990x660

Текст Дина Мусина | 18.02.2013

Обладательница богатого опыта в сферах инвестиционной и предпринимательской деятельности, гражданский активист, волонтер Алёна Попова называет себя бизнес-ангелом. Начиная с 2009 года она принимает непосредственное участие в большом количестве бизнес-проектов. Алёна активно продвигает тему женского предпринимательства, являясь сооснователем Startup Women — виртуального инкубатора и сообщества для женщин-предпринимателей, в фокусе которого проекты, созданные женщинами и ориентированные на женскую аудиторию.

HungryShark не упустил возможность пообщаться с идеологом первой online-школы для начинающих предпринимателей Rusbase  — центральной сервисной площадкой для всего нынешнего стартап-рынка России.

Алёна, расскажите про свой стартап.  Где вы взяли необходимые средства для ваших проектов?

Первые свои деньги я заработала в 13 лет. Вместе с друзьями я подрабатывала мытьем машин.  После этого мы придумали газету со школьными шпаргалками.  Нам тогда было просто необходимо, чтобы ответы на различные диктанты, задачи и все, что связано с контрольными работами, было сконцентрировано в одном месте. Издание нам очень дешево обходилось, потому что я договорилась с типографией, что они будут печатать его бесплатно. Эту газету потом купили за очень весомую сумму, и для меня, и для команды людей, которые со мной работали — просто люди, которые со мной учились — это были какие-то безумные деньги. Мы делали круглые глаза и думали, как быть дальше.  Я считаю, когда начинаешь первое дело, надо вложить что-то свое. Когда ты вложил свои деньги, ты относишься к этому очень ответственно. Ты сам работаешь, вкладываешь, оцениваешь результат и сам развиваешься. Потом, получив опыт, ты можешь привлекать инвестиции. Это самый эффективный путь.

Насколько вам помогло ваше образование кибержурналиста?

Как нам внушали на журфаке МГУ, журналистика — не образование, а ремесло.

Исходя из того, что это ремесло, во время обучения требовалось приобретать большое количество практических навыков. Приобретая их, ты почти всегда находишься в центре событий и должен мгновенно перерабатывать информацию. Бизнес, которым я занимаюсь, и моя специализация — кибержурналистика, то есть журналистика интернет-пространства, заключается в оперативном реагировании на происходящие вокруг события. Например, если ты открываешь интернет-стартап и чувствуешь, что пользователь на этот проект не реагирует, значит, нужно быстро что-то доработать: подстроиться, добавить новый сервис, понять, какое пользовательское поведение работает или не работает на данном ресурсе. Именно поэтому мое профильное образование мне очень хорошо помогает делать то, что делаю я.

То есть именно тогда вы поняли, что не хотите быть наемным сотрудником?

Я до сих пор не поняла, хочу я быть наемным сотрудником или нет. Это внутренняя черта характера. Я по натуре предприниматель. Я человек, который, находясь в любом коллективе, стремится что-то предпринимать. Сейчас во всем мире есть тенденция, когда подобных мне сотрудников, работающих в крупной компании или корпорации, пытаются  оставить у себя любыми средствами, разрешая  делать собственную отдельную компанию. Это называется spin-off. Мне проще работать в партнерстве, нежели в подчинении, поэтому у меня достаточно сложно складывалась история взаимоотношений с начальниками тех организаций, где приходилось работать. Тем не менее, я всегда показывала очень хорошие результаты там, куда приходила, поэтому не могу сказать, что я неэффективный наемный сотрудник. Но лучше мне, конечно, трудиться в качестве предпринимателя.

Каким изначально задумывался RusBase? И как видоизменялся сервис по ходу развития проекта?

Нынешнего генерального директора RusBase, Марусю Подлеснову, я уговаривала перейти ко мне два года. Она тогда была моим альтер-эго в сети и помогала мне создавать различные интернет-проекты.  И вот мы как-то вдвоем подумали, что было бы неплохо сделать дайджест всех мероприятий, которые проводятся в сфере интернет-стартапов.  В Силиконовой долине есть ресурс StartupDigest— сервис по подписке. Например, ты занимаешься мобильными технологиями и хочешь быть в курсе всех событий по этому профилю. Ты просто вводишь свой e-mail на сайте, и тебе на почту приходят все мероприятия, связанные с мобильными технологиями в конкретном городе. В 2010 году мы решили сделать страничку в моем блоге, потом Марусе пришла в голову мысль, что это будет нелогично, потому что если мы хотим делать отдельный сервис, необходимо создавать подписку по шаблону WordPress.

