990x660

Текст Катерина Артемьева | 23.02.2013

Елена Илюшина, генеральный директор дизайн-завода Флакон рассказала нам, почему в сфере арт-кластеров нет конкурентов, что делают «жители» Флакона на его территории и какие инновации необходимы городу.

Как родилась идея кластера? Не было опасения, что проект не пойдёт? Кластеры в России имеют достаточно недолгую историю.

Территория бывшего завода «Хрустальный» была приобретена новыми владельцами еще во время кризиса. Ранее здесь работала французская компания, которая выпускала флаконы для парфюмерной продукции. Эта территория располагала хорошей инфраструктурой для строительства, например, бизнес центра. Руководство приняло инновационное решение – отдавать эти помещения молодым креативным компаниям. Руководство пошло на уступки – предоставило возможность творческих решений и снизило арендную процентную ставку. Так стало формироваться сообщество «жителей Флакона». Основные арендаторы – это рекламные агентства, креативные компании, редакции журналов, телеканалы и уникальные шоу-румы, которые не представлены в обычных бизнес-центрах.

739x489

Ориентировались ли вы на какой-то конкретный западный опыт?

К сожалению, ориентироваться не на кого. На Западе нет подобных проектов. «Флакон» начал идти своим, собственным путем, совершенно интуитивно. Как показывает мониторинг западных СМИ и опыт общения с иностранными коллегами, многие зарубежные кластеры ориентируются на нас. Например, несколько дней назад я была в Дамбо – это американский кластер, который находится в Нью–Йорке, в Бруклине. Они работают и копируют многие моменты, которые присутствуют на «Флаконе». Лично мне приятно, что нас знают, опираются на авторитет дизайн-завода «Флакон», советуются. В целом, «Флакон» — уникальный проект для России. Он успешно копируется на Западе.

Флакон называется «дизайн-заводом», при этом сейчас помещения арендуют совершенно разные компании. Изначально проект создавался под конкретную аудиторию, а затем произошло её расширение? Как менялось позиционирование Флакона?

Флакон изначально был дизайн-заводом. Наша стратегия — это дизайн развития новых социальных связей, новаторство. У нас сидят творческие перспективные компании, которые близки к дизайну в популярном и житейском смысле этого слова. В любом случае, дизайн в нашей ситуации — это выстраивание community. У нас нет арендаторов, у нас все — жители, которые имеют равные голоса и права.

Мы занимается дизайном социальных отношений, в этом наша фишка.

Первым арт-кластером можно назвать «Винзавод», неподалёку от него образовался Artplay – территориально это центр Москвы. Другой кластер, Красный Октябрь — это вообще сердце Москвы. Флакон же находится на удалении от центра. Как вам удалось привлечь людей?

800x509

Это вопрос скорее к вам: что в вашем понимании арт-кластер? Мы не являемся арт-кластером. В первую очередь, «Флакон» являемся творческим кластером. Это позволяет нам очень четко быть уникальными в своем роде. «Винзавод», «ArtPlay», «Зил» и другие творческие территории не являются нашими конкурентами по развитию. Их можно назвать конкурентами по аудитории. Что касается в целом, то аудитория настолько широка, что, даже если мы сейчас построим творческие кластеры в каждом районе Москвы (как раньше были дома культуры), то конкуренция не будет сильно ощущаться. Иногда мы боремся за оригинального жителя (арендатора). В любом случае это борьба скорее коммерческая: более лояльная или более дорогая арендная ставка, локейшн, внутреннее удобство, парковка и инфраструктура. Да, здесь мы как-то конкурируем, но не по идеологии. Надо заметить, что все наши коллеги, и «Флакон» в том числе, заполняем «культурные лакуны», которые никак не поддерживаются государством.

Все мы занимаемся развитием тех областей культуры, которые не финансируются государством.

Есть ли какие-то требования к арендаторам Флакона? Может быть, каким-то бизнесам вы бы не стали предоставлять помещение.

