democracy

Текст Редактор | 31.01.2013

За 14 месяцев своего существования «Демократия» успела стать заметным событием в истории отечественного рынка мобильных игр. Число загрузок приложения уже идет на сотни тысяч (только среди зарегистрированных пользователей Game Center для iOS это значение составляет 224,704 загрузки на 30 января 2013 года). По сравнению с успехом тех же Angry Birds эти цифры могут показаться более чем скромными, но не стоит забывать о двух факторах. Во-первых, каждый из тех, кто скачал себе «Демократию», может ассоциировать себя с определенной фигуркой на игровом поле, будь то оппозиционер, чиновник с мигалкой, активист или простой избиратель. Другими словами, игра — это срез нашего общества. Во-вторых, это едва ли не первое в России игровое приложение в жанре острой политической сатиры, имеющее свою «вселенную» персонажей и действий, подробно изображающих жизненные реалии. HungryShark изучил причины успеха «Демократии».

Первый шаг к созданию «Демократии» был сделан в мае 2011 года, когда внутри минской компании Prosto Games возникла студия NeskinSoft. Под руководством ведущего разработчика Сергея Нескина она приступила к созданию игр для платформы iOS. У новой команды разработчиков на тот момент уже был опыт создания мобильных головоломок: осенью 2010 года под брендом NSMedia Сергей Нескин выпустил две игры для AppStore. Это Dolphin Saves the GULF, в которой игроку предстоит спасти Мексиканский залив от подводных «нефтяных монстров» руками бравого дельфина с лазерным оружием, а также BottleConveyor, напоминающую Purble Place для Windows: задача игрока — управлять конвейером с бутылками и смешивать в них различные виды газировки. Обе игры не получили большого распространения, с начала 2011 года для них не было выпущено ни одного обновления.

Путем проб и ошибок белорусская студия искала свою нишу на рынке мобильных приложений: до «Демократии» они создали несколько проектов головоломок, которые так и остались на стадии разработки. В сентябре 2011 года NeskinSoft начали активно работать над созданием игры в жанре 3-in-a-row, когда три одинаковые фигурки, размещенные подряд по вертикали или горизонтали, исчезают, освобождая место на игровом поле. Партия считается проигранной в том случае, если не останется ни одной свободной клетки. С самого начала минские разработчики стремились как-то разнообразить игровой процесс, сделать шаг вперед внутри ставшего уже классическим жанра. Их задумка состояла в следующем: они намеревались создать такую программу, в которой три одинаковые фигурки в ряд «мутировали» бы в другую, более высокого уровня, а не исчезали с поля лишь для того, чтобы очистить на нем место. Проводя эксперимент на рабочем прототипе, разработчики выяснили, что эта идея не так сложна в реализации. Таким образом, к ноябрю будущая «Демократия» с технической стороны была полностью готова. Последним и самым трудным шагом был поиск сюжета.

Будет ли новая игра вестерном или местом ее действия должен стать современный мегаполис, а может стоило бы освоить просторы далеких галактик? Решение было найдено исходя из маркетинговых установок компании. Перед тем, как выкладывать игру на международном AppStore, руководители компании предпочли «обкатать» ее на российском рынке. Растущая в интернете популярность Алексея Навального, недовольство предвыборной «рокировкой», многочисленные «вирусные ролики» и всплеск интереса к политике натолкнули разработчиков на мысль — чтобы игра стала популярной, она должна быть актуальной и злободневной. За несколько дней была продумана цепочка «мутаций» фигурок (урны для голосования — депутат — Госдума; чиновник — министр — Правительство и так далее), после чего NeskinSoft приступили к созданию эскизов. Были также введены дополнительные «перемещающиеся» персонажи: активист движения НАШИ, полковник КГБ. В начале декабря игра была полностью готова.

«Демократия» поступила в AppStore 10 декабря 2011 года, в тот самый день, когда тысячи людей вышли на первый за 20 лет массовый митинг в Москве. В течение первого дня игру загрузили 67 человек. Ажиотаж начался с понедельника 12 декабря, когда снежный ком ретвитов и репостов стал увеличиваться в геометрической прогрессии, уже к 14 декабря игра заняла первое место в русском AppStore, количество загрузок приложения стало измеряться десятками тысяч.

