990x660

Текст Евгения Цимидан | 04.03.2013

Ни для кого не секрет, что новое руководство Департамента культуры города Москвы дает вторую жизнь многим старым зданиям и омолаживает кадровый состав всей отрасли. Но как именно происходят эти процессы? Об этом HugryShark поговорил с Артемом Давыдовым, директором государственного кинотеатра «Полет», подведомственного Департаменту.

Артем, расскажите, как родилась идея сделать из старого государственного кинотеатра новый?

Подобные идеи всегда летают в воздухе, всегда хочется делать что-то лучше, чем оно есть сейчас. Это нормальное желание. К тому же то наследие, та архетиктура, которая досталось нам после Советского Союза, неоценима, и ее не стоит разрушать, ее можно интересно и красиво обыгрывать.

Где вы брали деньги на реставрацию здания, закупку нового оборудования?

Мы не искали инвестора и не брали деньги у департамента. Изначально проект был экспериментальным. Мы предложили идею, в департаменте сказали «пробуйте». Вот мы и попробовали. Оптимизировали процесс работы кинотеатра и грамотно распорядились внутренними средствами, которые у кинотеатра были, потому что он все-таки работал, пусть и плохо. Единственное, департамент оплачивает наши расходы, связанные с оплатой воды, света, тепла, и часть зарплатного фонда, то есть зарплату, равную прожиточному минимуму, а мы уже из внутренних средств кинотеатра повышаем зарплату до рыночной нормы.

А в какой момент кинотеатр стал приносить прибыль? Что конкретно для этого было сделано ?

Для начала мы активно занялись рекламой в соцсетях, завели твиттер, создали группу вконтакте и страницу на фейсбуке. У нас даже инстаграм есть. Еще раздавали листовки у метро, чтобы максимальное количество людей знало, что кинотеатр работает и там много всего интересного происходит.

Например?

Когда шел мультфильм «Ледниковый период», всем купившим билеты мы давали мороженое в подарок, или вот постоянная наша акция — называется «Проснись в кинотеатре» — для тех, кто приходит на первые утренние сеансы — кофе с булочкой за счет заведения. Ночи кино, которые мы делаем, тоже пользуются огромной популярностью, и наше главное отличие от всех других ночей кино, которые происходят в Москве, в том, что мы делаем полноценный театрализованный перформанс и даем людям возможность полностью погрузиться в атмосферу той темы, которую выбрали. Когда делали ночь людей в черном, полностью переоборудовали фойе под секретное агенство, как в фильме. Людям нравится праздник, люди хотят праздник, а мы как раз и создаем такую карнавальную атмосферу.

Насколько повысилась посещаемость и прибыль кинотеатра от подобных нововведений?

Мы за полгода перевыполнили госзадание в два раза, и после этого департамент одобрил наш проект, выделил нам средства на то, чтобы в «Полете» была организована дирекция будущей сети кинообъединений.

Расскажите подробнее, что за сеть?

Это такая сеть киноообъединений, состоящих из государственных кинотеатров по всему городу, в которые можно было бы ходить семьями. Так как наш эксперимент с «Полетом» сработал, департамент решил полученный опыт распространить на все остальные государственные кинотеатры. Сейчас у каждого кинотеатра свой директор, свое юридическое лицо, а к маю мы все объединим, и будет у нас один директор, а «Полет» станет главным офисом, дирекцией все сети. Вообще, мы такие первопроходцы, пытаемся развивать семейный досуг, которого у нас практически не существует.

Но несмотря на это, у вас большие успехи, к вам стало ходить больше людей, при том, что кинотеатр все-таки находится на «Сходненской», не ближний свет.

Мы повысили качество обслуживания, людям у нас понравится, и они станут возвращатся снова и приводить своих друзей. Конечно, толпы не ездят, но клиентопоток, правда, увеличился. За счет этого и продажи повысились. И потом, в Северо-Западном округе живет миллион двести человек — это же целый город.

А как вы боретесь с конкуренцией и кто является вашими главными конкурентами?

Мы долго думали, конкуренты мы или нет с такими сетями, как «Каро-Фильм» или «Синема-стар», например, но пришли к выводу, что мы не конкуренты. У нас разные ниши. «Полет» — это кино-культурный центр, и главным конкурентом скорее является кинотеатр «Художественный», но, учитывая его расположение, как таковой конкуренцией и не пахнет.

Но почему же? И «Полет» и «Художественный» делают одинаковые акции, те же «Ночи кино».

Да, но уровень таких мероприятий у нас разный. Мы к каждому мероприятию делаем дизайн-проект, занимаемся художественным оформлением и все сами. У нас отношение к зрителям такое — даже если к нам придет 10 человек, мы все устроим так, как будто бы это премия Оскар. А «Художественным» занимается питерская группа, и полного погружения в тему у них не происходит.