Да, конечно, они есть. Во-первых, арендаторы должны быть со своей четкой, сформированной целевой аудиторией. Это позволяет нам формировать общий трафик на дизайн-заводе. Во-вторых, это должна быть компания, которая соответствует требованиям творчества как такового. Если речь идет о торговых пространствах, то мы всячески стараемся «выровнять» нашу аудиторию арендаторов. В том смысле, что продукты, которые продаются на «Флаконе», всегда должны быть  оригинальным и финансово доступным для нашей общей целевой аудитории.

600x739

На Флаконе происходят разного рода мероприятия. Они направлены больше на формирование имиджа или на зарабатывание денег?

Есть два уровня мероприятий. Первый — это  мероприятия по краткосрочной аренде. У нас есть три пространства: loft, space и cube, которые сдаются под мероприятия компаниям за деньги. Есть мероприятия, рассчитанные на market-in, на широкую целевую аудиторию, которые нельзя назвать чисто имиджевыми и чисто коммерческими. Здесь мы получили успешный баланс 50/50 . Нам удается и зарабатывать, и поддерживать имидж. Обе эти цели для нас важны.

Заявлялось, что кластер зарабатывает тремя способами – предоставление рабочего места в коворкинг-центре, помещением под аренду и мероприятиями. Каким способом вы больше зарабатываете денег?

Мы всеми тремя способами зарабатываем деньги, коворкингом в том числе. При этом он занимает малую часть площадей. При этом коворкинг себя окупает и приносит прибыль. Мы зарабатываем на краткосрочной аренде проведения мероприятий, на аренде под офисы, торговые помещения и на собственных мероприятиях, которые делаем для широкой целевой аудитории. Есть еще один вид заработка — новые интеллектуальные продукты.

То есть вы сами оказываете услуги?

В этом у нас тоже есть своя творческая фишка. Это social enterprise. Например, через свои социальные активности мы помогаем в том числе и торговым маркам. Удачный пример такого сотрудничества был с финансовой группой «Life». Им необходимо было сделать пиар в Туле. Мы предложили нетрадиционный метод — сделать это через социальную активность жителей города Тула во время Дня Города: привести в порядок двор, провести детский праздник в главном парке и спортивные соревнования в парке культуры и отдыха. Таким образом, нам удалось повысить узнаваемость и лояльность жителей города Тулы к банкам финансовой группы «Life», которые имеют там свой location.

800x528

Флакон должен продвигаться как в среде, направленной на аудиторию горожан, потенциальных посетителей, так и в бизнес-среде. Какие методы продвижения вы использовали для B-2-B сегмента и для обычной аудитории? Какие методы наиболее действенные?

Мы, как команда маркетинга Флакона, работаем как на рынке B2B, так и на рынке B2C. То есть market-in — это полностью рынок B2B, так как мы работаем с бизнесом жителей. Работа с market-out — это полностью B2C, в этом плане мы абсолютно оригинальная команда, и использование всех инструментов позволяет нам достичь гармонии, которая является нашей маркетинговой стратегией и бизнес-целью.

Коворкинг-центр – составляющая часть Флакона. Как приучить людей работать в коворкинг-центре?

Приучать людей работать в коворкинге не нужно, потому что это тренд, это мода, которая пришла к нам с Запада, это не наше ноу-хау. Коворкинг дает начинающим бизнесменам: а) экономию бюджета, б) поиск партнеров и в) коллаборацию между начинающими бизнесами. И уже есть факт рождения новых успешных компаний, которые вышли из коворкингов. Люди приходили каждый со своими идеями, объединялись и делали новые компании.

Как происходят взаимоотношения с городскими и муниципальными органами – были ли проблемы или, наоборот, было достаточно хорошо налажено сотрудничество?

