Текст Владислав Стефанский | 24.01.2013

Есть пространства, которые создают легенду города. Парикмахерская Chop-Chop, которую открыли экс-редактор сайта GQ, талантливый московский дизайнер и интернет-предприниматель, всеми своими 100 кв.м. вписывается в это описание. На веранде Стрелки, в залах Винзавода и за столиком в Probka мы сами создавали эту легенду. Потом бежали сломя голову получать те самые эмоции от работы кофе-машины, наливающий вкусный американо, от шелеста страниц американского GQ, от приглушенного света, создающего особую атмосферу, от, наконец, звуков бреющей машинки, создающей произведение искусства за каких-то полчаса. Потом радовались, как дети, и хвастались перед друзьями. Девушки завидовали, а парни шли один за другим прикоснуться к легенде.

HungryShark представляет твоему вниманию интервью с Алексеем и Евгением, из которого ты узнаешь о том, как тебе может помочь New York Times, каких услуг не хватает Москве и Лондону, о том, что в Chop-Chop ходят люди из первой сотни Forbes, а также о том, какой сюрприз для модников готовят парни уже этой весной.

О поиске локации

Всем ребятам, которые хотят делать что-то в этом городе, нужно знать, что поиск необходимого места занимает самое большое время. Мы искали помещение на Маяковке почти 3 месяца. Да и до сих пор мы посматриваем по сторонам, ищем еще какие-то новые места. Очень мало хороших, и чем дальше, тем их все меньше и меньше.

Хорошее помещение – это просторное светлое место, не на Тверской, от 40 до 90 квадратов, расположенное на тихой улице а-ля Патриаршие, желательно с уютным приятным двориком, которого, к сожалению, пока у нас нет.

О проблеме выбора

Нужно было решить, кем мы будем. Будем ли мы «Персоной», у которой есть парикмахерская в каждом районе, по 20 штук у каждого метро? Или мы будем поддерживать свою атмосферу и открывать парикмахерские в интересных нам местах или городах, например, в Киеве.

Максимум для нас – это 3 точки, так как на большее количество может попросту не хватить энергии.

О новом общественном пространстве

Мы решаем не проблему общественного пространства, а проблему предоставления конкретной услуги. То, что делает Chop-Chop, востребовано в любом крупном городе. В Нью-Йорке и Лондоне тоже не очень много действительно классных мест, и еще одно не помешает даже там.

О призвании

Мы что-то да понимаем в мужских стрижках, в мужском стиле. Кто-то был журналистом, кто-то дизайнером, не учились парикмахерскому искусству, но нам нравилась эта эстетика. Мы сами видели себя в этих креслах и людей вокруг с качественными стрижками, стильно одетых. Нам этот образ сильно нравился.

О мужчинах-аутсайдерах

В советское время был зал женский и зал мужской. Сейчас это общее помещение и называется оно салоном красоты, но процесс похода туда по-прежнему дико неприятен. Как правило, рядом с тобой красят женщину, она сидит в фольге, неприятные запахи, надменный персонал. Мужчина теряется. Chop-chop – это мини-мужской клуб. Здесь приятные люди, с которыми ты легко можешь пообщаться, можешь выпить чашку кофе, пролистывая GQ.

Об ожидании провала

Были уверены, что тема покатит, потому что трезво оценили свои возможности. Стрижка – это естественная потребность, и люди по-любому потянутся. Это не сезонный бизнес, хотя, скажем, в последнюю неделю декабря наблюдается всплеск. Да и к тому же у нас не имидж-лаборатория, а классика, изысков никаких нет.

О скорости принятия решения

Сами шокированы быстротой появления. От самой идеи (это начало лета) до того момента, когда у нас была своя парикмахерская, прошло 3 месяца. Первый месяц мы вынашивали все это в голове, пытались уместить, сидели в Starlite и считали, сколько нам нужно постричь, чтобы зарабатывать, существовать.

О роли New York Times

В тот момент, когда мы хотели уже было открывать салон тату, у меня в голове крутилась полоса из New York Times, по-моему, 2009 года с заголовком «Barbershop Renaissance». Там опрятный дяденька в белой рубашке и жилетке машинкой подстригал клиента. Алексей сказал: «Смотри, сейчас мода на классику. Давай это будут стрижка и татуировки». И так пошла тема со стрижками, что от татуировок в результате отказались даже.