После того как мы отказались от идеи развивать проект на основе одного блога,  мы сделали открытый календарь событий, докрутили новости и создали сервис для поиска работы. Это было в марте 2011 года. При этом пришлось полностью переделать дизайн, добавить базы данных по сообществам и людям на рынке, аналитику сделок. К декабрю 2011 года мы сделали ресурс по поиску бизнес-инкубаторов. В феврале наши нынешние партнеры BlackOcean предложили еще больше расширить проект. Мы вместе решили, что необходимо сделать некий CrunchBase. Теперь RusBase — это CrunchBase + Angellist + StartupDigest — то есть это большая медийная площадка, которая включает в себя набор разного контента, и большая площадка для различных сервисов, как для фондов, так и для стартаперов. Сейчас у нас большая платформа, которая является мостом, некой связующей нитью между венчурным рынком на Западе и Россией.  Наша задача — рассказывать про Россию, открывать ее по-новому со всеми ее плюсами и минусами, привлекать инвестиции в проекты, помогать западным стартапам закрепиться на российском рынке, а главное, находить отечественным фондам зарубежных партнеров.  К концу 2013 года мы хотим сделать упор на фондовое партнерство, то есть это именно на тот самый co-investment, про который мы говорим. В планах сделать в KPI «партнерку» на 65 фондов — половина российских, половина международных. И, соответственно, закреплять лидирующую позицию на нашем рынке. Мы — тот столп, на котором стоят фонды, стартапы, новости, аналитика. Мы сами по себе занимаемся сбором, генерацией лидов и концентрацией их в одном месте:  всех сервисов, контента и аналитики.

Но в то же время это помощь предпринимателям в поисках инвестора и вложения средств?

Задача помощи не стоит у нас уже давно, потому что мы на протяжении всей своей деятельности помогаем. Есть задача –создание среды, в которой стартапам не придется помогать, в которой они сами будут иметь возможность без проблем находить инвестора, а инвестор будет иметь возможность находить себе стартапы. Создать рейтинг, понять, кто в какие стартапы вкладывал, сделать нормальную систему монетизации — это основная задача.

Нынешний бум стартапов – это следствие модернизации России?

Разумеется! Я считаю, что все предыдущие пять лет на российском рынке происходил взрывной рост технологических проектов, потому что во главе государства стоял один очень серьезный промоутер — наш предыдущий президент.  Это наш драйвер. Если пять лет назад мне было сложно объяснить, что интернет — это будущее.  Денег было мало и люди говорили: «Какой интернет? Заводы, девелопмент, инвестиции, но уж никак не интернет-стартап». Но за это время ситуация кардинально изменилась, люди стали  более адекватно понимать, что они должны что-то делать своими руками, своей головой. В целом, сейчас идет рост гражданской активности, и это следствие разрушения костной системы.

Почему отдельно формируется сообщество женщин-стартаперов, например, StartupWoman или ForbesWoman? Сложнее ли женщинам заниматься бизнесом?

В бизнесе не существует гендера, не важно, мужчина ты или женщина. Важно, насколько ты компетентен в своем профиле. Но это, на самом деле, голословное утверждение, потому что когда у женщин появляются дети и они вынуждены совмещать несколько ролей одновременно, это очень тяжело. Конечно, существует  проблема взять в банке кредит, потому что женщины исконно более рисковая аудитория. Например, когда ты устраиваешься на работу, часто стоит вопрос: «Собираешься ли ты замуж или ты уже замужем? Есть ли у тебя дети?». Это повод  подумать, брать тебя на работу или нет. Я говорю, прежде всего, про себя, потому что нанимаю большое количество людей и так же их об этом спрашиваю. Startup Women и Forbes Woman создавались как объединения женщин, которым есть что сказать, у которых есть уже история успеха или история неуспеха —  опыт. Этот опыт необходим на рынке. Сейчас существует практика, когда во главе крупных компаний, например, в Америке, в Германии: необходимо набрать 50/50 мужчин и женщин в совет директоров. Это понижает уровень квалификации.  Я считаю, что квотирование — это определенно плохо, но у мужчин и женщин должны быть равные возможности для попадания на ключевые посты. Для этого женщины должны понять, что они:  а) могут; б) что у них есть доступность к финансовым ресурсам, что очень тяжело.

dsc-0001

Женщина — это исконно сервис, это HR, все, что касается бухгалтерских услуг, аналитики, консалтинга и почти всей сферы услуг— рестораны, кафе, мода, медийка и так далее. Это сферы среднего и малого бизнеса, сферы, которые в регионах очень активно развиваются.

Трудоустройство женщин в регионах вообще приоритетно. Вот мы говорим «интернет», а почему? Потому что ты можешь сидеть в Барнауле, а работать на компанию в Москве, и наша экономика должна тебе позволить это делать. Экономика говорит: «Женщин больше, денег из бюджета мало, устроиться на работу трудно, поэтому давайте создавать эти рабочие места сами».  Мы и еще много разных сообществ и фондов  ориентированы именно на то, чтобы всех собрать в одном месте, открыть возможности, показать, что вы можете получить деньги, скооперироваться, что мы как целевая аудитория, как женщины, вообще в принципе делаем экономику, особенно интернет-экономикув России.  Когда был кризис 2008 года, все рухнуло, а женский сегмент остался на плаву. Увеличилась потребительская активность женщин, они стали осваивать различные технологии, при этом обладая довольно серьезными компетенциями.

