в стакане две таблетки лекарственного средства выполняли роль елочных шариков.

Глядя на эту рекламу, я не то чтобы возмутился, но испытал определенное отторжение. Конечно, я не являюсь представителем целевой аудитории, но все-таки Новый год в нашей культуре пока еще не перестал быть семейным праздником, и такая необдуманная как следует реклама может вызвать неприятие и у любителей заложить за воротник под оливье.

Другой пример – искусственно навязываемый сексуальный подтекст новогодней символики. Рекламщики, конечно, уверены, что секс не повредит нигде, но все-таки главная аудитория Нового года — семьи и особенно дети.

snegurochka

Дарите подарки

Скидки, подарки, распродажи – обязательные атрибут предпраздничных дней. У людей приподнятое настроение, ожидание волшебства, которое упирается в русскую ментальность ждать внезапных перемен к лучшему после фиксированной даты (в нашем случае — 12-ого боя курантов). Поэтому наш человек с головой бросается в омут трат и приготовлений. Сделать эти траты более приятными (обширными – чтобы покупатель мог себе позволить больше, чем обычно) более новогодними – главная задача бизнеса.

Чтите советские традиции

Икра, шампанское, елки, мандарины – на традиционные новогодние товары спрос взлетает. Советские традиции, родившиеся от нехватки товаров (оливье в поздней советской модификации, селедка под шубой скомпилированы из скудного набора продуктов, которые можно было без дефицита купить в советском продуктовом магазине). Мандарины, опять же, редкость – бывают только на Новый год! Сегодня всего этого предостаточно и, при желании, на новый год можно есть рукколу с лососем и дор блю. Но этот ассортимент не соответствует новогодним традициям и его нельзя выдать за новогодний (любые попытки могут вызвать неуправляемое раздражение!).

Адаптируйте европейские традиции

Правительство Москвы обустраивает на европейский манер предновогодние катки и волшебные городки. Другая сторона – ярмарки изделий ручного производства. Все это обретает новую популярность среди стремительно расширяющегося креативного класса.
Есть прекрасный пример импорта европейских рождественских традиций – Starbucks. Их смело можно похвалить за прянично-имбирный кофе и различные милые атрибуты, создающие настроение.

Не забывайте Скруджа!

Рождественская история учит нас не жадничать – и бизнесу не следует слишком уж экономить на покупателе. Хорошее поздравление оставит у него приятное впечатление (благоприятно скажется на репутации) и после праздников, а вот испорченное настроение запомнится надолго. Так что не забывайте историю о скупце Скрудже (впрочем, у вас это вряд ли получится, новый фильм по ее мотивам выходит строго раз в пять лет).

Не забывайте эти советы, а я хочу поздравить с наступающими праздниками всех вас, моих читателей и выразить благодарность за внимание. Надеюсь, что в будущем году вы по-прежнему останетесь с HungryShark. Стартаперам желаю успешных фандрайзингов и новых проектов, мечтающим о собственном деле – воплощение мечтаний, а всем остальным — счастья до небес и плюс сто очков к карме!

Иллюстрации RinuLina