990na660

Текст Вадим Квачев | 31.01.2013

Миссию HS в немалой степени составляет превращение достаточно сложных и скучных вещей в простые и веселые. На этой неделе мы обратили свой взгляд на призвание, которое составляет значительную часть любого бизнеса. Инновации, HR и SMM это, разумеется, важно, но без бухгалтерского учета фирма похожа на телегу без колес. Эта статья – попытка рассказать о бухгалтерии (которая, без сомнения, является наиболее загадочным разделом чародейства). Если вам лень читать ФЗ №402, а узнать о бухгалтерском учете хочется,  то бухгалтерский ликбез от HugryShark – это для вас.

Кипукамайоки

Первые в истории бухгалтеры, инкские кипукамайоки, фиксировали учтенные данные в виде узелков. Разобрать такое узелковое письмо мог только другой специально обученный чиновник. Спустя тридцать веков в бухгалтерии в этом отношении ничего не изменилось. Не верите?  Откройте «План счетов бухгалтерского учета».

Но к чему все эти сложности? Конечно, если вы продаете лимонад, то единственное, что вам нужно – это запись по типу «расходы-доходы». В расходы вы записываете количество лимонов и сахара, а в доходы – цену стакана лимонада, помноженную на количество проданных стаканов. Под чертой – виват! – чистый доход, который покроет стоимость лимонов и сахара.

Однако доходно-расходный учет позволяет нам отслеживать только внешнюю сторону финансовых операций, не учитывая основные средства. Первым заметил такое безобразное положение вещей в XV-XVI вв. Лука Пачоли и предложил отмечать не доходы и расходы, а «кассу» и «капитал» в виде двойной записи. В XVIII бухгалтер Франсуа Бертрам заменил эти названия на хорошо знакомые нам «дебет» и «кредит», а заодно и ввел правило дебетования и кредитования, носящее его имя (которое я поясню чуть ниже). Такая система, названная «двойной записью», позволяет отслеживать все(!) изменения капиталов, обязательств и активов в деятельности предприятия.

Двойная запись

Двойная запись – это основополагающая заповедь бухгалтерии. Согласно ей, активы беспрестанно борются с пассивами, и борьба их должна всегда приводить к сальдо (то есть к нулю, активы должны быть равны пассивам). Активы представляют собой все, что у вас есть. Пассивы  — все источники, откуда берутся активы (капитал плюс обязательства). Активы отражаются в дебете (на левой стороне двухсторонней записи), а пассивы – в кредите (на правой стороне). Согласно правилу Бертрама, каждая операция меняет число и в дебете, и в кредите.

Эта логика, которая не совсем соответствует простому арифметическому рассудку, на самом деле довольно проста. Каждая хозяйственная операция, оказывается двухсторонней – увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение средств. Однако уменьшение средств отражается увеличением кредита и уменьшением дебета, а увеличение, соответственно, наоборот. Говоря проще, дебет – это то, что нам должны, а кредит – то, что должны мы.

Например, если мы получаем 1000 рублей за товар в дебет, то ее же записываем и в кредит, поскольку должны на эту суму изготовить продукт – из материалов, которые числятся в кредите как капитал. Мы получили деньги не просто так, а для чего-то – вот справа и запишем, для чего. При всем при этом, сумма в правом столбце нашей двухсторонней записи должна равняться сумме в левом столбце, то есть актив должен соответствовать сумме обязательств и капитала (быть обеспечен либо тем, либо другим). Иными словами, ваши активные средства даны вам кем-то на что-то (и тогда им соответствуют обязательства) или же их источником является капитал.

Бухгалтер, милый мой бухгалтер

Теперь поговорим о том, для чего вообще нужна бухгалтерия. Без ведения отчетности бизнес невозможен. Помимо налогового учета, бухгалтер на предприятии ведет отчетность по всем изменениям во всех видах капитала. Отчетность служит как для внутреннего (руководство), так и для внешнего пользователя (государство и инвесторы), которые таким образом составляют свое впечатление о деятельности предприятия.

Смотрели сериал «Твин Пикс»? Одна из сюжетных линий там – вокруг двух бухгалтерских книг, настоящей и фальшивой, которая свидетельствует о банкротстве предприятия и, будучи опубликованной, позволит купить его за бесценок.

