990x660

Текст Евгения Пелевина | 04.03.2013

В последнее время образовательный консалтинг становится все более популярной сферой для ведения бизнеса. Количество компаний, предлагающих курсы по подготовке к государственным экзаменам, к тестам на знания иностранных языков непрерывно растет. Несмотря на это, основатели Eduinvest, пока еще совсем молодого стартапа в области образовательного консультирования, уверены в успешности своего дела. Мы встретились с одним из авторов этого проекта, Кариной Фоминой, и поговорили об особенностях их компании, а также о возможностях рынка образовательных услуг в целом.

Почему именно образовательный консалтинг?

Начнем с того, что я очень часто взаимодействовала со школьниками на протяжении всей своей учебы: преподавала с первого курса, вела занятия у детей, в частности, по языкам. И как-то так сложилось, что родители моих учеников обращались за советом, поскольку важно услышать мнение человека, который уже проходит обучение по той или иной программе. Так постепенно стала складываться клиентская база, доверительные отношения, которые привели к созданию нашего стартапа. Плюс этот бизнес очень интересен и при этом социально ориентирован, помогает обществу.

Какие проблемы вы для себя выделяете?

На сегодняшний день мы видим ряд проблем в школьном образовании, которые возможно решить инновационными способами. Во-первых, профориентация в школах. Мы видим, что дети часто не знают, куда поступать. Это приводит к тому, что общество несет огромные издержки на обучение людей, которые в будущем не работают по своей специальности. Профориентация позволяет решить эту проблему, поэтому школьники вместе с родителями обращаются к нам за консультацией. Во-вторых, это развитие предпринимательской культуры в школах. Мы сами закончили экономический факультет МГУ и понимаем, что бизнес-образование можно получать еще со школьного возраста, до поступления в университет. Полученные деловые компетенции помогут человеку в дальнейшей жизни, в частности, при обучении в университете.

Расскажи подробнее о направлениях деятельности вашей компании.

Первое направление – это развитие бизнес образования в школах. Программа Kinder MBA создана компанией Eduinvest и Бизнес-инкубатором Финансового университета, с целью развития у школьников навыков ведения бизнеса, предпринимательского мастерства и лидерского потенциала.

Второе направление – это иностранные языки. В принципе, далеко не во всех общеобразовательных школах они преподаются на должном уровне. Однако, язык – это окно в новый мир, и его знание дает большие возможности. На наш взгляд, выпускник школы должен обладать, по крайней мере, базовыми знаниями английского языка. В западных университетах фактически с первого курса предметы ведутся на иностранном языке. Соответственно, мы бы тоже хотели, чтобы наши дети, выпускаясь из школы, имели достойный уровень знаний по языку, по крайней мере, intermediate. Еще нужно отметить, что мы не даем индивидуальных уроков, а стараемся набирать группы, тогда дети, помимо языка, учатся социализации в коллективе, что очень важно.

Что касается третьего направления нашей деятельности – вместе с экономическим факультетом МГУ и Cass Business School, одним из лидеров в сфере финансового и бизнес-образования Европы, мы создаем программу Foundation, позволяющую пройти подготовительные курсы в Cass параллельно с 11 классом, то есть сократить год обучения. Это знакомый формат занятий после школы, только одновременно ребята получают диплом, который позволяет им поступать сразу на бакалаврские программы в Cass наряду с обыкновенными европейскими школьниками.

Мы видим, что дети часто не знают, куда поступать. Это приводит к тому, что общество несет огромные издержки на обучение людей, которые в будущем не работают по своей специальности. Профориентация позволяет решить эту проблему.

Помимо этого, мы также занимаемся тренингами, не только для учеников, детей, но и для студентов. У нас есть как однодневные программы, так и полные курсы, продолжительностью несколько месяцев. Тренинги в основном направлены на развитие деловых качеств, ключевых компетенций предпринимателя, на личностный рост. Совсем недавно мы проводили обучение «переговорам без поражений» на факультете государственного управления МГУ.