О важности Chop-Chop для города

Очень приятно, заходя в кафе или клуб, видеть своих клиентов постоянно. По прошествии этого года, как мы работаем, ребята реально стали гораздо круче выглядеть. Городскую среду меняем под себя и будем дальше менять.

Об однообразности

Мне было б дико приятно наблюдать однообразность на улице и в метро, если бы это была однообразность из сериала Madmen. Парни выходят из поезда, они все выглядят одинаково, прически, галстуки, шляпы. Все в серых пиджаках, брючках, начищенных туфлях. А вообще-то нам уже по 30 лет, и нас уже почти ничего не раздражает.

Мне было б дико приятно наблюдать однообразность на улице и в метро, если бы это была однообразность из сериала Madmen.

О лидерстве

Мы были первыми, и сразу пошла волна. В Питере Chop-Chop открыт по франшизе, кстати. Порой нас путают с барбершопом, но мы не бреем мужиков, это другая грань салонного бизнеса и разные ниши. Мы вообще не паримся по этой теме. Наш конкурент – любое место, куда заходит мужчина.

О мастерах

Если судить по качеству стрижек, то мы – номер один в силу того, что наша команда почти не меняется. С кем начали работать, с теми и продолжаем. В течение года парни стригут по 10-15 человек в день. Кто был хорошим мастером, стал очень хорошим. Они настолько хорошо знают свое дело, что вопросов по качеству у нас уже давно не возникает. Если честно, мы ищем новых ребят, но их не появляется практически.

О людях с Красного Октября

К нам ходят люди, которые не знают, что такое журнал «Афиша» и уж, тем более, что такое Красный Октябрь. Да, изначально были люди из особой тусовки, человек 60, за которыми потянулись еще и еще. Сейчас это совершенно другие люди: студенты, которые откладывают на стрижку и чуваки из первой сотни Forbes. Если все они приезжают, то мы счастливы. Кому надо, тот знает.

Наши мастера были классными ребятами и остались ими. Ну а теперь их еще и стали пускать в Simachev Bar.

О связи успеха и моды

Мы не будем меняться в зависимости от моды. Мы даем конкретную услугу: мужская стрижка. 80 процентов ходят не потому, что это модная парикмахерская, а потому что есть ассоциативный ряд: Chop-Chop, там стригут мужчин, хорошая стрижка. Мы избавляем парня от необходимости париться, где подстричься.

О смене трендов

Мы не потерям свое со сменой трендов. Мы делаем классические стрижки, у нас нет смены сезонных коллекций. Это как галстук и пиджак, они не могут выйти из моды. У меня перед глазами десятки примеров парикмахерских Стокгольма, Лондона, которые существуют уже сотню лет, есть новые, которым 15 лет. Вектор их развития похож на наш.

Об особом образе Chop-Chop

Мы имели образ камерной нью-йоркской парикмахерской с винтажными креслами, где классные молодые парни с бородами и татуированными руками стригут других классных парней. Смотрели в сети, путешествовали, было несколько конкретных примеров, которые мы и склеивали. Наше место не европейское. К примеру, в Лондоне принято вести себя чинно и застёгивать сорочку на верхнюю пуговицу. Мы хотели что-то более расслабленное.

О помощи GQ в раскрутке

Естественно, мы не использовали должностные полномочия для популяризации места, не рассылали пресс-релизы по базе, но я изначально были знаком с приятными людьми, а в остальном – мы умели складывать буквы в слова, а слова в предложения.

О положительном влиянии Facebook

За полтора месяца до запуска проекта мы открыли страничку в FB. Интересно ее вели и к началу работы парикмахерской имели уже 1200 подписчиков. Не было еще мастеров и парикмахерской в принципе, а сарафанное радио, естественная штука для любого малого, а главное, интересного бизнеса, уже приносило свои плоды.

