Текст Илона Ануфриева | 22.01.2013

На рынке политического консалтинга в России, как и во всем мире,  происходят существенные изменения.

Невооруженным глазом видно, как изменяются механизмы взаимодействия между бизнесом и властью: деловое сообщество все яснее выражает свою позицию. Отечественный предприниматель ждет перемен!

Наконец, в стране была объявлена политика модернизации. Сегодня ни один экономический форум не проходит без лозунгов, обрушившихся на нас с полотен современного бизнес-реализма: «модернизация, инновации, интеграция, свобода». Яркий пример – Гайдаровский форум в Москве, где на днях прошла  дискуссия именитых  экономистов мирового уровня на темы  вызовов и угроз, стоящих перед Россией, об уроках экономического кризиса и  проблемах государственной политики.

В связи с нарастающим давлением бизнес вынужден изобретать механизмы и технологии, которые позволят ему обеспечить устойчивое развитие компаний, именно поэтому сегодня все больше  возрастает внимание к особому виду деятельности — Government Relations. В корпорациях появляются соответствующие отделы, увеличиваются бюджеты, и сейчас очевидно, что интерес  Норникеля, Газпрома, Русала и других бизнес-хищников к этой сфере будет только увеличиваться.

Поскольку «Связь с органами государственной власти»  для нашей страны является принципиально новым направлением, необходимо прояснить, чем оно занимается и как акулам от бизнеса его правильно употреблять.

Попробуем разобраться в том, что же такое Government Relations. Чтобы нам было проще, воспользуемся «маркетинговой концепцией нового товара/услуги». Попытаемся рассмотреть GR с точки зрения маркетинга.

Описание.
Название услуги: Government Relations.
Основные характеристики:
А) Формы проявления.
В структуре современной корпорации GR зачастую используется как структурное подразделение департамента по корпоративным отношениям, первоочередной задачей которого является выстраивание отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами – с теми, кто влияет или может оказать влияние на финансовые и/или имиджевые показатели компании.

Б) Контент.

  • мониторинг информации и инициатив профильных органов государственной власти;
  • донесение информации компании до профильного чиновника/депутата с целью учета ее позиций в готовящемся документе либо при выработке политических решений;
  • влияние и корректировка позиции органов государственной власти в интересах компании.

Мониторинг является основополагающей функцией GR-департамента. Чтобы сделать его эффективным, нужно выделить и систематизировать тех чиновников, чьи решения затрагивают/могут затрагивать сферу деятельности компании.

Когда мы говорим о донесении, то речь идет о представлении профильному чиновнику/депутату позиции компании по разрабатываемому решению. Задача в том, чтобы она была учтена в итоговом варианте документа. Под влиянием подразумевается достижение такого рода целей, которые требуют значительных усилий. Но принятие решений, прежде всего на федеральном уровне, подразумевает длительную процедуру согласований, что дает возможность лоббистам участвовать, встроиться в этот процесс на межведомственном уровне и даже провоцировать аппаратные разногласия и конфликты.

Позиционирование
Government Relations в широком понимании — это особая отрасль деятельности фирм, гражданских ассоциаций и организаций публичного сектора по выстраиванию взаимоотношений с органами государственной власти.

Иногда GR может рассматриваться как:
—  одна из функций управления корпорации, включающая личные связи;
—  деятельность конкретной службы, ответственной за эффективное взаимодействие между бизнес-структурами, НКО и органами государственной власти;
—  структурное подразделение (GR-департамент ),  имеющее четкую институциональную структуру, включающую в себя:

  • секцию по связям с исполнительной властью (взаимодействие с Администрацией Президента, аппаратом Правительства, федеральными органами исполнительной власти);
  • секцию по связям с Федеральным Собранием РФ (взаимодействие с Советом Федерации и Государственной Думой);
  • секцию по связям с регулирующими (контролирующими) органами власти;
  • секцию по региональной политике (взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств);
  • секцию по налоговой политике (связь с налоговыми службами и арбитражным судом);
  • секцию по противодействию распространению нелегальной продукции и контрафакта (связь с Федеральной таможенной службой, силовыми структурами);
  • секцию по взаимодействию с конкурентами, отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями.

Потребители.
Потребителями здесь являются  как сами органы государственной власти, так и представители бизнеса и общества:

  • Общественно-политические организации;
  • Профессиональные организации;
  • Бизнес-ассоциации;
  • Иностранные корпорации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство.

Конкуренты.
Кроме GR, с теми или иными органами власти взаимодействуют и другие подразделения компании, так же требующие внимания: финансовый отдел (в контексте взаимоотношений с налоговыми службами и финансовыми ведомствами), юридический (взаимоотношения с отраслевыми регуляторами, судами), корпоративный (в контексте имиджа компании в органах власти)

Текст Илоны Ануфриевой

Иллюстрация Полины Сарафановой