990x660

Текст Дарья Харитонова | 28.02.2013

 «Owning a franchise allows you to go into business for yourself, but not by yourself».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          International Franchise Association

Кто же из нас не мечтал о своем деле?  Вот, бывает, сидишь и думаешь: «Хочу, чтобы все легко и все сразу! Не желаю стартовать  на свой страх и риск, создавая собственное дело!  А может, проще будет купить готовый бизнес? И будто следуя «инструкции по эксплуатации», воплотить свою мечту в жизнь».

В памяти сразу всплывает такое вкусное слово как «франшиза».  Казалось бы, франчайзинг дает возможность приобрести чужую проверенную временем концепцию полюбившегося бизнеса без проблем и хлопот — под ключ. И кажется, вот оно близкое счастье! Ура! Скоро прибыль и процветание!

Но так ли все просто на самом деле? Что происходит с франчайзингом в России? Стоит ли покупать франшизу? HungryShark попытается ответить на эти вопросы, взвесить все «за» и «против», посмотрев на франчайзинг не только глазами покупателей, но и глазами продавцов.

О чем идет речь?

Франчайзинг  – это система договорных отношений между рыночными субъектами, при которой одна сторона – франчайзер (лицо, предоставляющее франшизу — правообладатель) – предоставляет за вознаграждение другой стороне – франчайзи (лицу получающему франшизу) – право на производство и/или реализацию определенного вида продукции (товаров), оказание определенных услуг от имени и под товарным знаком франчайзера.

В свою очередь, франчайзи оплачивает так называемый паушальный взнос (первоначальный взнос, который обычно выплачивается только один раз франчайзеру за лицензию на использование торговой марки, технологий бизнеса) и потом отчисляет в виде роялти (периодических выплат) определенный процент с оборота, либо не отчисляет ничего – роялти уже заложены в цену закупаемых им товаров или услуг.

В мире.

Впервые франчайзинг упоминается  в Средние века. В те времена это понятие означало определенные права и свободы епископатов, пожалованные королем своим подданным, а под франшизой (фр.franchir-освобождать) подразумевались рынки, ярмарки и другие торговые места.

 Впоследствии это слово перешло в английский язык, где стало означать «право на совершение чего-то», к примеру, право голосовать, причём оно именно даровалось, а вовсе не принадлежало индивидууму, коллективу или сообществу.

В отличие от распространенного мнения современный франчайзинг не возник вместе с резким расцветом  предприятий быстрого питания типа ресторанов «McDonald’s»(fast-food franchises)  в 1950-х годах.

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать концепцию продаж и обслуживания швейных машин «Singer».  Все началось в 1851 году, когда фирма Исаака Меррита Зингера стала заключать с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, этим документом передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США.

У нас.

Первым «испытателем» франчайзинга в России стал Владимир Довгань.  В 1990-х он основал сразу две  компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». К сожалению, бизнесмен несколько опередил время, поэтому век его франшиз был недолог — проекты прогорели.

Позднее на российском рынке появились зарубежные бренды. Первой и весьма успешной из них в России можно назвать франшизу «Баскин Роббинс» , которая существует и пользуется популярностью и по сей день.

Одним из первых в Россию пришел и McDonald`s. Правда, в отличие, например, от США, где эта сеть принадлежит различным франчайзи, в нашей стране владеет всеми точками одна компания, получившая так называемую мастер-франшизу, без права продажи суб-франшиз. Стоит отметить, что по такому принципу у нас работает большинство мировых брендов.

За океаном типичный франчайзи в сфере ритейла или питания в буквальном смысле покупает готовое предприятие. Человек платит деньги, и франчайзер сам ремонтирует, оборудует помещение и передает под ключ. Трудно назвать такого покупателя бизнесменом, да и менять что-то в налаженном механизме вряд ли он будет.

