main_page_thumb_oblogka-1

Текст Сергей Лебедев | 25.01.2013

Вы все еще верите, что экономика рациональна и подчиняется строгим математическим законам? Может быть, вы вообще воспринимаете ее как разновидность социальной физики? Если так — то жаль, очень жаль. Наши предыдущие статьи вас не убедили. Может быть, тогда вас убедит эта книга — «Психология рынка Forex» за авторством Т. Оберлехнера.

Motto этого труда — фраза «Рынки обычно так же объективны, как люди, наблюдающие за девятой подачей седьмой игры чемпионата США по бейсболу, когда команды «идут ноздря в ноздрю». Да, в США бейсбол очень популярен и вызывает бурю эмоций.

Пусть вас не смущает, что в названии фигурирует слово Forex. Речь идет о принятии экономических решений в целом, а валютный рынок вынесен в заголовок исключительно из рекламных соображений — хомячки остро реагируют на слово Forex и думают, что мгновенно разбогатеют на нем.
Но, еще раз подчеркну, идеи, изложенные в этой книге в той или иной степени применимы к любому рынку — наверное, даже рынку породистых котиков и японских мультфильмов с пометкой 18+.

Пара идей из книги:

Стадное поведение
Участники любого рынка склонны к стадному поведению, которое выражается в стремлении авторитетам и/или групповым нормам. Причем, чем неопределеннее рыночная ситуация, тем выше уровень стадного поведения. Определенную роль играет страх. Перспектива коллективно совершить ошибку не так страшна, как возможность ошибиться индивидуально.
«Светская мудрость учит, что для репутации лучше условно провалиться, чем нетрадиционно преуспеть», — резонно замечает на эту тему Джон Мейнард Кейнс.

«Залипание» на стратегиях статус-кво
Все бизнесмены имеют склонность безоглядно верить в эффективность собственных деловых стратегий и крайне редко меняют их. Даже если дела у компании идут не лучшим образом — а вернее, тем более, если дела компании идут не лучшим образом. Парадокс действительно заключается в том, что чем хуже идут дела, тем крепче становится вера многих бизнесменов в собственные убеждения. Посмотрите фильм «Бункер» 2004го года (тот самый, откуда по соцсетям расползалась куча роликов) — там очень четко видно, чем ближе подбирался пушистый зверек, живущий за полярным кругом, тем больше руководство Рейха рассуждало о возможности «собрать силы в кулак и переломить ход войны». Так бывает и в бизнесе.

С чем это связано?
Самым разумным представляется гипотеза когнитивного диссонанса, сформулированная Леоном Фестингером. Деловая стратегия основывается на мировоззрении, личной философской картине мира, а менять ее очень сложно. Более того, каждое новое решение, укладывающееся в эту концепцию, только закрепляет и усиливает ее. Поэтому, чтобы сменить курс, требуется изменить собственное мировоззрение, а это ой как не просто. И именно поэтому компании радикально меняют свою рыночную стратегию только со сменой руководства.

В качестве бонуса по случаю конца рабочей недели я затрону еще одну тему из книги.

Излишняя самоуверенность
Начинающим бизнесменам характерна чрезмерная уверенность в своих силах. На деле это объясняется нехваткой информации и отсутствие полной картины рынка. Чем опытнее бизнесмен, тем осторожнее он в своих прогнозах и оценках. Однако, некоторые так и не лечатся от излишней самоуверенности и умудряются интерпретировать всю новую информацию в ключе, подтверждающем их правоту. Как известно, 100 процентов социологов, опрошенных социологами, считают себя социологами с мировым именем. Также следует добавить, что совершенно неконструктивным является «экономический патриотизм». Если вы позитивно воспринимаете страну, то вы не сомневаетесь в перспективах ее экономического роста. Как показало одно исследование, канадские финансовые аналитики как-то предсказали рост канадского доллара по отношению к доллару США в 3 раза — утверждение, которое основывалось исключительно на их эмоциональном отношении к своей стране.