Бухгалтерская отчетность, наряду со стоимостью акций – способ донести информацию до делового сообщества и государства о состоянии дел в организации. В этом смысле бухгалтер выполняет не только функцию по внутреннему контролю за изменением капиталов, но и управления с помощью отчетности отношениями с профессиональным сообществом инвесторов и аудиторов.

Культурный аспект

Все вы слышали анекдоты о бухгалтерах, которые всегда отвечают за финансовые махинации в фирме. Бухгалтерия вызывает в любом человеке, который в ней не разбирается, мистический ужас, который похож на ощущения от столкновения со сверхъестественным. Между тем, бухгалтерия и бухгалтерское дело – не что иное, как особая профессия, для которой характерен специфический набор знаний, компетенция, собственный язык и профессиональная культура и этика.

Бухгалтерия имеет особый ритм жизни, который предопределен деятельностью предприятия, сдачей отчетности (подобно русской ментальности, которая веками определялась интенсивными урожайными работами крестьянина и его бездеятельностью в течение холодного времени года) и культуру, которой сложно проникнуться человеку постороннему.

Бухгалтерия имеет особый ритм жизни, который предопределен деятельностью предприятия, сдачей отчетности (подобно русской ментальности, которая веками определялась интенсивными урожайными работами крестьянина и его бездеятельностью в течение холодного времени года).

Один знакомый специалист HR рассказал мне историю, которая, на мой взгляд, неплохо помогает понять бухгалтерскую культуру. Бухгалтер был соискателем на соответствующую вакансию и в ходе собеседования сказал: «когда у меня сходится отчетность, это как… нет, это лучше, чем оргазм!».

Бухгалтер в деле

На сегодняшний день существует несколько способов вести бухгалтерский учет: с помощью бухгалтерии в составе предприятия, наняв бухгалтера на фриланс (такие бухгалтеры обычно работают с несколькими предприятиями), осуществляя бухгалтерский учет самостоятельно и, наконец, выведя его на аутсорсинг. Раньше малые и средние предприятия могли вообще не вести бухгалтерский учет, пользуясь упрощенной системой налогообложения (УСН). Но с вступлением в силу ФЗ №402 с января 2013 года бухучет обязаны вести все экономические субъекты за исключением индивидуальных предпринимателей.

У каждого из способов ведения бухгалтерского учета есть свои недостатки и преимущества. Содержание собственной бухгалтерии обходится дорого, но жизненно необходимо для крупного предприятия; бухгалтер на фрилансе – выгодное решение для небольших предприятий, которые не могут много тратить на отчетность; самостоятельно осуществлять бухгалтерский учет может только достаточно самоотверженный предприниматель; аутсорсинг – прекрасная экономия места и денег для предприятий с большими объемами отчетности. Новым словом в аутсорсинге в этой сфере являются сервисы для ведения отчетности онлайн, наподобие интернет-бухгалтерии «Мое дело», которые позволяют выносить отчетность вовне и в то же время гибко отслеживать ее оформления прямо в интернете.

В стране чисел

Хотя пренебрежительное отношение к бухгалтерии – отнюдь не редкое явление (посмотрите, хотя бы скетч Монти Пайтон «укротитель львов»), на самом деле, работу бухгалтеров недооценивают.

http://www.youtube.com/watch?v=XMOmB1q8W4YiFrame

Я уже писал в начале статьи, что, во-первых, без отчетности бизнес немыслим, а, во-вторых, бухгалтерское дело представляет собой совершенно особую профессиональную компетенцию, которая доступна отнюдь не каждому. Ну и, конечно, работа с крупными суммами денег и отчетностью – это всегда большой риск.  Согласно данным Левада-центра, россияне профессию бухгалтера считают достаточно доходной (что, в общем-то, далеко от истины), но при этом не признают ее опасной (а зря). Подготавливая для вас эту статью, я пришел к выводу, что бухгалтеров и бухгалтерию недолюбливают и недооценивают и поэтому в качестве морали к этой басне я призываю вас – любите и цените бухгалтеров!

Иллюстрация Полины Сарафановой