Текст Захар Тыквин | 20.02.2013

«А знают ли они, – шептали тихие голоса, 

что в их широко известном мире нет ничего, кроме сгущения тьмы,

ни вдоха, ни выдоха, ни правого, ни левого, ни пятого, ни десятого?

Знают ли они, что их широкая известность неизвестна никому?»

Виктор Пелевин Generation «П» 

Public relations (PR)  — аспект коммуникации, вводимый с целью повысить общественный интерес к определенному предмету. Этим предметом может быть свежеиспеченная идея, новый товар или  услуга, очередной спаситель нации, религиозная организация, благотворительное общество, слишком амбициозная страна или человек. Пиар предполагает сходные формы манипулирования сознанием любых потребителей: будь то покупатели в супермаркете, акционеры фирмы или избиратели, голосующие за определенного кандидата. Цели пиара совпадают с рекламой, но предстают в иных масштабах и воплощениях.

Пиар полихромный. К белым, зеленым, желтым, коричневым и даже розовым связям с общественностью прибегают в том случае, если кому-нибудь вдруг потребуется завладеть  сознанием конкретных социальных групп. Определением «black PR» во всем мире обозначают  случаи  лоббирования интересов негритянского населения планеты.

По словам российских пиарщиков, термин «черный PR» — отечественного происхождения. Если исходить из того, что это понятие обозначает информационную дискредитацию (очернение) чего-либо, то такая деятельность существует на Западе и даже более распространена чем у нас. Например,  это прекрасно видно на примере американских СМИ. Но в профессиональных кругах никто и никогда не будет употреблять эту дефиницию в таком контексте. Так как признаться в том, что вы делаете кому-то или чему-то черный PR означает заявить, что вы осмысленно это мараете, а значит, в умах будут создаваться излишние ассоциации с клеветнической деятельностью. Напротив, очернение подается в мировой и современной российской практике, как позитивная активность:  выведение на чистую воду негодяев, разоблачение некачественного продукта, защита прав населения, защита прав потребителей etc.

Сегодня собеседником HungryShark станет генеральный директор информационного агентства с сильным пиар-уклоном «Духовное наследние», ведущий российский PR-технолог Антон Вуйма. На его счету не менее 50 громких акций в России, имевших большой резонанс на страницах массмедиа. В большинстве случаев он остается в тени, давая другим людям появляться в новостях.

Как вы считаете, в России черный пиар востребован?

В таком виде эта деятельность очень востребована. Так как мир должен развиваться, а этого не будет, если все вокруг будут распространять друг о друге только хвалебные речи.

В России сейчас активно используют черный пиар не только на выборах, но и для кадровых ротаций.  Ежедневно то судья заснет или менты по бутылкам постреляют, то еще что-нибудь вылезет. Лживая информация и здесь не эффективна, а вот правдивый компромат должен распространяться и чистить ряды государственных работников, среди которых немало отборных  негодяев.

За прошлый год власть усиленно пыталась защитить себя от любого очернения. Так, например, был принят закон о митингах, чтобы избежать любых несанкционированных митингов, разоблачающих негодяев из Госслужбы. Закон о клевете, чтобы запретить публиковать где-либо любые компрометирующие их материалы  и т.п.

В настоящий момент государство не в состоянии победить коррупцию в полиции, она там стала системной и чрезвычайно опасной. Суды становятся некомпетентными и, несмотря на высочайшие зарплаты, остаются продажными. По сути, в государственной машине РФ развивается раковая опухоль. Ведь раковая опухоль – это не мертвая область, а живые клетки. Более того, они бессмертны и входят в состав организма, но служат совсем не ему. Они служат сами себе, хотя и в результате должны погибнут вместе с организмом.

Черный PR – это единственный возможный хирургический инструмент, который способен вылечить эту систему.

Естественно, что посланные на борьбу с коррупцией чиновники сами могут быть коррумпированы. Идейные и честные чиновники в меньшинстве. К тому же они могут быть уничтожены путем подковерных игр коррупционерами. То есть мы можем констатировать, что иммунитет в современной России на данный момент  не работает. Система уже не может вылечиться сама.