В нашей стране все совершенно иначе: у нас покупатель франшизы именно коммерсант, который сам создает предприятие на основе переданной технологии. Более того, эксперты отмечают, что бывают случаи, когда компании продают «вывеску без технологий». Некоторые  недобросовестные владельцы франшиз не только не оказывает помощь и поддержку, но и наплевательски относится к дальнейшей судьбе франчайзи.

В законодательстве РФ до сих пор не существует понятия «франчайзинг»! Вместо него принято употреблять  «коммерческая концессия».  Очевидно, как это отражается на развитии концепции:

  • подобная ситуация затрудняет применение законодательных актов и заставляет партнеров по франчайзингу заключать комплексные договора – одновременно договор коммерческой концессии и лицензионный договор;
  • это дает возможность недобросовестным отечественным компаниям продавать «нечто» под маркой франчайзинга, на деле имеющее смутное отношение к нему;
  • из-за отсутствия понятия франчайзинг нет определенных стандартов банковского кредитования для франчайзи. Поэтому очень трудно оформить кредит по выгодной ставке. Предприниматель может взять только кредит на развитие малого бизнеса под 18% годовых, в то время как за рубежом кредит на создание бизнеса на основе франчайзинга можно получить под 2-8% годовых.

Пусть и со скрипом, в России все же создаются и даже успешно развиваются франчайзинговые предприятия. Это и уличные закусочные вроде «Крошки картошки», популярные в народе магазины «Бельпостель», «Детский мир», «Спортмастер»…Они окружают нас повсюду.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, 66% всех франшиз сейчас предлагают именно отечественные бренды, зарубежные же составляют всего 34%. Активнее всего франчайзинг в России развивается в сфере розничной торговли, на эту отрасль приходится почти половина франшиз. На втором месте общественное питание, на третьем — бытовое обслуживание.

Сладость франшизы!

История успеха франшизы «Баскин Роббинс» начинается с 1945 года. Она стала первой франшизой в мире в сегменте общепита и самой первой зарубежной франшизой в нашей стране.

Нам удалось встретиться с генеральным директором «Баскин Роббинс» (ЗАО «БРИП») Агнессой Осиповой, которая рассказала нам об особенностях российского франчайзинга и о дальнейших перспективах развития сети кафе-мороженых.

Расскажите немного о российском рынке мороженого.

Российский рынок мороженого — один из наиболее перспективных и устойчивых к любым кризисам. После спада на 13% в 2006-2009 годах рынок, по данным компании Step by Step , начал расти и в 2011 году оценивался в 70,4 млрд. рублей. Как сообщил «Союз мороженщиков», за январь-июнь 2012 года в России произведено 211799 тонн мороженого, что на 11,8% больше, чем за соответствующий период 2011 года. Налицо тенденция увеличения спроса. Однако, Россия, к сожалению, отстает от среднеевропейского показателя потребления мороженого в 7,6 литра на человека в год. У нас эта цифра равна 4,8 литра. Рекордсменами являются Новая Зеландия и США, там потребляют 27 и 25 литров мороженого в год на душу населения. Китай потребляет 2 литра на человека, но не стоит забывать, что это 1,34 миллиарда едоков.

Как вы осуществляете контроль за деятельностью франчайзи?

Для контроля работы франчайзи и оказания ему непосредственной помощи в компании работают специальные региональные группы, которые регулярно посещают все заведения, работающие по франшизе.

Личное присутствие наших специалистов − действенный инструмент взаимодействия с франчайзи.

Находясь непосредственно в кафе, легче понять и вникнуть в возникшую у партнера проблему. Чаще всего мы сталкиваемся с недочетами в работе персонала кафе и недостаточной  работой владельцев кафе с привлечением целевой аудиторией, что сказывается на посещаемости.

Анализом продаж франчайзи и оперативным консультированием занимается наш операционный менеджер.

Стоимость вашей франшизы? На каких условиях вы осуществляете продажу франшизы?

Паушальный взнос — первоначальный платеж за право использования торговой марки «Баскин Роббинс» — $15000.