О критериях отбора

Однажды мы поехали на Стрелку. Стали спрашивать, кто где стригся. Несколько человек говорят: «Меня стриг Коля Риш». Через 5 минут еще пара то же самое повторяет. Находим его в Facebook, он офигительно подстрижен. Пишем ему и через месяц начинаем работать.

Наш выбор – это приятный внешний вид и общая человеческая адекватность. Вот и все. Ну и чтобы хорошо умел стричь, хотя мы в этом и не сомневались, потому что нам уже кто-то его рекомендовал.

О недовольных

Уши не отрезали. Первые полгода сами сидели и видели, как люди реагируют на стрижку. Не помню, чтобы кому-то что-то не понравилось и кто-то вслух это высказал. Мы никогда не переделывали свои прически. Наоборот, приходят к нам из других салонов и просят переделать что-то.
Кому не понравилось, не придет уже или придет к другому мастеру.

Бывало, ребята выходили с поджатыми губами. Они привыкли к салонному бизнесу и не ожидали, что тут все происходит настолько casually. Администратор сидит, забросив ногу на ногу, и пьет кофе.
Иногда человек приходит, хочет свой какой-то вариант прически. Парикмахер его старается отговорить, а он все равно стоит на своем. Естественно, заканчиваются такие истории не очень хорошо.
К нам сложно записаться. Телефон время от времени не работает, так как не может справиться с количеством звонков желающих постричься именно у нас.

Об игнорировании слабого пола

Изначально были варианты взять девушек, когда поняли, что есть трудности с поиском хороших мастеров. Если бы появилась хорошая адекватная девушка, мы бы ее, безусловно, взяли, но она так и не появилась. Сейчас же уже глупо анонсировать подобные вещи. У нас все укомплектовано, все сложилось. Когда Chop-Chop будет открываться по франшизе, мы совершенно не против девушек. Важно, повторюсь, чтобы она была адекватная и знала свое дело.

О смене философии

За этот года мы не поменяли своего отношения к делу. Это как было фанки-бизнесом, так и осталось. Если меня спросят, какая у нас система налогообложения, я буду долго над этим думать. Об этом знает наш управляющий, наш бухгалтер и наш юрист. У меня есть команда, которая меня окружает и помогает решать вопросы, думает о том, о чем я думать не хочу.

О том, как поменялись парикмахеры

Наши мастера были классными ребятами и остались ими. Ну а теперь их еще и стали пускать в Simachev Bar.

О страхе перед переменами

Покинуть журналистику было не страшно. К тому моменту я уже устал, а через 2 месяца после того, как я ушел из основной работы, я стал получать в 5 раз больше. Женя занимался графикой и дольше всех продержался, совмещая должности до сентября.

Нужно сокращать тот gap от момента задумки до момента реализации.

О «работе на дядю»

Вы сайтом, а мы своим примером показываем, что в Москве, где очень мало всего нового и классного, можно и нужно что-то делать самому. Ты открываешь палатку с уличной едой, и тут же масса людей бежит к тебе, а через неделю тебе позвонят из Департамента культуры и пригласят участвовать в новогодней ярмарке. В городе очень мало информационных поводов, и нужно проявлять свою предпринимательскую смелость.

Совет

Не бояться, а брать и делать. Нужно сокращать тот gap от момента задумки до момента реализации. Мы сами шокированы тем, как быстро мы нашли то первое свое помещение через знакомого. Может быть, если бы прошло больше времени, мы бы плюнули на все и продолжили заниматься своими делами.

Нет ничего сложного, если ты отдаешь себе четкий отчет о том, что ты делаешь.

О трудностях

Нет ничего сложного, если ты отдаешь себе четкий отчет о том, что ты делаешь, и если есть в голове какая-то картинка того, как это будет выглядеть в будущем. Важно, чтобы и у твоих партнеров была схожая картинка.

О новом проекте

У нас есть конкретные планы уже в марте открыть парикмахерскую для девочек совместно с арт-директором Chop-Chop Колей Ришем. Это будет совершенно новый бренд, надеюсь, не менее удачный, а, может быть, и более. Мы хотим добиться глобального успеха и доказать, что удачный фанки-бизнес – это не миф, а реальность современной Москвы.

Фотографии Татьяны Крапивиной