DaniilKravtsov990x660

Текст Дина Мусина | 29.01.2013

Скорость и эффективность — главные показатели в работе, особенно когда в деле принимают участие несколько людей. Обсуждать текущие вопросы вне офиса, дистанционно, не всегда удобно. Конечно, есть способы оптимизировать рабочий процесс. Многофункциональное веб-средство Google Wave, например, решало проблемы коллективной работы с документами, файлами, текстами, программным кодом… К сожалению, сервис не набрал должной популярности и был закрыт в феврале прошлого года — пользователи лишились средства для коммуникаций и сотрудничества.

Проект Rizzoma — платформа для совместного решения рабочих проблем и общения. Rizzoma комбинирует сразу несколько инструментов: мессенджер, почта, таск-менеджер, текстовый редактор, вики, файловое хранилище, позволяет использовать LaTeX-формулы, создавать диаграммы связей (mindmap), получать необходимую информацию в простом и доступном виде.

О перспективах реинкарнации Google Wave, поиске инвестиций в Силиконовой Долине и новых возможностях коллективных коммуникаций корреспонденту HungryShark рассказал CEO компании — Даниил Кравцов.

 Даниил, расскажите об идее создания и запуске проекта.

 Сайт запустился в январе 2012 года. У меня достаточно хороший бэкграунд классического программирования — я с детства участвовал в олимпиадах. Позже, уже будучи студентом 2 курса ТУСУР, я начал писать софт, и втроем с университетскими друзьями мы написали платформу, которой начали пользоваться букмекерские конторы. Около 10 лет писали софт для игорного бизнеса, для букмекерских контор Азии, Европы, России. Для того, чтоб понимать, как это устроено, мы даже открыли спортбар, в котором принимались ставки.

В определенный момент стало накапливаться очень много информации, много процессов, которые мы автоматизировали. Это не только веб-приложения, но и процессы в оффлайн-бизнесе. Мы начали использовать Google Wave в работе. У нас были планы по расширению бизнеса в других странах, в бывших советских республиках. В этот момент Google Wave закрылся. Сервис был очень нужен — многие задачи решались именно там. Тогда и возникли мысли о создании Rizzoma. Закрытие Google Wave давало большие возможности для нас, поскольку огромное количество образованных людей, так называемых knowledge workers, остались без альтернативы. И мы решили сделать свой схожий проект, чтоб преодолеть проблему первого шага стартапа и приобрести early adopters.

Даниил Кравцов, 29 лет, выпускник ТУСУР, студент ИТМО (master of technology entrepreneurship).

 

 То есть вы получили готовых мотивированных пользователей, которым сервис нужен для работы?

 Все было не так идеально. Сервис во многом отличался от Google Wave — у нас и идея другая, и фокус на другом, и мы не сделали многого из того, что было в Google Wave, а что-то сделали по-другому. В первый месяц сайт получил около 10000 пользователей.

 А какая сейчас динамика роста пользователей?

 На данный момент у нас 40000 пользователей. Мы растем примерно на 10-15% в месяц.

 На кого ориентирован ваш сервис?

 Это сложный вопрос. Так вышло, что у нас много пользователей разных групп — студенты и учащиеся, IT-компании, стартапы, веб-студии, гейм-девелоперы, дизайн-студии… Мы смотрим в сторону краудсорсинга. Как показало наше исследование, большинство краудсорсинговых проектов нацелены на то, чтобы отсеять хорошую идею. У нас другая задача — эффективный процесс коммуникаций. Ключевая идея нашего сервиса: мы меняем коммуникации. Сейчас наша задача — найти самый быстрорастущий рынок, на котором мы сфокусируемся. Многие используют Rizzoma в образовательных целях. Много университетов, достаточно крупных, в группах ведут лекции или домашние задания: биологический исследовательский институт, Гаагский центр стратегический исследований.

 А российские университеты?

 Да, у нас есть мнение, что некоторые российские вузы пользуются Rizzoma — это доказывает наше исследование социальных графов, но мы пока не успели выйти с ними на связь. Мы всегда общаемся с нашими пользователями и рады получать комментарии и предложения.

 У вас много категорий пользователей. Вам не кажется, что ориентироваться на всех одновременно слишком дорого?

Маркетинг маркетингу рознь, у нас он достаточно дешевый. Все, что мы используем — контекстная реклама и одна landing page, которая делается за несколько дней. Дальше экспериментируем с заголовками, с каналами, с рекламой. На это тратится не так много денег, и фокусироваться на одном рынке сейчас я считаю опасным. Нашей основной задачей было открыться до закрытия Google Wave, до 1 февраля 2012 года. В середине декабря мы сделали первую страничку, на которой пользователи могли оставить e-mail для регистрации. Мы начали писать комментарии в публичных волнах Google Wave, написали о себе в разных блогах, а самое важное — сделали экспорт из Google Wave в наш сервис. Так мы получили базу в 300 000 пользователей, (а всего в Google Wave было несколько миллионов пользователей), правда, всем не смогли разослать e-mail, до закрытия Google Wave оставалось всего 5 дней, и мы стали отсылать по 10 000 писем в день, но серверы нас блокировали. Разослали мы 50 000 писем, и примерно 10 000 людей стали нашими пользователями.