Затраты на  специализированное оборудование, отделочные материалы, дополнительное оборудование − $30 000 − $50 000. Сумма зависит от формата выбранного кафе, площади и количества посадочных мест.

Роялти  — 4%.

Если перевести суммы в рубли, то начальный капитал, необходимый для открытия кафе, начинается от 1,5 млн. руб.

Требуемая площадь заведения зависит от его формата:

— кафе-мороженое − отдельное помещение 50-120 кв. м;

— фуд-корт − 15-30 кв. м;

— формат остров − 6-10 кв. м;

— киоск.

Как вы думаете, существует ли риск появления сильного конкурента в лице бывшего франчайзи?

В нашем случае мы скорее всего можем получить сильного партнера, чем конкурента. Если вы развиваетесь под брендом «Баскин Роббинс» успешно, то это только подталкивает к открытию ещё одного кафе, что и происходит во многих городах присутствия нашей сети.

В Москве я видела в некоторых торговых центрах фуд-корты, своим фоном и созвучием напоминающие мировые бренды. Но надо понимать, что не удачный логотип вывел ту или иную компанию в число известных мировых брендов, а, прежде всего, качество предлагаемого продукта.

Сама по себе конкуренция была и остается благом для потребителя, подталкивая производителей к увеличению ассортимента или спектра предлагаемых услуг.

Согласны ли вы с тем, что в России некоторые компании продают только свою «вывеску» без технологий? Как работаете вы?

Недобросовестные продавцы франшиз были всегда. Популярность любого направления бизнеса порождает и недобросовестных предпринимателей. Это не специфическая особенность только нашей страны, и на Западе, достаточно подобных примеров.

В России на законодательном уровне бороться с псевдо-франчайзингом сложно. Поэтому обезопасить потенциального франчайзи может ориентация на франшизы проверенные временем.

Что касается принципов нашей работы, то франшиза «Баскин Роббинс» предоставляет франчайзи бизнес «под ключ». Мы оказываем значительную помощь в организации и развитии бизнеса. Сюда входит и проект создания кафе, и анализ местных условий, расчет предполагаемых сроков окупаемости. Мы поставляем основное оборудование, отделочные материалы и мебели для торговых залов. Менеджеры и декораторы тортов проходят обучением на базе нашего тренинг-центра в Москве, а обучение персонала наши специалисты проводят непосредственно в открывающемся кафе. И, самое главное, мы гарантируем регулярные поставки высококачественного сливочного мороженого премиум-класса и другой нашей продукции в любой регион России и страны СНГ и Балтии.

Каковы дальнейшие перспективы развития вашей франчайзинговой сети в России?

Сеть кафе-мороженых «Баскин Роббинс» планирует расширять свое присутствие как в городах, где уже открыты наши кафе, так и в новых для нас регионах. Бизнес активно интересуется возможностями открытия заведений сети в Литве. Серьезные переговоры идут с потенциальными партнерами из Туркменистана, Белоруссии и Армении. В настоящее время сеть «Баскин Роббинс» присутствует в России, Казахстане, Украине, Молдове и Азербайджане и включает в общей сложности 278 кафе. Примерно 15% из них открыла сама компания-держатель лицензии БРПИ, а 85% − партнеры-франчайзи.

Нужна ли России законодательная реформа в области франчайзинга? Какие возникают проблемы при составлении договора коммерческой концессии?

Термин «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для регулирования отношений между правообладателем (франчайзером) и покупателем франшизы (франчайзи) отечественные предприниматели обычно используют договор коммерческой концессии, требования к которому изложены в главе 54, часть 2 ГК РФ. Иногда используется договор о передаче лицензии.

Договор коммерческой концессии неудобен уже тем, что он требует регистрации в Роспатенте, что ведет к дополнительным расходам и бюрократической волоките.