А вот черный пиар дает пока еще такие возможности. Хотя эти возможности  правительство сокращает своими антипиаровскими законами.

Каким пиаром целесообразнее заниматься в наших реалиях: белым или чёрным? Почему?

Им вообще сложно заниматься из-за нецивилизованности российских СМИ. Их владельцы  имеют весьма туманное представление о том, как именно надо вести этот бизнес. Они пытаются монетизировать любую информацию, касающуюся коммерческих компаний. Строго говоря, у нас в стране львиная доля массмедиа не публикует никакую информацию о корпоративных событиях. Изредка специализированные издания в области гаджетов и автомобильной сферы рассказывают о каких-то новостях. Но СМИ широкого профиля не пишут о скидках, о новых товарах и услугах, об особенностях работы, о событиях, связанных с бизнесом. Журналисты охотнее напишут о политике, шоубизнесе или скандалах. И в связи с этим теряют наиболее активную аудиторию читателей и зрителей, тех людей, которые работают в коммерческом секторе. Эта публика в наибольшей степени интересна рекламодателям.

Как вы считаете, приемлимо ли начинающим предпринимателям для раскрутки своего дела прибегать к чёрному пиару?

Конечно! Но только не для того, чтобы дискредитировать конкурентов. Очерняя их, вы снижаете долю данного вида рынка для всех.

741x483

Делайте черный PR негативным явлениям, препятствующим развитию вашего бизнеса.

Когда вы получаете заказ, как над ним работаете? С чего начинаете, как проходит реализация проекта?

Наши методы позволяют выстроить благоприятные взаимоотношения между пиар-агентством и заказчиками.

По любому виду пиара мы всегда работаем по одной схеме. Она себя хорошо зарекомендовала как самая эффективная.

Вначале мы разрабатываем пятьдесят креативных акций на заданную тему. Это уникальные инфоповоды, заточенные специально под этого заказчика. Акции делаются большой группой пиарщиков предельно качественно. Затем мы выбираем лучшие из них и реализуем. Для полноценной компании нужно сделать от 10 до 25 мероприятий.

Были случаи хищения таких пакетов, хотя они и засекречены. Наши акции потом реализовывали в России и за рубежом. Например, я знаю пиарщиков, которые зарабатывают только тем, что реализуют один такой пакет для разных заказчиков с минимальными доработками.

Откуда вы черпаете идеи для своих проектов? Можно ли как-то развить в себе творческую жилку или все-таки это дар, который либо есть, либо нет?

Это чистая математика. Разработка акций у нас — наука, технология управления обществом. Мы используем собственную разработку, которая называется «Технология виртуальных понятий». Это уникальная методика, позволяющая достигать выдающихся результатов минимальными средствами.

Собственно, сама креативная деятельность происходит усилиями 30 креаторов, расположенных в разных странах мира. Равно как и само агентство имеет три филиала в Европе, один в Казахстане и семь в России.   Креатив осуществляется двумя методиками. Одна из них — это аналитика случайных данных. Проще говоря, «гадание на словаре».

Открываете на случайной странице и думаете, как можно это слово или фразу превратить в акцию.

Или выведением идеи акции из основных свойств бизнеса.

Есть ли принципы у чёрных пиарщиков? Существуют ли  методы, к которым никогда не станет прибегать уважающий себя представитель данной сферы деятельности?

Нет, глобально в отрасли тех людей, которые занимаются черным пиаром нет никаких нравственных или моральных принципов. Главное – результат! В мире делают заказные убийства, чтобы затем превратить их в информационный повод и получить нужный резонанс. Делают мерзкие и ужасные поступки, только для получения удачного очерняющего информационного повода. Западные страны не исключение.

Однако, лично у меня есть принципы.

800x482

Я православный христианин и делаю только то, что разрешено.

Иными словами, старательно проверяю заказы и дискредитирую только реальных негодяев или те продукты, которые действительно некачественные. Я не беру деньги на проекты, когда нужно очернить что-то хорошее или кого-то хорошего. На предварительное исследование заказа обычно тратится много времени и ресурсов.