Еще мы сейчас ведем переговоры с директором одного из крупнейших образовательных тренинговых клубов Санкт-Петербурга, Николаем Ягодкиным, руководителем компании «Advance», которая занимается технологиями эффективного обучения. Он разрабатывает образовательные программы, основанные на использовании мнемотехник, уже на протяжении нескольких лет. Мы сотрудничаем по поводу их внедрения в наш процесс обучения, и планируем найти кооперацию в этой сфере в дальнейшем. С марта у нас уже стартует программа по подготовке детей к ЕГЭ, в рамках которой определенные образовательные технологии, например mind maps, перенесенные в обучение, позволяют нам гарантировать любому ребенку, что за 8 занятий он сможет сдать ЕГЭ по математике минимум на 67 баллов.

А каков приблизительный объем вашей работы? О каком количестве школ мы сейчас говорим?

Сейчас объем работы – это несколько занятий по языкам и однодневных мастер-классов. Кроме этого, уже есть 7 полноценных курсов, которые мы планируем запустить с начала марта вплоть до летних каникул. Так как Eduinvest еще начинающий стартап, то в данный момент мы активно сотрудничаем в основном с несколькими частными школами, хотя есть и государственные.

Насколько легко вы масштабируетесь? У вас стандартизированные курсы/программы?

Довольно легко. Программы действительно стандартизированы, вопрос только в подборе преподавателей.

Откуда вы их набираете?

У нас очень разный преподавательский состав. Сейчас в основном мы набираем их из университета, через личные связи, через знакомых. Преимущественно, это студенты и аспиранты. Есть также ребята, которые открыли свой бизнес и которым интересно работать со школьниками. Есть те, кто уже ведет какие-либо бизнес-тренинги. В частности, сейчас сотрудничаем с Академией лидерства и Фондом Русской Экономики.

Если говорить о курсах иностранных языков, то сейчас очень много компаний, которые занимаются этим: EF, Speak Up и другие. Чем ваша компания отличается принципиально от других?

Наша компания отличается, во-первых, ориентацией на результат. Мы проверяем знания наших детей международными экзаменами. То есть в конце любого курса они сдают экзамен для получения независимого сертификата. Во-вторых, наши занятия обычно ведут два преподавателя: русскоязычный преподаватель, который отвечает за саму систему обучения, и носитель языка, который занимается разговорной практикой, ставит произношения, помогает детям преодолеть языковой барьер.

Возвращаясь к программе Foundation, кто будет преподавать в рамках нее?

Программа только формируется, но предполагается, что вести занятия будут преподаватели из МГУ. Курсы будут читаться на английском языке, а программы будут аккредитованы университетом-партнером.

Надо поверить в себя и попробовать сделать что-то самостоятельно.

Как вам удалось добиться финансирования? Откуда вы берете средства на реализацию проекта?

На самом деле, много средств не требуется – это заблуждение. Программы мы разрабатываем сами, а сайт требует небольших вложений. Кроме того, у нас уже сложилась хорошая команда, ориентированная на качество. Здесь главный вопрос в идее и в желании ее реализовывать, а проблема финансирования решаема. На наш взгляд, лишние средства, наоборот, могут все испортить. Когда у стартапа появляется много денег, он начинает вместо того, чтобы развивать свой бизнес, пиарить себя на всевозможных конкурсах.

То есть сейчас Eduinvest принадлежит только себе, у вас нет внешних инвесторов?

Да, абсолютно верно. Более того, ближайшее время мы не планируем привлекать инвесторов к себе в команду, пока это не требуется для нашей работы.

В чем заключаются риски вашего бизнеса?

Риски всегда присутствуют. Мы не можем сейчас точно сказать, будут ли все программы успешно реализованы. Мы вкладываем все свое время и много сил в наши проекты, хотя вместо этого мы могли бы работать в крупной компании и уже расти по карьерной лестнице. Главная проблема работы в стратапе заключается в том, что никто не скажет, что тебе нужно делать. Здесь требуется самодисциплина, умение находить компромиссы в коллективе.

Что ты пожелаешь начинающим стартаперам?

Не нужно идти работать в крупные компании. Надо поверить в себя и попробовать сделать что-то самостоятельно. Если делать это честно, не обманывая себя, то обязательно что-то получится. Безусловно, надо ставить себе цели, но если даже что-то не получается, не стоит расстраиваться и сдаваться. Это колоссальный неоценимый опыт, когда ты полностью принимаешь решения самостоятельно.