В Российской ассоциации франчайзинга подготовлен проект закона о франчайзинге, который, к сожалению,  пока не рассмотрен правительством. Если бы такой закон действовал, франчайзинг в России развивался гораздо более быстрыми темпами.

Hurry up and buy!

А теперь мы вам расскажем о тех, кто уже купил франшизу и наслаждается всеми прелестями данной покупки. Мы поговорили на тему франчайзинга с pr-директором и art-директором всемирно известного клуба «Pacha Moscow» Иваном Фейдером и Рустамом Азимовым, а также с франчайзи российской фирмы «1С» — с  управляющим партнером компании «БиОн»  Константином Станкевичем.

PachaMoscow: Клуб «Pacha» открыл Гари Чагласян  — владелец клуба XIII  известного в 2000-е года. Договорившись с испанцами, владельцами Pacha International Group, он получил одобрение на покупку франшизы и открыл клуб под мировым брендом в российской столице.

Если говорить о возможностях, то главное преимущество франчайзинга – это использование раскрученного и всемирно известного бренда. Бренд «Pacha» —  не исключение. История «Pacha» началась в 1967 году в прибрежном испанском городке Сиджес. В 1973 году его владелец, Ricardo Urgell, открыл на Ибице самое крупное заведение «Pacha», которое и сейчас считается визитной карточкой острова. Начиная с

90-х годов, франшиза клуба с вишенками стала захватывать мир, таким образом, «Pacha» появилась в 2009 году и у нас.

Константин Станкевич: ООО «БиОн» является официальным партнером фирмы «1С», работает по франшизе и оказывает профессиональные услуги по разработке, внедрению, обучению и сопровождению информационных систем учета и управления для предприятий различных отраслей на базе программных продуктов «1С: Предприятие». Компания работает на российском рынке ERP-систем с 2010 года.

 Идея создания своего собственного бизнеса именно в области внедрения программных продуктов на платформе  «1С: Предприятие» возникла в связи с моей работой программистом более 7 лет. Почему именно франшиза?! Здесь все просто. В этой отрасли в основном все работают по франшизе «1С», поэтому я и мои компаньоны не стали исключением.

В первую очередь нас привлекла раскрученность бренда, которая позволяет нашей компании минимизировать затраты на рекламу. Кроме того, есть направление и план действий. Однако, у компании «1С» есть своя политика, которая не дает сделать шаг влево, шаг вправо. Но при этом существует возможность внести что-то свое. Сделать своеобразный «гибрид». В нашем случае мы дополнительно работаем над проектом, который поможет компаниям, работающим в сфере государственных заказов выигрывать в конкурсах и аукционах. Система дает возможность провести анализ конкурентов, заказчиков, сопоставить свои возможности и рассчитать шансы на победу.

Позволяет ли покупка франшизы избежать ошибок на начальном этапе развития бизнеса?

PM: Конечно! Поэтому ее люди и продают. Франшиза дает возможность в кратчайшие сроки понять суть бренда, как его продвигать и т.д.

Но дело в том, что какую бы франшизу с мировым именем вы ни купили, всегда есть особенности менталитета, которые оставляют свой отпечаток.

Какая бы «Pacha» ни была в Нью-Йорке, Лондоне, у нас она все равно другая – русская, но с ярким намеком на то, что происходит на Ибице. Некий испанский лучик солнца в морозной столице России!

С какими проблемами вы столкнулись при открытии вашего дела по франшизе?

КС: В нашем случае проблем, связанных с франшизой, не было. Проблемы возникли с поиском клиентов, с кадрами (мало действительно достойных программистов). В этой связи мы предпочитаем взращивать кадры: обучать «молодого бойца» и уже быть уверенными в его профессионализме, знать, что он из себя представляет.

Осуществляют ли владельцы франшизы контроль за вашей деятельностью? Взаимодействуют ли они с вами? Каким образом? Проводили ли они для вас и ваших сотрудников обучающие тренинги и т.д.?

