novoselskii

Текст Семен Извеков | 11.02.2013

В русском языке уже давно закрепилось выражение “американская предприимчивость” “с американской деловой хваткой”. Мы привыкли к историям о заокеанских миллионерах, в которых простой ирландский или польский парень, приезжает в Новый Свет без копейки денег и за пару десятков лет упорного труда, теряя все доходы и  начиная с нуля по-нескольку раз, в конце концов, зарабатывает огромное состояние.  Нам стало привычно связывать истории успеха с Манхеттеном и небоскребами Чикаго, золотыми приисками Клондайка и нефтяными вышками Мексиканского залива. Трудно себе представить такого “воротилу” в  сибирской тайге или на полях Кубани.

Между тем и в нашей стране были свои Рокфеллеры и Вандербильты, и их путь к богатству был подчас не менее тернист, чем в США.  Герой этой статьи сделал свои капиталы отнюдь не в далеких краях по ту сторону Атлантики, а в Одессе, жемчужине Черного моря. Имя Николая Александровича Новосельского (или Новосильского, как он иногда фигурирует в литературе) мало что скажет даже знатоку отечественной истории. Все достижения этого человека в сфере предпринимательства, градостроительства и развития пароходства были забыты в советскую эпоху. Осталось лишь одно напоминание — благодарные одесситы назвали его именем улицу, где он жил.  А ведь его биография может быть и сейчас интересна каждому  — это наглядное доказательство того, что в России предприниматель не только может заработать собственным трудом, но и, ко всему прочему, трудиться на благо своих сограждан, содействовать развитию экономики частной инициативой.

Наш герой  родился 23 ноября 1818 года в Курской губернии в семье помещика. Еще будучи студентом Петербургского университета, он поражал своих товарищей необычайно деятельным и предприимчивым характером. Ему претила размеренная помещичья жизнь в имении, кипучая натура дельца требовала создания собственной фирмы, нового, неизвестного на родине дела. После университета след Новосельского теряется, однако в 1856 году бизнесмен переезжает в Одессу и останется там до самой своей кончины.

В этом же году закончилась Крымская война,  ставшая катастрофой для России. Согласно мирному договору, Российская империя теперь не могла держать военно-морской флот на Черном море. Ко всему прочему, наш флот был в большинстве парусным, в то время как европейские страны уже вовсю использовали паровой двигатель. Сорокалетний помещик Новосельский прекрасно понимает, что именно пароходное сообщение будет главным транспортом на Черном море и что именно в него надо вкладывать капиталы. Вместе с флигель-адьютантом Н. Аркасом он подает прошение о создании частной пароходной компании. Власти Одессы не только приняли эту инициативу, но и предоставили начинающим предпринимателям широкие льготы. Скорее всего, это идея понравилась чиновникам потому, что  под прикрытием частной компании можно было вывести в море и военные корабли. Как бы то ни было, но дело шло более чем удачно, в одесской свободной экономической зоне такому предприимчивому человеку было где развернуться. Успех этого дела был колоссален: через 18 лет, в 1874 году, в собственности детища Новосельского, “Русского общества пароходства и торговли” (РОПиТ), состояло уже 97 судов и это была одна из крупнейших транспортных компаний Российской империи.

Такое огромное количество пароходов естественно требовало расширения акватории порта, многие грузовые суда просто не могли зайти туда из-за мелкого дна. И в 1861 году, когда крестьяне по всей стране обрели долгожданную свободу, по его инициативе началось углубление дна. Все шло хорошо, но тут выяснилось, что смета была составлена неправильно, и денег на работы чиновниками было выделено в десять раз меньше. Тогда владелец пароходного общества, задействовал все свои связи, дойдя до столичных  чиновников, добился выделения нужной суммы и завершил начатое дело. Новый порт стал достоянием всего города, благодаря ему разгрузка зерна шла в пять раз быстрее.

