main_page_thumb_audioknigi

Текст Вадим Квачев | 04.02.2013

HungryShark понимает под предпринимательством не только коммерческую деятельность. И волонтерская, и благотворительная, и бизнес-активность требуют от организатора и основателя предпринимательских навыков. В условиях глобального мира, когда сетевые организации опережают по функциональности и эффективности государственные институты, бизнесу есть чему поучиться у сетей, неинституционализированных объединений, фондов и добровольческих команд.

Клубы по интересам уже больше не являются кружками при домах культуры. Представляем вашему вниманию наше интервью с представителями Клуба любителей аудиокниг: о клубах по интересам в рунете, трекерах, авторском праве, слушателях и рынке аудиокниг.

 Вам уже семь лет. Расскажите, с чего вы начинали и что изменилось за эти годы.

 Начиналось все с группы в три человека, людей из разных городов, разного возраста, с разными интересами, зачастую, с очень разным взглядом на то, что такое аудиокнига. Так или иначе, но именно аудиокнига и стала определяющим фактором. Понятие это многозначное, и к этому увлечению все приходили по-разному. Кто-то на всю жизнь остался в плену магии советских радиоспектаклей, уникального жанра, который лишь в малой степени был аналогичен зарубежным и, на удивление, существует до сих пор благодаря настоящим фанатам и профессионалам своего дела, таким как Виктор Трухан и его студия Vox Records. Кто-то впервые услышал о том, что книга может говорить, из проекта «Модель для Сборки» Влада Коппа. В любом случае официальное производство книг с выпуском их на дисках только лишь зарождалось и  поставляло хорошо, если пару книг в месяц, купить которые можно было только в Москве.

В условиях не очень-то развитого интернета, мы запустили форум на бесплатном движке сервиса, ныне почившего в бозе. И принялись обмениваться мнениями о том, что такое аудиокнига, какой она должна быть и что мы можем сделать, чтобы книг становилось больше, а качество их становилось лучше.
Огромным толчком для развития индустрии выпуска говорящих книг, а так же и для роста аудитории (именно в таком порядке) стало откровение Владимира Путина в январе 2006. Тогда гарант конституции с подачи Леонида Ярмольника, начитавшего культовую «Трудно быть богом», очень хорошо отозвался об аудиокнигах. Наша аудитория, как и аудитория любого «читающего» сайта, склонна с большой опаской смотреть на действия отечественного руководства, но факт кумулятивности эффекта этого спущенного сверху эстетического указания отрицать очень трудно. И мы уехали с бесплатного хостинга, купили выделенный сервер, открыли трекер.  Параллельно с доступностью широкополосного интернета росла и наша аудитория, составляя до 8000 уникальных посетителей в сутки.  А потом мы прекратили всякие раздачи и закрыли трекер из-за возникших трений по вопросам авторских прав. В таком режиме мы существовали больше года. И, нонсенс для сайта с трекером, не умерли.

 У вас был какой-то стартовый капитал?

 Нам всегда казалось, что любой интересный проект Рунета может зарождаться только в качестве хобби. Никаких бизнес-планов или даже примерных прикидок окупаемости сервиса у нас никогда не было. На первом этапе даже размещение сервера было по дружбе. Висел какой-то унылый баннер, приносивший долларов пять в месяц, но это никого совершенно не заботило. Главным вливанием были расходы на покупку оборудования, мы кинули клич и собрали за полторы недели необходимую на тот момент сумму порядка 2000$

Нам всегда казалось, что любой интересный проект Рунета может зарождаться только в качестве хобби.

 Существует достаточно много трекеров на разнообразную тематику. В чем ваш трекер схож с ними, а в чем отличается?

 Я бы сказал, что существует избыточное количество трекеров. Происходит это обычно так: берется движок аналогичный рутрекеровскому, набивается мусором, обычно все с того же рутрекера, живет год и умирает. Есть, конечно, старые ресурсы со сложившейся аудиторией, сочетающие в себе общение, вынесенное вне рамок социальных сетей, и удовлетворение потребностей в софте, кино, литературе и т.д. Мы скорее именно из такого разряда.