У Аркадия Морейниса существует проект StartupPoint. Это ваш конкурент?

StartupPoint, StartupWeekend, Greenfield и масса других ребят, с которыми мы дружим— это наши партнеры, а не конкуренты. RusBase— это площадка. Мы ничего сами не создаем, мы не проводим никаких мероприятий — просто собираем всех наших партнеров. Поэтому мы в чью-то нишу не собираемся лезть, для нас, наоборот, гораздо эффективнее и менее затратно, когда к нам приходят люди, которые уже что-то делают, а мы их подключаем к работе.

Алёна, давайте поговорим о Фонде открытых проектов.

Это фонд, который вкладывается в развитие социально значимых инициатив, в основном сетевых, но есть и несетевые, которые могут поменять среду. RusBase на самом деле очень сильно поменял среду. Он систематизировал, объединил, создал тренды. Очень большое количество людей, которые сейчас ищут, что делать и принимают решения, идут именно туда. RusBase стал точкой входа. Наша задача — создавать такие большие объединяющие концептуальные проекты. Либо открывать что-то, вот, например, проект «Открытая Дума», который вошел по рейтингу ООН в лучшие проекты по мировым открытым парламентам и правительствам.

У нас такая стратегия: мы проекты быстро открываем, долго не думаем.

Поэтому изначально они начинаются просто как черновик. Проект-черновик тестируется — нравится он или не нравится. Открытая Дума изначально тоже была на WordPress, она была сделана фактически на коленке, быстро начала вещание из зала Государственной думы с комментариями аналитиков по законам, подключением пользователей к обсуждению. Изначально мы предполагали, что там должны сидеть эксперты и говорить, например: «Господин Локоть голосует за закон против усыновления детей родителями-иностранцами, потому что….», ну и объяснять, почему. Но наша аудитория не приняла такого экстремизма и сказала: «Уберите комментатора, мы готовы смотреть в чистом виде без всяких потусторонних историй». Но при этом в пик, когда была итальянская забастовка, в один момент на канале сидело более 100000 человек. Мы считаем, что это очень много для процесса обсуждения закона, который исконно неинтересен интернет-аудитории.

Насколько тесно переплетены  гражданские инициативы и предпринимательство?

Предпринимательство — это ответственность за то, что ты делаешь сам, принимаешь решение сам. Гражданская активность — то же самое, весь основной посыл заключается в том, что от нас самих зависит наше настоящее. Соответственно, если ты проявляешь какую-то гражданскую активность, ты понимаешь, что от тебя зависит твое будущее, от этого ты начинаешь действовать более разумно, обращать внимание на ошибки, пытаться их исправлять. Тогда за тобой тянутся другие люди, которые видят, что ты что-то меняешь. Я считаю, что более развито то общество, где наибольшее количество предпринимателей— людей, которые не могут пассивно относиться к происходящему.

Как политическая активность влияет на вашу предпринимательскую деятельность?

Ну, смотря когда. То есть политическая активность, которая развивается конструктивно, влияет хорошо. Политическая активность, когда я чем-то недовольна и везде это рассказываю, конечно, влияет плохо — могут счета блокировать, приходить в офис и устраивать дополнительные обыски. Но это реальность нашей жизни, и мы с этим миримся, но конечно, объективно, в нашей стране невозможно сидеть на двух стульях.

Надо делать выбор: или ты предприниматель, или ты политик.

Нас очень интересует ваша волонтерская деятельность! Как удалось добиться значимых результатов, например, в Крымске и Дербенте?

К сожалению, я бы не сказала, что удалось добиться значимых результатов. Когда случилось несчастье в Крымске, я была в Твери, сорвалась оттуда в тапочках, шортах и майке, совершенно не думала, что  надо будет  сделать лагерь, не думала, что это в результате круто изменит мое представление о действительности.  Соль в том, что когда мы туда приехали, мы поняли, что люди, у которых есть погибшие в семьях — очень много было людей погибших — которые не ждут ни от кого помощи, никому не верят, ни на кого не надеятся — это самое ужасное, что существует, и пока мы призываем менять страну, необходимо при первой возможности взять лопату и пойти ее! То, что волонтеры популярны сейчас, я считаю, это здорово!

Мы готовы быть волонтерами и помогать людям в чрезвычайных ситуациях, потому что считаем, что нам доверяют больше и на нас лежит социальная ответственность.

На каждом из нас! Когда у твоего соседа горит квартира и он выбегает в трусах и тапочках на улицу, наверное, ты, как нормальный человек, выйдешь и дашь ему одеяло, предложишь прийти к себе, напоишь, накормишь, может быть, вызовешь ему скорую или что-то еще сделаешь. Это нормальная человеческая реакция, слава богу, что никакая идеология ее из нас не выбила.

Я просто горжусь этим!

Фотографии Дины Мусиной