Никто не отменял нашу российскую ментальность. Мы тут живем и жить собираемся. Всегда у власти и бизнеса достаточно непонятные и плохо выстроенные отношения. Мы дружим с нашей управой, у нас неплохие отношения с нашей районной полицией. Но мы хотели бы выйти на городской уровень, много раз делали предложение Капкову. «Флакон» должен быть, в принципе, интересен как и московским, так и российским властям. Но на данный момент у них в отношении нас достаточно неактивный интерес, он не проявляется в обращениях напрямую. Думаю, что в этом году одна из наших GR-целей — стать более полезными как городу, так и стране в целом. Что я имею в виду под последним: как вы знаете, развитие творческих территорий по России — это тренд, много кластеров появляется в других городах, и они обращаются к нам за помощью, поддержкой и советом.

А кто, например, к вам обращался?

Например, Владивосток — фабрика «Заря». У них как раз в самое ближайшее время открытие. Они подготовили себе пространство, но у них есть проблема в понимании развития территории как кластера. Соответственно, мы будем оказывать им такого рода маркетинговые услуги. Также к нам обращались площадки из Украины. Одна из наших целей в 2013 году — создание «cloud-кластер-фестиваля». Иными словами, мы работаем над тем, чтобы осенью провести форум культурных кластеров. Первая цель — налаживание государственно-коммерческого партнерства, то есть создание условий для проведения совместных проектов государства и частных структур, таких, как Флакон, как в масштабе города, так и в масштабе регионов. Вторая цель — консультация тех многочисленных желающих, которым реально нужна помощь. Сейчас их очень много — это и Казань, и Ярославль, и Нижний Новгород, всех перечислить невозможно. Как оказалось, наш проект является самым успешным и иллюстративным для всех, кто занимается развитием индустриальных территорий или переосмыслением того, что уже есть. Мы собираемся пригласить разных урбанистов и коллег из-за границы. И еще одна цель — наладить новые связи между разными ветвями власти. Потому что невозможно осуществлять какую-то осмысленную культурную, социальную и политику развития городов, если у вас не участвуют все звенья. Например, если мы берем Москву, Департамент экономики и развития, Департамент культуры и Департамент туризма. Мы хотели бы выступить как катализатор, как площадка, которая позволит этим трем ветвям соединиться, чтобы они стали по-другому взаимодействовать друг с другом.

Можно ли сказать, что на базе Флакона сформировалось сообщество? Насколько тесно между собой взаимодействуют компании, располагающиеся во Флаконе?

Да, безусловно. И это не только жители, но и люди, которые лояльны Флакону. А также аудитория, на которую направлена наша основная деятельность.

Работает ли Флакон с крупными спонсорами?

Да, Флакон работает с крупными спонсорами, но только в рамках проведения общегородских «флаконовских» мероприятий. Эта поддержка достаточно пока еще слабая, мы работаем над этим всего полгода. Надеемся, что в 2013 году, у бизнеса возникнет желание прийти на «Флакон» с конкретными  предложениями.

800x498

Какие планы у вас на 2013 год? Что будет нового?

Как уже говорилось ранее — конференция кластеров мира, развитие новых творческих территорий по России. Это еще и продолжение того, что мы начали в прошлом году — большие публичные мероприятия, общественные праздники (например, дни разных стран и городов, как день Франции, день Испании), наша паблик-арт и стрит-арт структура.  Мы хотим вынести все это в город, потому что мы уже изрисовали весь Флакон, теперь хотим разрисовать все остальное. Плюс у нас сейчас есть Флакон-кампус — это всевозможные виды дополнительного образования.

800x533

Флакон – это не только работа, но и досуг. Проводите ли вы свои выходные на Флаконе?

Флакон позиционирует себя как третье место, это и дом, и работа, и проведение досуга. Средняя продолжительность нахождения жителей на территории гораздо больше, чем обычный рабочий день — от 12 часов и выше. Для нас Флакон — работа, но мы проводим здесь все выходные, праздники и дни рождения.