main_page_thumb_oblogka

Текст Андрей Кановка | 04.02.2013

Дневник.ру  – уникальный проект, совмещающий в себе достоинства социальной сети, платформы для размещения образовательного контента и автоматизации управления школьным документооборотом. Сейчас к нему подключены более 25 тысяч школ и порядка 7 миллионов пользователей. Большинство функций сервиса бесплатны и позволяют получить доступ к электронному классному журналу и дневнику учащегося, библиотеке образовательной литературы, тестам ЕГЭ и вступительным олимпиадам в вузы. На данный момент сообщество действует на территориях России (штаб-квартира в Санкт-Петербурге и семь региональных представительств) и Украины.

О развитии проекта и особенностях его существования на российском рынке образовательных технологий нам рассказала директор по маркетинговому развитию и коммуникациям Лилиана Пертенава.

 Как использовать сервис?  С какой целью он создавался изначально?

 Многие думают, что это просто сайт или информационный ресурс, а на самом деле это полноценный IT-проект. В своей эволюции он прошел два этапа. В 2007 году Гавриил Леви, основатель и генеральный директор Дневник.ру, вместе со своими знакомыми и профессиональными программистами разработал для школ сервис по социальному взаимодействию. Позже, когда проект стал проходить пилотные испытания в Санкт-Петербурге, стало ясно, что это направление развития  имеет не лучшие перспективы, поскольку активно стали развиваться многие другие социальные сети. Поэтому в 2009 году был осуществлен перезапуск в новом формате.

 Какие нововведения позволили выделиться на фоне конкурентных предложений?

 Ставка была сделана на три модуля. Во-первых, это автоматизация документооборота. Сейчас госуслуги активно переводятся в электронный формат, и услуги, предоставляемые образовательными учреждениями, не исключение. Во-вторых, дистанционное обучение, а именно инструментарий для вебинаров, а также возможность удаленного доступа к образовательной информации. Это касается электронных журналов и дневников, тестов, методической литературы. Третий модуль – элементы социальной сети. Сочетание  всех трех модулей и стало основным конкурентным преимуществом. Аналогичной системы в России нет.

 Документооборот сильно завязан на департаментах образования. Они тоже подключены к системе?

 Да, у нас несколько участников процесса: учителя, являющиеся главными генераторами контента, родители, имеющие собственные аккаунты, и учащиеся. Конечно, есть и административный функционал для представителей органов образования.

 Насколько я понимаю, продукт распространяется через эти самые департаменты? Например, в декабре 2012 года министерство образования Ингушетии подписало с вами соглашение о сотрудничестве, и теперь все 115 школ республики будут пользоваться вашей системой. Происходит своеобразная ликвидация изолированности. Сельские школы ведь тоже подключаются к системе?

 Региональные школы, в том числе сельские, одни из самых активных! Вовлеченность в процесс постоянно растет. Да и изолированности, в принципе, никакой нет, процесс распространения интернет-технологий процветает, хотя и далек от совершенства. Просто многие опасаются, что дети будут просто сидеть в интернете и забросят учебу.

 Они и так сидят.

 Да, но если в школе сделать акцент на интернет-технологии в образовании, то у учеников появится понимание того, что Интернет можно использовать и для учебы. У школьника не должно быть когнитивного диссонанса. В смысле, вот дома у него самый современный компьютер, а в школе совсем наоборот. Школа должна быть источником прогрессивных решений. Ну так вот, сейчас среди всех школ, которые используют какую-нибудь LMS (learning management system) или IT-систему обеспечения электронного документооборота, наш ресурс занимает более 80%, то есть 4 российские школы из 5  используют нашу платформу. Регионы могут сотрудничать с нами по двум основным направлениям: мы бесплатно предоставляем доступ к системе всем школам региона, проводим обучение работы в системе административного и педагогического состава, а в дальнейшем оказываем полную техническую и консультационную поддержку по работе с системой. Второй возможный вариант —  покупать регионом лицензии на наш продукт, но это, скорее, исключение. Например,  таким исключением является город Москва. Довольно распространенное мнение, что нас навязывает Федеральное министерство образования, безосновательно. Изначально мы обзванивали каждое учебное заведение отдельно, договаривались с директорами школ о проведении презентации проекта, исследовали их потребности.

Мы очень рады, что региональные власти обратили внимание на преимущества работы с нами. Это позволяет централизованно организовать обучение педагогического состава  системе и способствует ускорению перехода на электронный документооборот. Как известно, многие учителя жалуются на двойную, а то и тройную работу с бумагами. Отказ от бумажного журнала в пользу электронного – решит эту проблему.

 

 Так в чем же состоит государственная поддержка?

 Мы являемся частно-государственным партнерством, соответствующим требованиям федеральных норм. Проект прошел несколько экспертных оценок, получил все необходимые сертификаты от министерства образования, а в августе 2012 года стал резидентом “Сколково”. Поскольку государство материально нам не помогает, то его поддержка осуществляется в форме рекомендаций. Внедрять наш ресурс или нет, решают регионы и муниципалитеты. Есть даже места, где школы официально пользуются другими системами, но учителя параллельно используют нашу.  Мы обслуживаем почти половину российского рынка.

 Кстати, о рынке. Большая часть предлагаемого функционала системы бесплатна, а за счет чего происходит монетизация?