Дизайн-проект, ведение сайта, оформление кинотеатра к каждому мероприятию — это все стоит немалых денег, при этом вы сдерживаете цены на билеты, это принципиальная позиция?

Да. Иначе в чем будет заключаться наша социальность? Стоимость среднего билета у нас составляет 150-200 рублей. Мы хотим, чтобы все слои населения, каждый человек, от студента до пенсионера мог придти и получить удовольствие. И за 200 рублей люди заслуживают чистоты, тепла, уюта и комфорта. Не надо платить огромные деньги.

Когда в компанию приходит новый руководитель, он, как правило, увольняет прежних сотрудников и приводит своих? Вы поступили так же?

Нет. Я просто предложил новый формат работы, а по личной инициативе я не уволил никого. Сейчас в «Полете» работает 70 процентов молодых людей до 30 лет, а все, кто ушли, ушли по собственной инициативе: кто-то уже давно собирался, и тут, как говорится, повод подвернулся, а кто-то не выдержал заданного темпа работы. Я же пришел работать, а не просто сидеть директором в кабинете и греть свое тщеславие.

Из кого состоит ваша команда?

В этом плане все стандартно, конечно же, у нас есть бухгалтеры, есть pr-команда, но главное — все эти люди талантливы. Сейчас, если вдруг кто-то из них решит уйти из кинотеатра, их любое ивент-агенство с руками и ногами оторвет, потому что они супер-профессионалы.

А с какими трудностями как директору вам приходится сталкиваться ?

Ну иногда и гвоздь могу забить, если больше некому. Это нормально. Я формально, конечно, являюсь директором, а с другой стороны, я еще и художественный руководитель, и я абсолютно уверен, что только совмещая в себе эти два качества, можно достигнуть хорошего результата. Поэтому я в курсе всего, что происходит в кинотеатре. И так и должно быть, не иначе.

Артем, вы закончили Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в итоге работаете почти на государственной службе, как так получилось?

В 2003, когда еще был студентом, я создал студенческий союз, который превратился потом в студенческий профсоюз. Создавал я его по принципу организация для людей, а не люди для организации, это важный момент. Я делал много совместных мероприятий с другими вузами, вывозил наших студентов на гастроли. Вообще, я за то, чтобы студент обязательно практиковался, где бы он ни учился. Если нет практики, то образование является просто формальностью, теория и ничего больше. А студентов творческих специальностей это особенно касается.

А как вам, человеку творческому, работается в госструктуре?

Я с 2007 почти пять лет входил в молодежный кадровый резерв правительства Москвы и продолжал в нем заниматься общественной работой. Это мне всегда нравилось. Так что, когда пришел в департамент культуры, для меня ничего нового и необычного уже не было. И госслужба это совсем не страшно. Особенно, когда понимаешь, что по коридорам департамента ходят не роботы, а люди, и начинаешь налаживать с ними человеческие отношения — все становится просто, легко и понятно. Хорошие люди вообще имеют свойство притягиваться друг к другу, как магниты. Нужно просто воспринимать жизнь такой, какая она есть, а не жаловаться на то, что нужна другая. Ты сам создаешь свою реальность.

Чему вы научились на посту руководителя?

Заметил, что нам всем надо учиться разговаривать на одном языке. И понимать друг друга. Потому что недопонимание ведет к сомнениям в принятии решений, это, в свою очередь, ведет к обидам и негативу, в итоге все валится и рушится. А так дела не сделаешь.

Какой совет молодым предпринимателям вы могли бы дать?

Первое и главное — не надо ничего бояться, ни в коем случае не жить предрассудками. Не обращать внимания, когда говорят: «Ой, у тебя не получится, в нашей стране это невозможно», — это чушь все полная. Хотите стать коммерсантом или общественным деятелем — начинайте, пробуйте, ничего не бойтесь и помните, что самая лучшая школа — это практика. Второе — надо держать руку на пульсе, быть в курсе новых тенденций, дружить с интернетом и использовать его на всю мощность. Надо вставать, впрягаться и пахать — к чему-то это по-любому приведет. Может так случиться, что не совсем к той цели, которую вы для себя ставили изначально, но надо твердо уяснить: дорога возникает под ногами идущего. Работайте, набивайте шишки и step by step достигнете результата. Это касается любой сферы. И еще очень важное замечание: ни в коем случае не надо искать себе зарплату, потому что когда работаешь за зарплату, но при этом не занимаешься тем, что тебе нравится, никогда и ничего хорошего из этого не выйдет.

Фотографии предоставлены кинотеатром «Полет»