Текст Вадим Квачев | 07.02.2013

Совсем недавно мы выпустили статью, посвящённую бухгалтерии. Сегодня, продолжая эту тематику, мы представляем вашему вниманию интервью с совладельцем и генеральным директором крупнейшей интернет-бухгалтерии «Моё дело» Максимом Яремко.

 Расскажите о «Моём деле». Как всё начиналось, развивалось?

 В этом году нашему проекту исполняется четыре года. В самом начале команда состояла из одних разработчиков, потом появились сотрудники для продвижения и продаж. В сентябре 2010 года произошло знаковое для компании событие – мы познакомились с Сергеем Пановым и с тех пор совместно развиваем бизнес.

 Всё начиналось с платформы?

 Сначала появилась идея. Изначально наш продукт был ориентирован на небольшую аудиторию. То, что мы предлагали четыре года назад, покрыло бы только 10% от числа наших нынешних клиентов. Но практика показала, эта эволюция была нужна для того, чтобы сейчас выйти именно на те объёмы, которые мы имеем. Тогда главное было доказать, что простой и удобный интерфейс бухгалтерии (значительно проще, чем у «») будет пользоваться популярностью. Кроме того, доказать, что клиентам необходимы экспертные консультации, которые входят в стоимость тарифа. Это тоже новаторство в определённой степени. Эти постулаты мы опробовали на небольшой аудитории и только потом стали наращивать объёмы. Всё происходило поступательно. Разработка идёт непрерывно до сих пор. Некоторые конкуренты пытаются сократить путь – сделать всё и сразу. Но такая практика малоэффективна.

 Кто ваши основные конкуренты?

 Наш основной конкурент – «», но сегменты аудитории у нас несколько разные; для микробизнеса, в котором мы начинали, позиции «1С» довольно слабые. На начальном этапе мы одни работали в этом сегменте, потом появился продукт «Эльба» компании «СКБ Контур». Но примерно четыре месяца назад этот продукт был объединён с другим проектом, а ключевые люди из команды, которая его делала, ушли из «Контура».

 Вы использовали зарубежный опыт?

 Безусловно. При создании компании мы отталкивались от опыта XERO – компании, которая, по сути, занимается тем же, чем и мы. Успешный проект, который начинался в Австралии и Новой Зеландии, а сейчас вышел на рынки США и Великобритании. Но если сравнивать скорость роста наших компаний, то «Моё дело» растёт быстрее.

 Вы рассматриваете выход на международные рынки?

 Пока мы ещё в России не исчерпали все свои перспективы. Но возможно всё.

 В России в ближайшие годы предвидятся какие-нибудь изменения на этом рынке?

 Мы работаем, по сути, на двух рынках. Первый – это интернет-бухгалтерия для бухгалтеров, и тут мы конкурируем с «Консультантом», «Гарантом», «1С»; второй рынок – это бухгалтерия для предпринимателей и компаний, где нет в штате профессионального бухгалтера, где руководитель сам контролирует все процессы. Этот руководитель хочет понимать, почему он платит столько налогов, куда и когда он сдает отчёт. На этом рынке у нас очень сильные позиции и перспективы для роста, и я думаю, что именно мы здесь задаём основные тренды.

 Что получает на втором рынке, о котором вы говорили, предприниматель, когда он покупает ваш продукт?

 Он может быть спокойным за свою бухгалтерию. Даже при отсутствии специальных знаний он может делать все отчёты на основании только данных о доходах и расходах, которые нужно внести в нашу систему. На основе этих данных считаются налоги, сдаются отчёты. И даже если возникнет какая-либо непредвиденная ситуация, всегда можно написать в бухгалтерскую консультацию. К примеру, приходит из налоговой письмо, написанное с использованием профессиональных сложных терминов. Клиент его сканирует, направляет нам и получает ответ, как действовать в конкретной ситуации.

 Как вы работаете с изменениями законодательства?

 Продукт актуален всегда, хотя законы постоянно меняются. Мы тратим много сил на обновление и всегда отражаем все изменения в системе. В бухгалтерскую версию, к примеру, ежедневно вносится до сорока правок. Для предпринимателя, конечно, изменений поменьше. Вообще, на мой взгляд, законодательный климат в стране многими оценивается излишне пессимистично. Я не могу, конечно, его назвать идеальным, но для малого и микробизнеса все проблемы решаемы. Главное – чтобы была идея и деньги на её воплощение.

 На каком этапе начинающему предпринимателю нужно обратиться к вам?

 Сразу после регистрации ИП или ООО. После того как предприниматель зарегистрировался, у него возникают обязательства перед государством. Главное – исполнять эти обязательства в срок. Если что-то просрочить, потянется цепочка неприятностей. К примеру, если предприниматель просрочил взносы в Пенсионный фонд, то уже через месяц его делом будут заниматься судебные приставы. Сейчас вообще все документы можно сдавать в электронном виде и гораздо проще исполнить свои обязательства, чем потом пытаться разобраться с последствиями.

 У вас есть планы по поводу расширения вашего предложения на рынке?

 Сейчас мы сконцентрировали усилия на сервисе для бухгалтеров. Но в то же время и для предпринимателей мы готовим несколько новых идей для реализации их возможностей.

 Сложно ли выйти с вашим продуктом на международный уровень? Ведь в других странах законодательство может отличаться.

 Если выходить на рынки Украины и Казахстана, то там очень похожая с нашей правовая система. Пока мы не думаем об этом, мы видим очень большие возможности для развития в России. Наша цель – занять 20% рынка.

 Какая у вас география по России?

 Мы очень рады, что у нас нет такой концентрации в Москве и Санкт-Петербурге, как это обычно бывает с интернет-сервисами. Нашим продуктом пользуются клиенты во всех регионах России. Москва составляет порядка 40% от нашей клиентской базы, и мы всё же довольны тем, что это не 90%. Мы работаем со всеми регионами России.

 Сейчас аутсорсинг стремительно развивается. Как вы считаете, что ещё в бизнесе можно вынести в аутсорсинг?

 Я думаю, что, во-первых, IT-службу. В этой сфере есть много интересных вещей: например, все сотрудники садятся за ноутбуки, и, если вдруг что-то ломается, не надо ждать системного администратора – компьютер кидается в специальный ящик, а из ящика берётся новый. Все данные хранятся в «облаке». Раз в неделю приезжают специалисты, забирают все ноутбуки из ящика, настраивают их и потом возвращают.
Во-вторых, в аутсорсинг можно вынести call-центры и простейшую техподдержку. Нельзя отдавать на аутсорсинг ключевые вещи. То же, кстати говоря, касается и бухгалтерии. Есть определённый предел, за которым у компании должен появиться собственный бухгалтер. Но для малого бизнеса аутсорсинг – вариант реальной экономии.

Иллюстрация Юлии Печенкиной