 Здесь надо заметить, что сама по себе сфера образования в России достаточно консервативна. Понимание того, что в ней за IT-услуги тоже надо платить, приходит постепенно. Если говорить про монетизацию, то в этом случае есть несколько путей. Существуют дополнительные, но, подчеркиваю, необязательные сервисы

 Например, совместный тариф с “Мегафоном”?

 Да, этот тариф удобен для пользователей, особенно с планшетными компьютерами. По этому тарифу для них доступ к нашему порталу бесплатный. Более интересной является дополнительная услуга sms-оповещений для родителей. Они таким образом могут узнавать об успеваемости и посещаемости своих детей. Есть также дополнительные услуги с возможностью оплатить школьное питание, подобрать репетиторов, заказать дистанционные курсы и так далее.

 Как происходит взаимодействие с другими партнерами?

 Сотрудничество с партнерами проходит в рамках специальных проектов. В обмен на продвижение продуктов и полезных решений этих компаний, мы просим их сделать что-то полезное для наших пользователей. То есть предоставить либо какие-то призы, либо бесплатный доступ к программам. И это не просто реклама, а активное вовлечение клиентов. Яркий пример – конкурс по английскому языку совместно с British Council. В нем участвовало около 120 тысяч человек. Это было неожиданно! Ведь они не просто зашли на промо-страницу, а на самом деле нам писали.

 Компания зарабатывает за счет реализации дополнительных услуг и коммерческих спецпроектов.  Вы получаете прибыль?

Мы сейчас выходим на точку прибыльности.

 Поэтому роль инвестиций в данный момент очень важна.

 Конечно! В 2011 году мы привлекли $1,7 миллиона от фонда Prostor Capital. В прошлом году международный венчурный фонд Runa Capital вложил в развитие сервиса $5 миллионов. Инвестиции будут направлены на глобальную экспансию платформы, развитие дополнительных сервисов и мобильных приложений, версию для вузов и разработку системы каталогизации и распространения образовательного контента.

 Что подразумевается под глобальной экспансией?

 Существуют иностранные партнеры, с которыми мы работаем в рамках холдинга. Они локализуют нашу платформу в своих странах: в Польше, Венгрии, Чехии, Израиле. На Украине она уже активно используется, там к ней подключены около 10 тысяч школ и более 1 миллиона пользователей. Есть амбициозные планы по выходу на рынки США и Китая. Хотя и в России потенциал до конца не использован.

 Действительно, амбициозные планы! Что еще планируете?

 Хотелось бы, конечно, в рамках портала объединить больше образовательных инициатив, касающихся грантов и конкурсов для школьников и абитуриентов. Сейчас мы проводим интернет-этапы вузовских олимпиад. В этом и следующем году мы запускаем центр мобильных приложений с образовательным контентом. У нас очень удобные интерфейс и функционал, но мы постоянно их модернизируем, учитывая потребности и просьбы пользователей.

Главное наше достижение  – сформировавшаяся активная аудитория. Пользователи постоянно делают конструктивные комментарии и замечания по улучшению сервиса, делятся друг с другом опытом, обсуждают различные решения. Вовлеченность в процесс постоянно растет.

Отзывы пользователей ресурса:

Ирина Владимировна Пузанова, администратор Дневник.ру, НОУ Гимназия “Немецкая гимназия “Петершуле”, г. Санкт-Петербург

«Очень удобный сайт. Все всегда в курсе успеваемости, можно поддерживать постоянную связь. Особенно хорошо его используют учителя и родители из младшей школы. Они создают родительские клубы, общаются между собой. В старшей школе ученики чувствуют себя свободнее, там родители и учителя постарше, им некогда со всем этим разбираться. Правда, сложности некоторые остались. Бумажные журналы и дневники никуда не исчезли, и их надо заполнять. А еще ведь есть система “ПараГраф”, туда тоже необходимо всю отчетность вносить. Если бы было что-то одно, было бы лучше».

Андрей Зурабович Пресняков, учитель истории и обществознания, ЦО № 1454, г. Москва

«Работать с «Дневник.ру» гораздо проще. Бумажная работа осталась, но со следующего года обещают процесс полностью автоматизировать. Сейчас доступ к оценкам, домашнему заданию, каким-то отдельным замечаниям быстрее осуществляется. Детям очень нравится, и родители активно всем пользуются. Для тех, кто не может ходить в школу, купили опцию “виртуальный кабинет”. А в декабре был двухнедельный карантин, но уроки проводились дистанционно и никто их не прогулял, как ни странно».

Полина Буданова, ученица ГБОУ ЦО № 1948 “Лингвист-М”

«А у нас не «Дневник.ру», а «Электронный журнал», похожий сайт. На нем вся Москва, кажется! Но мы им не пользуемся, если только оценки посмотреть. Еще раньше можно было, если ты на урок не пришел, сказать, что не смог узнать домашнее задание, неправильно сказали и так далее. Теперь же они тебе ответят: “А для кого мы в журнал все написали?!”. Хотя, в общем-то, нам все равно».

 

Дневник.ру – по всем параметрам передовой проект. Очевидно, что уже сейчас можно говорить о реальной пользе, которую он привносит в образовательный процесс. Многочисленные положительные отзывы только доказывают это. Масштабы внедрения системы за довольно короткий срок, как и постоянная работа по улучшению сервиса, впечатляют. Конечно, проблемы остаются, например, дублирование отчетов и журналов в их электронном и бумажном виде. Но это всего лишь явления переходного периода.

Иллюстрация Юлии Печенкиной