default-1

Текст Сергей Лунёв | 28.01.2013

Сервис знакомств, начинавший своё существование в Санкт-Петербурге, разрастался. Теперь уже можно констатировать, что TopFace – проект международный. HungryShark внимательно изучал сервис, зарегистрировался на сайте знакомств и даже заслужил статус «ценителя». Попутно выяснилось, что под маркой TopFaceTeam создавался не только сервис знакомств, но и медиа-ресурс VKurse, а также целая сетка популярных пабликов. С целью разобраться в перипетиях дейтинга, развитии социальных сетей и медиа HungryShark связался с CEO компании Дмитрием Филатовым. Вот что получилось.

 Сервис знакомств. Почему именно этим проектом вы стали заниматься? Внешне эта ниша выглядела заполненной?

 В начале 2010 года мы экспериментировали с разными идеями сервисов и приложений в социальных сетях. Дейтинг был, очевидно, пустой темой в тот момент, и мы обсуждали возможности сделать аналог Мамбы в Вконтакте. Практически случайно нам предложили купить приложение «Лице-мер», которое неплохо росло в тот момент и послужило отправной точкой для созданного годом позже Топфейс.

 Произошла эволюция сервисов знакомств – один из пионеров жанра damochka.ru был ориентирован на тексты. Были блоги, много различных игр с необходимостью что-либо писать – теперь суть сервисов знакомств сводится к тому, что все оценивают чужие фотки. Как вы думаете, с чем связано такое изменение? У людей всё меньше времени?

 Интернет вообще становится гораздо более ориентированным на визуальный контент –
Instagram и Pinterest убедительно доказывают, что даже в блогах можно прекрасно обходиться без текста вообще. И это самые востребованные форматы сейчас. Это происходит из-за того, что Интернет становится все более массовым и попсовым, а широкие народные массы, как известно, с текстами не очень комфортно взаимодействуют – смотреть и «лайкать фоточки» намного проще и требует значительно меньших усилий.

А свободного времени у людей, наоборот, все больше, и они ищут, чем бы его убить – популярность социальных сетей и развлекательных сервисов связана именно с этим. Более того, интернет-проекты теперь конкурируют за это самое свободное время с телевизором и хорошей погодой (в солнечные выходные в интернете всегда спад посещаемости).

 В качестве способа привлечения аудитории на FB вы придумали ход с вопросами про своих друзей. Насколько сильно он себя оправдал? Какими ещё способами вы привлекали аудиторию?

 С самого начала мы ориентировалась на вирусное продвижение и до сих пор не потратили ни копейки на рекламу. Мы придумываем различные игровые механики, которые интересно использовать с друзьями и именно таким образом мы стимулируем людей приглашать друзей – просто так интереснее. Конечно, это себя оправдывает – сейчас у нас более 47 млн. зарегистрированных пользователей.

Сейчас у нас более 47 млн. зарегистрированных пользователей

 Сервисы быстрого дейтинга появляются регулярно. Есть сугубо приложения с быстрым дейтингом для iOS вроде Yumixo. Насколько, на ваш взгляд, они перспективны? Или это скорее история для западного менталитета?

 Быстрый дейтинг – специфическая история. Мне кажется, они в основном ориентированы на «мужской» менталитет: главное – брать скоростью и количеством. Девушки чаще мыслят категориями надежности и адекватности партнёра, им нужно в среднем больше времени для перехода на каждую следующую стадию отношений. И пока мы не видели серьезно выстрелившего быстрого дейтинга. Тем не менее, мы внимательно следим за их развитием и всегда готовы поменять свое мнение, если вдруг жизнь покажет, что это работает.

 У вас есть разветвлённая сеть подписок TopFace по городам. Насколько это оправданный шаг?

 Наши публичные страницы – это имиджевый проект, как и календарь Топфейс. Наша цель состоит в том, чтобы показывать людям, какие красивые люди живут в их городе и у каждого человека есть возможность попасть в такой паблик, чтобы о нем узнали миллионы людей.