 Первое, что бросилось в глаза – ваш сложный англоязычный интерфейс на сайте.

 Да, российский рынок для нас не является приоритетным. Landing page есть на русском языке, а интерфейс внутри сервиса — только на английском. У нас русских пользователей около 20%, пользователей из США около 35%, около 25% — из Европы.
Сложность интерфейса – это наша недоработка, мы стараемся исправить это.

 А название откуда взялось такое странное?

 Это термин постмодернизма из философии Жиля Делёза, в переводе с французского ‘rhizome’ – корневище. Идея в том, что у этого корневища нет центра, нет оси, нет основной части, его можно по-разному рубить, и оно все равно будет расти. У интернета та же модель. В современном мире появляются такие структуры, мир меняется. Все системы коммуникаций, которые были до этого – линейные, последовательные. Все документы, связанные между собой, составляют Rizzoma.

 В чем основные преимущества сайта?

 У каждого типа пользователей разные задачи, и в зависимости от этого мы решаем возникающие проблемы. Например, блогеры и журналисты могут коллективно писать статьи. Также Rizzoma подойдет компаниям, которые активно общаются по e-mail и используют Google Docs. Наше преимущество в том, что можно общаться внутри документа. Многие сейчас используют Google Docs, но непосредственно коммуникация все равно происходит в других системах. Мы фокусируемся на эффективном общении, которое может происходить только внутри контекста. Например, если у вас есть вопрос к определенной части текста или к конкретному предложению, то вы пишете примечание к нужному фрагменту, там же вам и отвечают. Говорят, что это очень похоже на редактирование в Google Docs или Word, но это не так. В этих системах общение линейно — невозможно написать комментарий внутри комментария, а также есть жесткое архитектурное разделение между примечаниями и текстом, и поэтому люди не могут общаться внутри документов. У нас же это разделения не такое фундаментальное: документ развивается не в линию, а вглубь благодаря возможности вести диалог в контексте, и на выходе получается структурированный материал. И какого бы объема он ни был, с помощью zoom-интерфейса можно легко найти интерeсующую информацию или переключить просмотр в режим mindmap. Основная задача нашего сервиса — сделать удобный инструмент по структурированию информации, которая рождается во время коммуникации.

 

Основная задача нашего сервиса — сделать удобный инструмент по структурированию информации, которая рождается во время коммуникации.

 Тяжело было искать надежных людей, инвестиции для запуска стартапа?

 Как команда мы давно существуем, а несколько ключевых сотрудников присоединились во время развития проекта. Сейчас в команде 17 человек, плюс около 6 человек, работающих на аутсорсе, и несколько сотен человек, которые помогают нам в форме краудсорсинга с интерфейсом, с переводами текстов, с определением приоритетом.

В самом начале мы вложили около 200 000$ собственных денег. Мы знали, что Google Wave закроется, но продолжали экспериментировать с технологиями, идеями, концепциями, потому что это был достаточно дешевый прототип, который можно было прощупать. Были возможности расширить функционал Google Wave. Также мы получили 700 000$ инвестиций от русских бизнес-ангелов, инвестор знал хорошо одного из членов нашей команды – Владимира Кобзева, поэтому поверил именно в людей, в команду, решил пойти на риск. Ему понравилась идея, он ее понял, он увидел, что у нас есть первоначальные планы по маркетингу: как получить первых пользователей и т.д. Сейчас ищем следующий раунд инвестиций, планируем в феврале поехать в Силиконовую долину за поиском инвесторов.

 А как же монетизация?

 Мы не уверены, что нужно это сейчас делать, потому что монетизация приостанавливает рост проекта: смещается фокус внимания. Монетизировать наш проект не сложно: среднее время использования сайта – 45 минут, довольно много. Rizzoma существует для помощи в бизнесе и решении задач, многие готовы платить за это. Мы делали опрос, и 30% согласились оплачивать наш сервис. Рост в данный момент более ценен. Имеет смысл начинать монетизацию при наличии хотя бы 100 000 пользователей, не раньше.

Монетизация приостанавливает рост проекта: смещается фокус внимания.

 Будут приложения для мобильных платформ?

 У нас уже есть мобильная веб-версия, мы сейчас разрабатываем Android-версию, позже возьмемся за iOS. Конечно, публикация приложения в Google Play даст прирост пользователей. Также выходим и на другие рынки, для этого сейчас доделываем mind map-версию, сделали drag-and-drop, поэтому мы достаточно позитивно настроены.

 Были какие-то сложности в работе?

 Сомнения есть всегда, не все шло гладко, конечно. Много было ситуаций, когда в последние дни на последние деньги решались вопросы в проекте. Я считаю, что существующая линейная система коммуникаций в интернете неэффективна и неудобна, многие, и мы сами в том числе, уже привыкли к Rizzoma, и вернуться к обычной модели общения уже невозможно. Именно поэтому у нас есть стимул работать и двигаться дальше.

 Советы стартаперам и секреты успеха.

 Многие говорят, что нужно знать, куда идти: иметь четкий план, точные цели… Рынок плохо прогнозируем, его скорость изменения очень высока. Лучший совет сейчас — быть гибкими, быстро реагировать и мгновенно принимать решения, подстраиваясь под среду.