main_page_thumb_akerlof-shiller-fdic-1

Текст Сергей Лебедев | 18.01.2013

Экзотическое название книги и не менее экзотическая обложка сразу бросаются в глаза и вызывают интерес. Даже если вы не в курсе, что один из авторов — уже лауреат Нобелевской премии по экономике, а второй — вот-вот должен получить ее. Но пусть вас не смущает академический бэкграунд авторов — книга полезна как теоретикам, так и практикам бизнеса.

Spiritus Animalis — термин, который авторы позаимствовали из работ Джона Мейнарда Кейнса. Под этим понимается некое иррациональное начало экономического поведения, животная вера предпринимателей в собственный успех, необходимая для построения успешного бизнеса.

pocket-full-of-money

Некоторые идеи книги

Справедливость в бизнесе

Субъективные представления о справедливости лежат в основании большинства управленческих решений. В этом плане авторам книги представляется очень символичным признание крупного американского экономиста Альберта Риза, долгое время возглавлявшего фонд Альфреда Слоуна и ряд других центров. Исследователь, всю жизнь изучавший экономику труда и заработной платы, как-то заметил, что сам всегда назначал вознаграждение своим подчиненным «по-справедливости» — что не имело никакого отношения к его теориям и схемам.

Более того, представления о справедливости являются мощным фактором в массовом сознании. К примеру, ряд опросов и исследований показал, что большинство людей считают, что та или иная компания не имеет права поднимать цены на свои товары в случае катастроф, стихийных бедствий, терактов и т. п. Даже при условии резкого роста спроса. Иными словами, такой шаг таит в себе колоссальный репутационный риск для бизнеса, а знакомый всем со школьной скамьи закон спроса и предложения не работает.

Важность понятия справедливости в экономическом поведении также иллюстрируется следующей игрой: все участники кладут деньги в кубышку, после этого сумма делится поровну. Постепенно все участники начинают жульничать и перестают класть деньги. Однако, если ввести новое правило — возможность наказать жуликов, доплатив за это, многие охотно расстаются с дополнительными средствами, а сами перестают мухлевать.

Злоупотребления и перегревы экономики

В обществе нередко наступают моменты ажиотажа, когда всем начинает казаться, что наказание за злоупотребления невозможно и «повязаны все». Соблюдение законов и деловых норм представляется нерациональным. Это происходит потому, что в коллективном сознании сглаживаются воспоминания о наказании как таковом. Именно поэтому для устойчивого развития экономике в целом бывают необходимы различные кампании (по борьбе с монополиями, инсайдерской торговлей и т.п.) и аналогичные кампании нужны обычным фирмам.

В качестве яркого примера подобного массового ажиотажа можно вспомнить период в США после принятия Сухого Закона. Народ массово ходил в подпольные бары, а полиция закрывала на это глаза, так как многие чины также были не дураки выпить.

Я специально подобрал примеры утверждений Шиллера и Акерлофа, которые обычно игнорируются экономистами и теоретиками в области менеджмента. По большому счету, многие ученые вообще очень не любят углубляться в психологическую составляющую экономики, так как это автоматически ведет к сомнениям в классических моделях (Butthurt everywhere). Даже если вы не хотите создавать свой бизнес, рулить мультинациональной корпорацией или просто слыть знатоком экономики, все равно почитайте эту книгу. Она объясняет не только глобальные события, происходящие на мировом уровне, но и вещи, происходящие вокруг нас в повседневной жизни.