 Обычно три проблемы называют для сервисов знакомств – фейки, несовершеннолетние и аккаунты проституток. Как вы боритесь с ними? 

 Мы столкнулись с этой проблемой сравнительно недавно и сейчас работаем над «умной» системой модерации. С детьми у нас проблем нет, так как подавляющее количество пользователей заходит к нам через собственные аккаунты в социальных сетях, и мы знаем их реальный возраст. Фейков мы умеем вычислять, сравнивая фотографии с теми, что размещены на других сайтах, а проституток просто быстро баним (либо сами вычисляем, либо пользователи жалуются).

 Насколько важна геймификация для сервисов вроде TopFace. Есть в сервисе различные единицы – симпатии, монеты и есть статус «самые красивые». Как вы это всё продумывали? Брали ли вы консультации у психологов? 

 В TopFace популярна практика экспериментов: мы регулярно пробуем новые сценарии знакомств, а также новые способы мотивации пользователей. Вдохновение для этого мы черпаем из различных источников: у ведущих психологов, иногда даже у пикаперов, и, конечно, смотрим на реакцию пользователей. Удачные находки приживаются, от менее востребованных мы отказываемся.

У нас есть внутренняя валюта – «монеты», которой можно осуществлять те или иные расходы. Пользователи могут не только покупать их, но и зарабатывать – мы предлагаем им разные сценарии. Что можно сделать, используя внутреннюю валюту? Например, возможность выставить своё фото на всеобщее обозрение в каком-то городе, возможность повысить свой рейтинг среди других анкет, различные подарки для других юзеров.

 Как вы решили вопросы с приложениями как для мобильных платформ, так и для социальных сетей. Вы могли бы назвать порядок цен на запуск приложения для iOS, Android и VK c FB?

 Все наши приложения (ВК, FB, ОК, ММ, iOS, Android, Amazon) – это полностью наши собственные разработки, причем каждая из которых десятки раз менялась после анализа отзывов и статистики.  Приложения такого уровня – это сотни тысяч долларов на каждый из типов, такая стоимость складывается главным образом по причине необходимости большого количества доработок и изменений.

Например, почти сразу после выпуска первых версий мобильных приложений для iOS и Android мы поняли, что надо их полностью переписывать, и через полгода выпустили совершенно новую вторую версию для обеих платформ. И почти все разработчики проходят через этот процесс, так как при реальном использовании выясняется, что очень многое было не учтено на этапе проектирования, и хочется сделать лучше.

 Какое соотношение с основными конкурентами – Mamba и Badoo. Как вы собираетесь бороться за аудиторию и монетизацию?

 Мы уже давно международный сервис, поэтому основные наши конкуренты – это BadooZooskTwoo. Перед каждым из них у нас есть свои конкурентные преимущества, и мы чувствуем себя на этом поле вполне уверенно. Что касается монетизации, мы пытаемся очень осторожно вводить новые платные функции, чтобы не испортить отношение пользователей к сервису, тем не менее, за последний год мы смогли увеличить долю платежей пользователей в доходах с 10% до 60%.

 TopFace сделан на нескольких языках, то есть у вас есть желание развиваться на весь мир. Как вы планируете привлекать заграничную аудиторию?

 С середины 2011 года наше приложение работает в Facebook, и число пользователей в разных странах сразу же значительно выросло. Приложение переведено уже на 14 языков, и мы активно продолжаем процесс локализации на новые языки. Из 47 миллионов пользователей около 50% – зарубежные, особенно активно развивается проект в Латинской Америке, Турции и Южной Европе. В 2013 году мы планируем усилить экспансию – например, попробовать зайти на в китайские соцсети RenRen и QQ.

 Какие способы монетизации TopFace вы используете – монетизация за счёт аудитории, реклама. Может быть, ещё какие моменты? Много ли у вас пользователей с платными подписками?

 Мы живем за счёт рекламы и платных сервисов, работая по модели freemium.  Среди наших клиентов как средние компании, так и настоящие мастодонты – ведь у нас очень широкие возможности настройки таргетирования. Компания прибыльна фактически со своего основания, и это позволяет нам активно развиваться.

