Текст Сергей Лебедев | 30.01.2013

Помните, мы говорили о российском авторе — Александре Орлове, который додумался до того, как использовать модель Портера для рейдерских захватов, и назвал ее РЕТРОП — то есть Портер наоборот? У него тоже есть своя книжка, и называется она «Война за доли рынка. Конкурентные бои без правил«.
Книга во многом заточена на юридические аспекты давления на конкурентов, поэтому читается местами достаточно тяжело. К примеру, достаточно часто и в больших количествах перечисляются документы, которые необходимы для организации внеплановой налоговой проверки у конкурента или организации административного ареста его топ-менеджеров. Неприятно, правда? Live in Russia instead of watching Godfather!

Давайте считать, что мы рассказываем об этом всем только чтобы вы были хотя бы немного в курсе и помнили, что в вашей Кремниевой долине могут появиться настоящие пираты.

В каком случае вам следует задуматься — не планирует ли кто-то атаку против вашей компании?

  • Кто-то активно скупает акции. Обычно это происходит на внебиржевом рынке и небольшими пакетами
  • Кто-то проявляет нетрадиционную для бизнеса мягкость, уступая кредиторскую задолженность
  • Кто-то зачем-то собирает информацию о предприятии
  • Вы зависите от небольшого числа поставщиков или покупателей
  • Иски к вашей компании предъявляются в далеких для вас судах (вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, а иск предъявляется на Сахалине)

Насчет скупки акций — думаю, все понятно. Тот, кто скупает акции, хочет запросить внутренние документы и/или получить право голоса. Тот, кто уступает кредиторскую задолженность, может действительно быть очень милым человеком, а может и планировать обанкротить вас таким образом. Особенно, если ваши договоренности нигде не фиксируются.
Ну и понятно, что заставлять вас мотаться через пол-страны из-за каждого иска — отличный способ парализовать работу вашей компании.

Также полезно знать, где именно можно отыскать о вас информацию.

Интернет. Иногда ваши сотрудники оказываются излишне болтливы, поэтому часть корпоративных секретов можно узнать, просто посетив форум компании или другие тематические ресурсы. Совет — не обижайте своих сотрудников.

Госреестр. Уплатив небольшую пошлину, конкурент сможет узнать о вашей компании если не все, то очень много.

Общественные объединения. Если вы состоите в Клубе любителей британских котиков — это не проблема. А вот если речь идет о каком-нибудь «Союзе IT-стартаперов», то в таких организациях наверняка есть информация о вашей деятельности.

Судебные иски. Увы, но подать на вас в суд- тоже неплохой способ собрать о вас информацию. Истец (то есть конкурент) вправе затребовать данные для подготовки к прениям. Такие дела.

Пожалуйста, ведите свой бизнес честно и будьте готовы ко всему.