PM: Первые два месяца после открытия клуб «Pacha Moscow» находился под жестким контролем испанской стороны. Сейчас же периодически приезжает только один испанский представитель департамента франчайзинга «Pacha». Четыре года назад испанцы проводили тренинги для сотрудников. Кроме того, существуют определенные правила: как работать с гостями, какую музыку играть, какой дизайн сделать. Должен быть определенный штат персонала на посадочное место и квадратура (то есть в зависимости от посадки гостей, необходимо точное количество официантов, барменов и хостесс).

КС: Любая деятельность должна быть под контролем в той или иной мере, компания «1С» —  не исключение. Контроль происходит, но он не явно выражен, нет тотального давления. Фирма «1С» следит за тем, чтобы партнеры стремились повышать качество услуг, не продавали пиратские  копии, не занимались демпингом, повышали квалификацию сотрудников компании. Наша компания имеет сертификат международного стандарта качества ISO 9001. Ведется постоянное обучение сотрудников и  повешение их квалификации. Все наши сотрудники сертифицированы фирмой «1С».

Выплачиваете ли вы роялти?

PM: — Конечно, выплачиваем – это же франшиза. Но точную цифру назвать не можем – коммерческая тайна.

КС: Роялти есть, но невысокий.

Согласны ли вы с тем, что некоторые компании продают только свою «вывеску» без технологий? Как было у вас?

PM: Возможно, такое и бывает. Но дело в том, что сейчас все понимают, что просто продать что-то невозможно, и здесь следует говорить о продаже не только бренда, но и о продаже целой культуры. С клубом такая же история! «Pacha» – это целая культура!

Риски.

Как ни крути, франшиза – это продукт, который обладает потребительскими качествами, имеет свою цену и целевой сегмент потребителей. Поэтому чаще всего франчайзеры, рекламируя свой «товар», описывают  только с положительной стороны, умалчивая о рисках.

Положительные моменты для франчайзи очевидны – это и возможность использования известного бренда, который успел себя зарекомендовать и имеет свою клиентскую базу, и возможность использования проверенной эффективной бизнес-технологии, и поддержка со стороны франчайзера, и просто приобретение опыта ведения бизнеса.

 Преимущества для продавцов франшиз тоже существуют. В первую очередь, это возможность развития концепции и увеличения узнаваемости бренда. Ну и конечно, это новый гарантированный источник доходов для организации.

Основной минус франчайзинговых отношений — это некоторая зависимость франчайзера от франчайзи. Первый рискует утечкой информации-раскрытием коммерческой тайны. Кроме того, существует риск негативного влияния покупателя бизнеса на имидж бренда в целом. Это связано с тем, что потребители воспринимают все предприятия сети как идентичные, следовательно, обман или продажа некачественного товара или услуги ассоциируются у них с плохой работой всего бренда.

Возможен риск появления сильного конкурента в лице бывшего франчайзи. Второй, в свою очередь, обязан выполнять требования франчайзера, являясь ограниченным в своих действиях, и выплачивать роялти. Более того, покупатель не может быстро выйти из системы, потому что разрыв договора сопряжен с существенными затратами —  выплатой неустойки. Также существует риск покупки лжефраншизы, за которой отсутствует реальное содержание и поддержка со стороны франчайзера.

Да/Нет/Не знаю.

Мировая практика доказала, что франчайзинг — один из эффективных способов развития бизнеса не только для крупных компаний, но и для начинающего бизнесмена, даже для человека, который никогда не занимался бизнесом. Конечно, условия открытия бизнеса по франшизе у каждой компании свои, но, в общем, они сводятся к тому, что потенциальный покупатель должен иметь не только желание, но и обладать стартовым капиталом и помещением.

Франчайзинг – это реальный шанс начать собственный бизнес, как говорится, «на всем готовеньком». Однако, нужно помнить, что покупка франшизы не даст вам 100%  гарантии того, что бизнес станет прибыльным и успешным. Поэтому решать вам!

Иллюстрация Юлии Печенкиной