 Привлекали ли вы инвестиции под TopFace? И как вы смогли заинтересовать инвесторов, если привлекали?

 Инвестиционные фонды мы не привлекали. То есть инвестиции сделаны за счет основателей проекта. Тем не менее, сейчас мы общаемся с рядом инвестиционных фондов на тему возможных инвестиций для ускорения роста проекта за рубежом.

 TopFaceTeam занимается не только TopFace, но ещё и ресурсом VKurse.ru и рядом пабликов на VK. Что было до, а что было после и как вы строили сеть управления?

 У нас есть компания Sonetica, благодаря которой изначально появился журнал ВКурсе, TopFace и сеть пабликов. Это самостоятельные проекты, которыми занимаются разные люди, объединенные на уровне учредителей и помогающие друг другу. Первым из них был журнал ВКурсе – в начале 2010 года нам казалось, что крупнейшей социальной сети в России необходимо своё СМИ, и мы сделали его в виде приложения. Затем появился TopFace и ряд других проектов, паблики – это инициатива наших сотрудников, которым было интересно развивать такой новый вид медиа, и мы их поддержали.

 VKurse.ru построен на противопоставлении утвердившейся медиа-среды. С чем связано такое позиционирование?

 ВКурсе – первый журнал самой популярной российской соцсети. Материалы Вкурсе пишутся в таком формате, чтобы их легко и непринуждённо воспринимали в своей ленте новостей пользователи с любым образованием и интересами. Например, исторические факты или научные темы подаются в легко воспринимаемом формате, простым языком, однако от этого содержательная часть не страдает. Для пилотного номера интервью дал Павел Дуров, который весьма редко общается с журналистами.

Внутри ВКурсе существует 20 тематических разделов — каждый из них связан с соответствующей ему публичной страницей ВКонтакте. Это позволяет формировать уровневые аудитории вокруг конкретной рубрики. Если вам интересны только путешествия, а больше ни о чем читать вы не хотите, подпишитесь на трэвел-паблик и следите за обновлениями раздела через него.

 На наш взгляд, можно заявлять уверенно, что VK постепенно победил Facebook даже для продвинутой аудитории. При этом постепенно ужесточаются правила для популярных пабликов – многие из них выводят из поиска, а некоторые даже блокируют. Как Вы думаете, с чем это связано?

 Безусловно, это оправданная и даже необходимая мера. Вы можете видеть сами, как с ростом общего числа пабликов растёт и количество рекламы сомнительных товаров и услуг, некачественного контента, вплоть до каких-то мошеннических схем. Администрация ВКонтакте внимательно следит за этой динамикой и оперативно принимает меры.

 Вы из Питера. У вас образовалась своя тусовка стартапов. Плюс самый успешный стартап VK – питерский. Есть ли ощущение комьюнити?

 На самом деле – да. Во-первых, у нас существует практика обмена опытом, причём это действительно полезные знания и опыт решения сложных проблем, с которыми сталкивается любой руководитель интернет-компании. Во-вторых, отношения между петербургскими интернет-компаниями строятся несколько иначе, чем в Москве: в Москве хорошим тоном является потроллить и поподкалывать друг друга, в Петербурге ты скорее увидишь поддержку со стороны коллег и гораздо более дружеское отношение.

 Ну и традиционное – какие планы? Может быть, собираетесь создать ещё один какой-то массовый проект?   

 Сейчас основной фокус – это развитие TopFace. На сегодняшний день TopFace один из тех нескольких российских проектов, успешных за рубежом. Возможность приехать, например, в Лондон и увидеть, как твоим сервисом пользуются его жители – это фантастический опыт. К тому же, нам удалось собрать такую команду, что каждые выходные я жду, когда же наступит понедельник и можно будет вернуться к работе. Уверен, что впереди у нас еще много всего интересного.

Фотографии предоставлены TopFace

Иллюстрация Юлии Печенкиной