main_page_thumb_1

Текст Анастасия Кичаева | 01.02.2013

При посещении крупных веб-сайтов, таких как amazon.com, yandex.ru, ebay.com и т.п. каждому пользователю предлагается оптимальный вариант сайта, с использованием накопленной статистики от миллионов посетителей и аналитических алгоритмов. Оптимизация ресурса под конкретного потребителя повышает конверсию – процент покупателей от общего числа посетителей . В этом смысле сайты крупных корпораций имеют несравнимое преимущество перед малыми и средними предприятиями, поскольку собрать аналогичный объем аналитики крайне проблематично. Решение этой проблемы предлагает Usalytics. Основным преимуществом компании является программа Datalytics Engine, которая собирает данные, полученные от небольших сайтов, и обрабатывает их, используя информацию от промышленных поставщиков веб-аналитики, при помощи генетического алгоритма. Это позволяет лучше понять мотивы посетителей исходя из их социо-демографических и географических данных, вследствие чего – автоматически выбрать и показать пользователю оптимизированный вариант страницы. В результате чего количество продаж существенно увеличивается.

О конверсии, преимуществах работы в офисе и планах на будущее Hungry Shark рассказал CEO компании Usalytics Алексей Воробьев.

 Кто стоит у истоков создания компании? Когда вы перешли от концепции стартапа к ее воплощению?

 Моей предыдущей компанией была Itima,она занимается разработкой программного обеспечения на заказ. Одним из наших проектов была оптимизация управления персоналом с помощью спутниковой навигации и мобильных устройств для мониторинга и получения обратной связи (контроль маршрутов и т.д.) для некоторых компаний, в частности Indesit. С идеей продвижения этого продукта  на рынке сервисов мы прошли отбор на стажировку в Бостоне. Одним из результатов стажировки стал опыт применения A/B тестирования, когда составляются несколько вариантов страницы в соответствии с маркетинговыми идеями и одной части посетителей предлагается один вариант, а другой части —  другой. Это помогает определить,  какая из маркетинговых идей лучше работает.
В Бостоне я познакомился со своим  будущим партнером Игорем Балком из Global Innovation Labs, и нам пришла идея сделать что-то новое. Например, сервисы, которые уже доступны крупным корпорациям, но могли бы существенно облегчить работу владельцам и менеджерам по маркетингу малых и средних веб-сайтов. Мы  пошли еще дальше и придумали, как в принципе поменять подход и построить инструмент повышения конверсии следующего поколения. Сейчас Игорь является членом совета директоров компании Usalytics, фактически ее научным и стратегическим консультантом.

Окончательно бизнес-модель стартапа сформировалась в конце 2011 года. Мы подготовили заявку на получение статуса резидента Сколково и начали вести разработку прототипа силами команды Itima. В марте 2012 года Usalytics прошел экспертный отбор в Инновационный Центр Сколково и получил статус резидента.

 Вы пытались искать дополнительные источники финансирования?

 Я видел проекты, в которые вложили миллионы, но они так и не поднялись в силу различных причин. Я предпочитаю все проекты запускать по принципу бутстраппинга – вывести их на определенный уровень и уже потом искать инвестиции для придания дополнительного импульса развития. Usalytics мы с партнером финансируем на собственные средства, одновременно прорабатывая варианты финансирования на следующих этапах.

 Расскажите о самом продукте. Насколько я поняла, с помощью разработанной вами программы Datalytics сайт компании-клиента автоматически реструктурируется, что позволяет повысить конверсию. Каким образом работает программа?

 Алгоритм примерно следующий: наша программа выделяет сегменты посетителей, которые заходят на сайт, и показывает адаптированную под их предпочтения версию. Что в итоге повышает конверсию, а как следствие – продажи. Также есть ручной режим оптимизации. Посетитель заходит при помощи нашего сервиса на свою страницу и может вручную ее отредактировать, создать несколько вариантов и сделать свой выбор, привязать варианты страниц к сегментам посетителей или проверить, как работают те или иные варианты.

 Кто уже является вашими клиентами?

 Сейчас мы проводим внутреннее полузакрытое тестирование на 30 сайтах для выявления ошибок и оптимизации пользовательского интерфейса.

 Каким рекордом повышения конверсии вы можете похвастаться?

 Зачастую простые и очевидные исправления приводят к значительному увеличению конверсии. Забавный случай произошел с одной оценочной компанией. У них на сайте есть список услуг, наибольшую прибыль приносит оценка коммерческой недвижимости. Ради интереса мы «подсветили» ярким цветом этот пункт меню, и получили на 30 процентов больше переходов на страницу с описанием услуги. На ней было большое количество текста, и мы сделали две версии для разных категорий посетителей — одну короткую, с приглашением заполнить форму и «подсвеченным» телефоном, а другую оставили без изменений. В итоге количество заказов через сайт по оценке коммерческой недвижимости увеличилось в два раза.