Такой резкий взлет разработчики справедливо восприняли как выданный им кредит доверия, поэтому приняли решение систематически развивать и дорабатывать «Демократию». Первое обновление вышло 22 декабря 2011 года, с тех пор с периодичностью примерно раз в месяц появилось 12 апдейтов, последний из которых (от 15 декабря 2012 года) позволяет делать скриншоты своего игрового поля в стиле снимков Polaroid и выкладывать их в различные социальные сети.

В чем секрет успеха «Демократии»?

1. Игра распространяется по так называемой модели free2play, при которой приложение бесплатно, но в таком виде имеет некоторые ограничения. В данном случае это скорость совершения ходов. Пока пользователь не перечислил 1 доллар, он имеет возможность сделать не более одного хода за 10 секунд. В отличие от демо-версий, в которых присутствует ограничение по уровням или по времени в игре, бесплатная «Демократия» такое же полноценное приложение. Пользователь сам решает, является ли для него неудобством лимит на 6 ходов в минуту.

2. Разработчики стараются максимально оперативно реагировать на политические события в стране, отчего игра продолжает оставаться современной и актуальной. Например, 10 мая, через несколько дней после инаугурации, студия выпустила апдейт, в котором поменялись местами фигурки президента и премьера. В конце лета линия «золото — Прохоров — Ё-мобиль» уступила место фигуркам «Храм Христа Спасителя — Pussy Riot — Мадонна».

3. Интереса игре придают и регулярные модификации геймплея. Скажем, несколько последних обновлений добавили в игру галерею ачивок (достижения, за которые даются бонусы) и персонажей с новыми функциями.

4. Не стоит забывать и об игровом балансе, который поддерживают разработчики, чтобы не потерять фанатов «хардкора» и одновременно привлечь неофитов. Линейки старшинства фигурок постоянно расширяются в противовес персонажам, упрощающим игру. Например «Блогеру-юристу», перемещающему предметы по полю, противостоит «Духовно богатая дева», которая играет роль  своеобразного Пакмэна, поедающего фигурки денег.

5. Важной составляющей успеха игры является ее проникновение на различные платформы. Если изначально она создавалась для iOS, то теперь разработчики импортировали ее на Android и сделали приложение для ВКонтакте. К слову, январское обновление для Google Play содержит несколько больше персонажей, чем можно найти в AppStore.

6. «Демократия» собрала в себе отсылки ко многим классическим игровым жанрам, начиная от 3-in-a-row, заканчивая Pacman и даже отечественными «пятнашками». Такое разнообразие приводит к значительному числу ошибок, но регулярные обновления помогают их исправить.

7. Наконец, провокационность «Демократии», высказывания «на злобу дня» с элементами черного юмора, но без агитационного пафоса и газетных сенсаций, внесли, пожалуй, наибольший вклад в популярность этого приложения.

Таким образом, если не только первый, но и второй,  и третий блин у предпринимателя будет получаться  комом, это не значит, что рано или поздно он не сможет создать свой opus magnum.

Похожие игры.

«Партийная линия». Своеобразная дань уважения студии NeskinSoft классическим головоломкам 4-in-a-row, выпущенная в сентябре 2012 года. На квадратном поле в случайном порядке появляются портреты российских лидеров от Ленина до Путина, которые нужно перемещать так, чтобы одинаковые фигурки вставали по 4 в ряд и исчезали, освобождая место другим комбинациям.

«Triple Town». Головоломка, которая впервые появилась на Facebook в 2010 году, а позже была портирована на другие платформы. Послужила вдохновением к созданию «Демократии». В задачу игрока входит строительство средневекового города: из трех выставленных по прямой домиков получается замок, из трех кустов — дерево и так далее.

«Скарабеи Фараона». Классическая игра в этом жанре, которую, правда, тяжело отнести к разряду 3-in-a-row, поскольку в ней с трудом выделяется понятие «ряд». Вместо квадратов игровое поле разделено на шестиугольники, в которых находятся скарабеи разного цвета и размера. Смысл игры — убирать с поля жуков, которые сидят в соседних клетках, имеют один цвет, но разные размеры.

«Lines». Прообраз всех подобных игр. Игрок передвигает цветные шарики на поле 9х9 клеток таким образом, чтобы составить линию из пяти одноцветных фигурок. За один ход появляется три новых шарика, тогда как возможно переставить только один.