Наше отличие – 100% ориентация на книги. Есть различные варианты таких специализированных трекеров. Их запускают обычно люди увлеченные, и срок их жизни составляет уже порядка трех лет. К этому времени владелец понимает, что проект отнимает слишком много сил и ресурсов, а прелесть новизны и энтузиазм быстро сходят на нет, поддержание проекта становится рутинной необходимостью, приходят усталость и раздражение. А в один прекрасный день все просто закрывается.

Основная разница между нами и такого рода сайтами лежит в двух плоскостях. Во-первых, Клуб – это не один и даже не два человека. Это целая группа людей со сходными интересами и увлечениями, и каждый член этой группы в ежедневном режиме работает на общее благо. Такая сугубо альтруистическая модель существования вполне жизнеспособна, это мы выяснили для себя не только на уровне теории, но и в практическом ключе. Во-вторых,  как и каждый самостоятельный сайт, мы сильны контентом. Мы не просто раздаем книги, мы их создаем. Мы знаем, как, мы знаем, что, у нас есть опыт, а главное – мы очень любим это дело.

 Вы занимаетесь только аудиокнигами?

 Для человека неискушенного мы бы именно так и сказали: только аудиокниги, исключительно они и ничего кроме них. Однако, само по себе явление «аудиокнига» включает в себя массу направлений.
Это и уже упомянутые радиоспектакли и МДС, породившая целую серию самодельных подкастов в той или иной степени подражающих источнику. А еще – это самодельные книги, то, что мы называем «аудиокнига своими руками» — фонограмма, записываемая энтузиастами своего дела в домашних условиях. Кроме собственно раздач, нас интересуют и вопросы обработки звука, мастеринга и сведения. Ну и, само собой, литературный аспект. На нашем форуме есть специальный раздел, посвященный авторским рецензиям на говорящие книги. Ведь тут есть специфика, когда вы пишете отзыв на очередного «Сталкера» для Флибусты – это одно, когда пишите отзыв на 16 часов звука для нашего Клуба – совсем другое. Тут и разница восприятия, и трактовка, и звуковое оформление – все необходимо учесть. Мы можем похвастаться несколькими тысячами такого рода отзывов. А еще мы «занимаемся» теми, кто собственно изготавливает аудиокниги на профессиональном уровне. Интервьюируем производителей, устраиваем творческие встречи с исполнителями и звукорежиссерами, реже — с писателями. Все материалы доступны не только на нашем сайте, мы с удовольствием размещаем их на нашем канале Youtube.

 Клуб — это некоммерческий проект. Сегодня, помимо самоокупаемости, он приносит прибыль?

 Категорически нет. Такая задача никогда не ставилась. Формально неполучение выгоды от этой деятельности никогда не позволит нам называться профессионалами, но мы прекрасно отдавали себе отчет в этом еще на тот момент, когда формулировали название нашего сообщества — Клуб любителей аудиокниг.

 Вы сознательно отказываетесь от коммерциализации?

 Да. Таков был изначальный посыл создания Клуба, эта идеология не сменилась и по сей день. Единственное, на что мы вынуждены были пойти, отказавшись от членских взносов на поддержание ресурсов и работоспособности матчасти – это размещение на страницах сайта рекламы, но ее количество и суммарный доход всего-навсего покрывают расходы, зачастую, не в полной мере.

 Как много времени прошло с момента основания прежде, чем Клуб смог финансово сам себя обеспечивать?

 Никто и никогда не выдавал нам грантов, так что с самого создания мы обеспечивали себя сами. Когда я говорю «мы», я подразумеваю нашу аудиторию в целом, которая никогда не оставалась равнодушной к нуждам и потребностям сайта и, шире, сообщества.

Никто и никогда не выдавал нам грантов, так что с самого создания мы обеспечивали себя сами.

 Ваши собственные аудиокниги распространяются бесплатно?

Отчасти именно так. В других случаях – плата лишь окупает производственные затраты, так цена одного диска от нас составляет около одного доллара, все, что сверх – торговая наценка распространителей.

 Расскажите, что сегодня происходит на российском рынке аудиокниг.