Для меня есть запрещенные приемы! Например,  мы никогда не наносим физического вреда людям. Мы наносим репутационный удар по стопроцентно виновным людям, действуя в основном информационными методами. Подчас в off-line не происходит ровным счетом ничего, но об этом все говорят.

Над каким проектом вам было интереснее всего работать? Каким своим детищем больше всего гордитесь?

Смогу сказать это только через 50 лет. 90% проектов засекречены, причем, в том числе, это касается белого пиара.

Так наиболее известный проект – это потопление часов Hellmuth в Неве и суд школьницы против Дарвина.

Всем известно, что для успешной работы в этой области нужно иметь налаженные связи со СМИ.  Как вам удалось обзавестись полезными знакомствами?  Дадите пару советов людям без нужных связей?

Я бы лучше дал совет не иметь таких знакомств! Оптимально, если СМИ будут даже не подозревать о вашем существовании. Если массмедиа будут знать, что вы существуете, то ваша работа будет крайне затруднена. Сейчас меня узнают по почерку.  Это очень плохо! Я каждый месяц меняю почерк и маскируюсь, чтобы избежать идентификации моих акций как именно моих.

С журналистами должны общаться спикеры ваших проектов, а не вы лично.

Меня очень увлекла ваша книга о темной стороне PR. В ней много интересной информации даже для тех, кто вообще не интересуется этой сферой. Какой вы видите свою аудиторию? Расскажите нам немного про писателя Антона Вуйму. Как вы работали, в частности, над «Чёрный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только»? Каковы дальнейшие творческие планы?

Я пишу книги очень честно, рассказывая реальные методы и технологии. Многие читатели повторяют эти методики и у них все получается.

Однако самой важной главой в моих книгах является именно  «Теория виртуальных понятий» о которой я уже упоминал. Это новая концепция, объясняющая весь процесс в обществе и дающая простые решения большинства наших проблем.  ТВП дает четкие и простые решения проблем с коррупцией, безнравственностью,  преступностью, безопасностью и экономическим развитием.

Большинство  общественных проблем от того, что люди бегают за виртуальными химерами, которые, по сути, существуют лишь в их умах.

Для обычного человека ТВП дает возможность увидеть иную картину мира, иную реальность. Сейчас при решении мировых проблем применяются иные методы: экономические и юридические. И эти схемы устарели, так как по идее и экономика и юриспруденция – это науки для управления обществом, но почему же тогда они не объединены и имеют столь разобщенные теории и школы?

Да, я мог бы отпиарить ТВП на весь мир и убедить правительства применить эту её, но не делаю этого.  Причина в том, что концепцию нужно развивать. Это достаточно сырая методика,  в ней много дыр и неясностей. По сути, это новая Единая Наука Управления Обществом, но пока слишком новая, чтобы без риска её применять.

800x450

Однако, когда эта технология пройдет этап зарождения и сформируется до состояния совершенной технологии, то ТВП сама захватит мир.

 Какие книги еще посоветуете прочитать начинающим пиарщикам? Может быть, что-нибудь из художественной литературы для развития креативного мышления?

Дороти Доти «Паблисити и Паблик Рилейшнз». «Public Relations: международная практика» Сэма Блэка не читать.

Давайте пофантазируем вместе! Россия- 2020. Как вам представляется будущее чёрного пиара в России? Как вы думаете, возможна ли ситуация, что со временем чёрный пиар вытеснит белый?

У этих видов деятельности нет конфронтации. Скорее наоборот! Это достижение разных целей одним и тем же методом.

Черный и белый PR едины в методиках. И различаются только результатом. То есть черный предполагает уничтожение чего-то, а белый расцвет чего-то. Притом, что уничтожение и расцвет не является позитивным или негативным. Например, белый пиар может быть негативен, если он пиарит наркотики (а наркобароны используют пиар для пропаганды своей отравы), казино, табак или спиртное.

Антон, вы считаете себя истинным Джедаем? Или всё-таки беспощадным Ситхом?

Знать бы еще кто это?! Это из Звездных войн?

Но ведь черный пиар – тоже пиар, правда?

В интервью принимала участие Карина Оганесян