Работа в основном ведется в офисе, это помогает войти в рабочий ритм, особенно когда над проектом работает несколько человек.

 Впечатляет. Как же вам удалось организовать  эффективную работу компании? Обязательно ли вашим сотрудникам присутствовать в офисе или они могут работать удаленно? Есть ли жесткие рамки графика?

 Разработчики, как и дизайнеры, люди достаточно творческие и не любят, когда их загоняют в определенные рамки, поэтому сотрудники придерживаются гибкого рабочего графика. В отношении меня это не работает, так что приходится работать постоянно (смеется). При этом в компании мы стараемся формализовать все внутренние процессы от планирования до тестирования и внедрения. Иными словами, важно не только выполнить дедлайн, но и правильно организовать совместный труд.  Поэтому работа в основном ведется в офисе. Это помогает войти в рабочий ритм, особенно когда над проектом работает несколько человек.

 Планируете ли вы интегрировать ваш первый стартап Itima – с Usalytics?

 Нет, наоборот, планирую дальнейшее разделение. Во-первых, Itima — больше услуги, а Usalytics – продукт. Во-вторых, Itima – личный бизнес, который уже запущен и ежегодно дает двукратный рост, практически не требуя моего участия. Usalytics – проект взрывного роста, созданный в партнерстве, с перспективой привлечения венчурных инвестиций. Там немного другая история.

 Сейчас у российских IT-компаний наметилась  тенденция к внедрению в офисах концепции инновационного рабочего пространства (самый яркий пример – Google). Иными словами, создавать для сотрудников максимально комфортные условия работы: красивое яркое оформление, удобные диванчики, бесплатная еда и тренажерный зал, настольный теннис… Есть ли в вашем офисе что-то подобное?

 Хороший пример, мы пока только стремимся к этому. Многие стартапы начинаются в гаражах – по крайней мере этот этап мы давно прошли (смеется). Сейчас мы располагаемся в офисе Itima в Москве. У Usalytics — свое просторное пространство, удобная переговорка, диваны, кухня, современные эргономичные компьютеры.

 Сколько человек работает в Usalytics? Как вы отбираете команду?

 У нас небольшой, но дружный коллектив.  Понимая, как много в нашем проекте значит от каждого члена команды, мы берем только лучших из лучших. Ядро команды – специалисты, перешедшие из Itima. Отбор новых сотрудников происходит в несколько этапов — собеседование вживую или по скайпу, далее выдается тестовое задание, на котором мы определяем реальные компетенции потенциального сотрудника, после этого постепенно начинаем вводить его в курс дела. В нашем стартапе сотрудникам предоставляются широкие полномочия по выбору инструментов и технологий, которые они могут использовать для решения задач. Однако, вместе с этим приходит и большая ответственность.

 Почему пока так мало сотрудников? Сложно найти подходящего кандидата или пока не позволяют условия?

 На мой взгляд, раздуть штат не сложно. Гораздо сложнее построить продукт с минимальными затратами и сделать его прибыльным. Особенно в текущих условиях, когда большое количество свободных денег ищет своего применения в инновационной сфере. Насчет количества сотрудников – через год планируем увеличить команду до 15-20 человек.

Мы делаем проект, который перевернет рынок, который оценивается в 12 миллиардов долларов, и эта сумма удваивается каждые три года. Трудно представить корпорацию, которая может предложить что-либо столь же азартное.

 Почему вы решили создать собственный  стартап, а не пойти работать в крупную компанию со своим предложением? Вас пытаются переманить?

 Предложения поступают постоянно, но мне это не интересно. Мы делаем проект, который перевернет рынок, который оценивается в 12 миллиардов долларов, и эта сумма удваивается каждые три года. Трудно представить корпорацию, которая может предложить что-либо столь же азартное.

 Каких успехов вы уже сумели добиться  менее чем за год?

 В сентябре мы участвовали в 13-й Всероссийской Венчурной ярмарке и получили бронзовый приз в номинации «Перспективный бизнес». Еще  мы выиграли конкурс от Startup Afisha — Новогодний Elevator Pitch. Отбор в резиденты Сколково – это тоже большой успех для молодой команды.

 Какими вы видите  перспективы Usalytics на ближайшие 5 лет? Выйдет ли компания на международный уровень?

 Наш основной рынок — США. Из компаний, с которыми мы сейчас работаем в тестовом режиме, 70% — американские. В феврале планируем открыть сервис для большего количества тестовых пользователей. По моим прогнозам, через 5 лет Usalytics займет 5-10% мирового рынка инструментов оптимизации конверсии.

 Какой совет можете дать начинающим стартаперам?

Бери и делай.