 Идеальным ответом было бы «ничего не происходит», но, к сожалению, сказать так было бы большой натяжкой. Для человека зависимого, который не мыслит и дня без наушников или диска в автомобиле, ситуация выглядит почти критически. Если вы привыкли хотя бы по два часа в день тратить на говорящую книгу, всех официально выпускающихся изданий в месяц вам хватит примерно на полторы недели комфортной жизни, это без учета личных пристрастий в выборе книг. Закрываются крупные производители, подразделения при печатных издательствах замораживают свою работу.

Причин тому несколько. И самая главная – смерть дискового ритейла, которая происходила буквально у всех на глазах. Продажи электронных копий произведений пока еще не отработаны и не очень привычны для пользователя. Даже ценовая политика не регулируется должным образом, что приводит иногда к совершенно парадоксальным ситуациям, при которых цена файла выше, чем цена книги на носителе. Норма прибыли в этом сегменте деятельности исходно никогда не была высока, за исключением премиум изданий, тиражом в сто экземпляров и ценой в несколько сот долларов. Все самое «вкусное» из школьной программы и классического наследия, не охраняемого авторскими правами, давно выметено, бестселлеры стоят слишком дорого. Вообще, ситуация до крайности прискорбна, и смотреть на нее с оптимизмом можно лишь при изрядном усилии над собой.

Вообще, ситуация до крайности прискорбна, и смотреть на нее с оптимизмом можно лишь при изрядном усилии над собой.

 Как вы считаете, что изменится в этой сфере в ближайшие несколько лет?

 Хочется верить, что каналы реализации продукта все-таки станут гибче, что производитель будет относиться с большим вниманием к пожеланиям квалифицированной аудитории, а ассортиментная политика выйдет из-под нелепого в своей жесткости пресса авторского права. Идеал развития традиционно принято искать на Западе, наша сфера не является исключением, так что в плане ожиданий – рост потребления на волне интереса к прогрессивному методу восприятия информации и следующий за потреблением качественный и количественный рост предложения.

Хочется верить, что каналы реализации продукта все-таки станут гибче, что производитель будет относиться с большим вниманием к пожеланиям квалифицированной аудитории, а ассортиментная политика выйдет из-под нелепого в своей жесткости пресса авторского права.

 Вы сотрудничаете с издательствами?

 Мы с большим уважением относимся к производителям. За редким исключением это весьма увлеченные и грамотные люди, собственно, для нас именно это и является решающим фактором. Мы с удовольствием записываем интервью с руководителями изданий, размещаем информационные материалы и отзывы. Но главный плюс отрасли от нашего существования – это вовлечение в процесс «чтения ушами» все новых и новых адептов, над чем мы неустанно трудимся.

 Расскажите о вашем приложении для AppStore.

 Сразу за решением делать книги самостоятельно, мы уперлись в вопрос их реализации, ведь сделать книгу – это затратно, а расходы каким-то образом нужно компенсировать. Нам кажется, что современная дистрибуция цифрового контента через сервисы Apple и Google – это лучшая перспектива из возможных. Именно здесь есть место для планирования, есть горизонты, есть будущее, о чем говорит взрывной рост платежеспособной аудитории потребителей такого рода услуг. На сегодняшний день мы реализуем через App Store около 40 книг, 20% которых распространяются бесплатно. Тут важно учесть, что в понимании Apple «бесплатно» означает «за наш счет». Аудиокнига — вещь объемная, и в цифровом мире хранение и  передача одного гигабайта информации бесплатной не бывает.

 Какие у вас планы на ближайшее будущее?

 Планы в первую очередь носят технический характер. Мы лишь в этом году полноценно запустили сайт и привязанную к нему базу данных всех когда-либо выходивших аудиокниг, любого происхождения и качества. Этот сайт еще долго предстоит приводить в порядок и отлаживать. Да и сама база нуждается в дополнительной систематизации. На сегодняшний день именно это для нас приоритет. Мы бы хотели предложить нашим пользователям всю доступную  и актуальную информацию по тематике, от демо голосов исполнителей до авторских описаний и рецензий на каждое доступное говорящее издание.

Иллюстрация — RinuLina