birja

Одесситы с большой благодарностью отнеслись к работе Новосельского. Стоит только сказать, что в 1867 году на выборах городского головы он получает абсолютное большинство голосов. Да что там говорить, Новосельского переизбирают на этот пост еще дважды, а ведь это случалось крайне редко. В то время, когда по всей стране происходят террористические акты, покушения на первых лиц государства, в Одессе царят покой и стабильность. За одиннадцать лет своей службы новый градоначальник делает ее настоящей жемчужиной Черного моря. В Одессе появляются парки и скверы, город стал освещаться газовыми светильниками (не уступая в этом царственным Петербургу и Москве). По словам А.С. Пушкина в Одессе жить было очень трудно, климат делал ее зимой грязной «чернильницей», а летом «песочницей». Новосельский внял жалобам поэта и сделал много для облагораживания порта: были проложены канализационные сети, улицы очищены от нечистот и вымощены гранитом, строились архитектурно привлекательные доходные дома и гостиницы. Теперь предприниматель не должен был искать себе заграничных партнеров, они сами его находили: к нему постоянно приезжали английские и французские буржуа, желая заключить выгодный контракт с деловитым мэром.

Инвестиции из-за рубежа хлынули рекой, но и здесь Николай Александрович извлек выгоду не только для своего пароходства, но и для жителей города. Тот же Пушкин, будучи в этих местах, писал: «Однако в сей Одессе влажной еще есть недостаток важный; чего б вы думали? — воды». Недостаток питьевой воды и ее плохое качество порождали многочисленные эпидемии холеры, побороть это можно было, создав новую систему водоснабжения. При поддержке англичан Новосельскому удается построить  в городе самый современный водопровод, который превосходил по многим характеристикам системы водоснабжения столиц Старого света. Многие иностранцы впоследствии будут приезжать в Одессу, чтобы поразиться её красотой и величием. Иными словами, из грязного губернского городишки всего за какие-то одиннадцать лет создается райский уголок на берегу.

Это удивительно, но кроме тяжелых обязанностей городского головы, Новосельский успевал заниматься еще и различными бизнес-проектами. Его корабли теперь ходили по всей Европе, Одесса стала главным морским портом юга России. И, безусловно, для того, чтобы люди могли быстро доехать до нее, нужна была железная дорога, которая бы вела из центральных губерний на юг страны. Не дожидаясь государственной помощи, РОПиТ приобретает в собственность еще совершенно не построенную Одесскую железную дорогу, и за годы своей работы железнодорожная  сеть охватывает не только сам порт, но и весь юг России. Путешествие на море теперь стало гораздо быстрее и комфортнее, отныне Одесса становится еще и туристической столицей, наполненной летом толпами отдыхающих. Ко всему прочему, бизнесмен вкладывает свои активы в развитие морского и железного транспорта по всей стране, понимая важность этих проектов для экономики: Николай Александрович стал соучредителем Волго-Донской железной дороги и волжского пароходства “Кавказ и Меркурий”. Рамки черноморского региона уже стали для него слишком тесными.

800x565

Оставив пост главы города, Новосельский в свои шестьдесят лет по-прежнему бодр и продолжает работать. Две его книги “Социальные вопросы в России” и “Средства к подъему производительности России” были попыткой осмысления опытным предпринимателем того, что необходимо изменить в экономике страны, дабы частный капитал мог еще активнее развиваться, двигать вперед развитие техники и образования на благо своей отчизны. Книги эти давно забыты, хотя они были бы крайне полезны и сейчас.

Николай Новосельский прожил яркую жизнь, полную трудов и достижений. В феодальной царской России ему удалось сделать головокружительную карьеру, создать множество успешных компаний и преобразить город, где он трудился. Этот человек не был простым воротилой, стремившемся лишь заработать как можно больше, он прекрасно понимал, что его бизнес — это, как сейчас принято говорить, социальная ответственность. Забота не только о собственном благе, но и о благе своих сограждан, своей страны — вот что увековечило его в народной памяти Одессы. Пожалуй, опыт этого предпринимателя XIX века  мог бы многому научить нынешних.